Методическая разработка урока литературы в 11 классе "К земле приникнувший Шмелев..."
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Разработка урока литературы в 11 классе по творчеству И.С. Шмелева. На уроке ученики знакомятся с биографией писателя, отражением в его произведениях воспоминаний детства, связанного с Замосворечьм. Материалы могут пригодиться при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_tvorchestvu_shmeleva.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полещенко Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Энгельс

Тема: «Ты Русский – именем и кровью…» Духовные искания И. С. Шмелёва

11 класс.

Предмет: литература.

Цели:

  1. Познакомить с творческой биографией И. С. Шмелёва, проследить взаимосвязь развития религиозности и духовности писателя.
  2. Развивать навыки анализа художественного произведения.
  3. Формировать уважение к православным и семейным традициям.

Оформление: портрет И. С. Шмелёва, репродукция картин русских художников с видами старой Москвы, электронная презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

Иван Сергеевич Шмелев - русский писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Детство, проведенное в Замоскворечье, стало главным истоком его творчества. Жизнь, укорененная в православии, тесно связанная с годовым кругом праздников, естественная и органичная для верующего человека, воспитала детскую душу, стала основой, которая помогла будущему писателю не только выстоять в вынужденном изгнании первой волны эмиграции, но и исполнить задачу огромной важности – сохранить для потомков душу православного русского народа: его веру, обычаи, быт.

На сегодняшнем уроке, обратившись к этапам биографии и текстам произведений И.С. Шмелева, мы рассмотрим этапы формирования самобытности И.С. Шмелева - православного писателя.

Запись темы урока.

2. Изучение новой темы.

2.1. Беседа по вопросам.

2.2. Работа с текстом романа «Солнце мёртвых». Беседа.

2.3. Работа с биографическим материалом.

2.4.  Работа с текстом повестей «Лето Господне» и «Богомолье».

- Какие этапы можно наметить в биографии и творчестве писателя?

- Как впечатления детства повлияли на формирование личности будущего писателя?

- Как формировалось отношение И.С. Шмелёва к Церкви, к Православию? Как повлияло на это семейное воспитание?

- Чем объясняется временный отход И.С. Шмелёва от Православия?

- Что послужило толчком к возвращению И. Шмелева к церковной жизни?

- Как описывал И. С. Шмелёв в книге "Старый Валаам" своё состояние перед свадебным путешествием?

 Слово учителя о событиях в Крыму в 1918 – 1921 годах. (Приложение 3)

- О чем книга И. С. Шмелева?

- Какова композиция книги?

 - Какие вопросы ставит автор перед собой и читателем?

- Что вы чувствовали, когда читали «Солнце мертвых»?

И.С. Шмелев мучительно ищет ответ на вопрос, как могло произойти с людьми такое безумие? В чем причины жестокости, захлестнувшей Россию? Герой мучительно пытается понять смысл происходящего, определить свое место в этом мире, в этой стране, когда-то до боли родной, а теперь неузнаваемо изменившейся. Для него нет ничего страшнее разрушения и смерти.

- С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

- Как возник замысел "Лета Господня?"

- Какова роль эпиграфа повести?

- В чём заключается необычность манеры повествования?

- Как вы понимаете смысл названия книги?

Лето” символизирует круг (в Древней Руси слово лето означало год) — идеал бесконечности духовной жизни человека. Круг как воплощение совершенной формы, по мнению ребят, олицетворяет символ неба, солнечного ока, начала и конца человеческого существования, бесконечной смены поколений. Учитель напоминает, что круг на Руси считался символом всеединства, он понимался как “закон нравственной любви” (А.С.  Хомяков), как “целостности, иррациональности и ориентации на всечеловеческое единство” (В.Соловьёв).

В природе лето - пора расцвета, полноты жизненных сил, радости бытия. Таким летним благословенным днём в книге И.С.Шмелёва становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если озарен духовным светом - светом Божественного присутствия. Мир в книге И. Шмелёва совмещает обыденное и вечное и рисуется как дар Божий. Будничная жизнь изображается дважды – взглядом ребёнка и Божественным Светом.

В чём особенности композиции повести? Приведите примеры.

Лейтмотив произведения – формирование нравственных качеств. Этой задаче подчинена система образов повести. От эмоциональной оценки название праздника через знакомство с бытовой стороной и новыми внутренними ощущениями, ребёнок приходит к постижению его сути.

—Проследите реализацию композиционной модели на примере одной главы.

- Этапы биографии Шмелева совпадают с разными этапами его духовной жизни. Принято делить жизненный путь писателя на две кардинально отличающиеся половины - жизнь в России и в эмиграции. И умонастроение И. С. Шмелева, и манера писательства самым сильным образом изменились после революции и событий, которые писатель пережил в период гражданской войны: расстрел сына, голод и нищета в Крыму, отъезд за границу. Но и до отъезда из России и в эмигрантской жизни Шмелева можно выделить несколько других таких же резких поворотов, касавшихся в первую очередь его духовного пути.

 Иван Сергеевич Шмелёв родился в Москве 3 октября 1873 года в глубоко православной, патриархальной купеческой семье. Детство, проведенное в Замоскворечье, стало главным истоком его творчества. Жизнь, укорененная в церковности, тесно связанная с годовым кругом православных праздников, такая естественная и органичная для верующего человека, воспитала детскую душу. Она влила в нее силы, стала основой, которая помогла будущему писателю не только выстоять в вынужденном изгнании первой волны эмиграции, но и сохранить для потомков душу православного русского народа: его веру, обычаи, быт.

 Детские впечатления, домашнее православное воспитание навсегда остались в сердце писателя. Мы не раз находим этому подтверждение в текстах И.С. Шмелёва. «Как-то приехала матушка от Троицы. Была она у батюшки Варнавы, и он сказал ей: «А моему... – имя мое назвал, крестик, крестик...». Это показалось знаменательным: раза три повторил, словно втолковывал... «а моему... крестик, крестик!» ... – «А тебе вот крестик велел, да все повторял. Тяжелая тебе жизнь будет, к Богу прибегай!» - не раз говорила матушка. И мне делалось грустно и даже страшно. Сбылось ли это? Сбылось».

 Как и многие молодые люди в России начала ХХ века, в гимназические и студенческие годы Иван Шмелев отошел от Церкви, увлекшись модными позитивистскими учениями. Вот как он писал об этом: «От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова,.. стопки брошюр, где студенты требовали "о самых последних завоеваниях науки". Я питал ненасытную жажду "знать". И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания - от источника Знания, от Церкви».

 Новый поворот в жизни писателя был связан с женитьбой и свадебным путешествием на Валаам в августе 1895 года и стал толчком к возвращению к церковной жизни. Значительную роль в этом  играла жена - Ольга Александровна, дочь генерала А. Охтерлони, участника обороны Севастополя. Когда они познакомились, Ивану Шмелеву было 18 лет, а его будущей супруге - 16. В течение последующих 50 с лишним лет, вплоть до смерти Ольги Александровны в 1946 году, они почти не расставались друг с другом. Благодаря ее набожности он вспомнил свою детскую искреннюю веру, вернулся к ней уже на осознанном, взрослом уровне, за что всю жизнь был жене признателен.

Работа с текстом. Цитирование. (Приложение 1)

Сообщение "Это было…" (Приложение 2)

Отвечают на вопросы и приходят к выводу:

- "Солнце мертвых"- это художественная хроника преступления перед целым народом и, одновременно, - трагическая часть биографии и души автора. Это книга

  • о смерти русского человека и русской земли
  • о смерти русских садов и русского неба, русских трав и зверей
  • о смерти русского солнца
  • о смерти всей вселенной, - когда умерла Россия - о мертвом солнце мертвых...».  

«Солнце мёртвых» - часть биографии  и души И.С.Шмелёва.

Сообщение «Как пушинки в ветре...» (Приложение 4).

Сообщение «Вне России - с Россией» (Приложение 5).

 Оказавшись в эмиграции в 1922 году, И. С. Шмелев первое время писал красном терроре, голоде и беззакониях. Но уже в 1925, в письме к П.Б. Струве, он обронил: "В записях и в памяти есть много кусков, - они как-нибудь свяжутся с книгой (в параллель "Солнцу мертвых"). Может, эта книга будет - "Солнцем живых" - это для меня, конечно. В прошлом у всех нас, в России, было много ЖИВОГО и подлинно светлого, что, быть может, навсегда утрачено. Но оно БЫЛО. Животворящее, проявление Духа Жива, что, убитое, своей смертью, воистину, должно попрать смерть. Оно жило - и живет - как росток в терне, ждет..." Эти слова написаны по поводу цикла "Океан",  в котором образ прошлой России впервые возникает у Шмелева как противоположность и красной России, и чужой Франции.

Первый очерк, с которого Шмелев начал писать "Лето Господне", назывался "Наше Рождество. Русским детям" и был опубликован 7 января 1928 года. Начинается он с обращения к мальчику - крестнику и родственнику Шмелева, Иву Жантийому. Ему, заменившему И. С. Шмелеву расстрелянного сына, писатель рассказывал о былом, о Горкине, о своем детстве, о праздниках. С этих рассказов непосредственно и началось "Лето Господне". Впоследствии в книге писатель рассказывал о былом не только Иву, но и всем детям эмиграции, воспитывающимся в чужой Франции. И. С. Шмелев хотел рассказать им о России истинной: "Им мы должны отдать хранимую Россию, нетленный ее в нас облик".

При помощи эпиграфа автор может выразить своё отношение к сюжету, героям, описываемым событиям. Известные пушкинские строки, взятые И. С. Шмелёвым в качестве эпиграфа, выявляют замысел Шмелёва — показать любовь к предкам, к ближнему, любовь - всепрощение, любовь к своим истокам, возвращение к которым даст человеку нравственное самосовершенствование.

 Необычность манеры повествования заключается в сказовой форме от лица маленького героя.  В первых по времени написания главах еще сильны интонации взрослого человека, который постепенно исчезает и заменяется ребенком-рассказчиком. Маленький ребенок видит своими чистыми, незамутненными глазами мир правильно - и этот мир, праздники, для нас важнее, чем сам ребенок. Этот мир - предмет изображения Шмелева - богослужение годового круга и его отражение в жизни верующих. Здесь описывается пять из двунадесятых праздников, Пасха, Святки и Великий Пост.

Слово «лето» имеет несколько значений:

  • лето – время года, самая тёплая пора года
  • единица исчисления времени (устаревшее значение)

Работают с текстом произведения. (В книге «Лето Господне» писатель вспоминает свое детство). Действие повести движется по кругу: от Великого поста к Масленице, после которой снова Великий пост. В «Лето Господне» повествование от первого лица мальчика Вани, наблюдающего и постигающего жизнь. Ребёнок знакомится с миром взрослых, прошедших путь духовного возмужания людей. Юный герой И. Шмелёва ощущает своё родство с миром, всеединство людей, зверей, природы. «Лето Господне» - своеобразная энциклопедия обычаев, связанных с церковными и народными праздниками. Праздники эти описываются из сердечной глубины верующего ребёнка. Читателя поражает сходство ощущений, описываемых автором, с чувствами человека, начинающего церковную жизнь все впервые, все новое. Русский философ И. Ильин писал: " "Лето Господне" - благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет".

2.5. Анализ главы «Рождество» (совместная деятельность)

Слово “праздники” для И. С. Шмелёва наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека. Праздничная культура — это в первую очередь результат педагогической системы народа, складывающейся на протяжении нескольких веков. Посредством праздников в форме традиций закрепляются и передаются из поколения в поколение высшие человеческие ценности.

  • Выразительное чтение фрагментов главы
  • Определение темы, микротем (изображение Рождества; тема Неба, робкой тяги ребёнка к Небу, тема единства человека и Неба)
  • Определение стиля (художественный, с элементами разговорного стиля для передачи мыслей и внутреннего мира героя– особенность прозы И. Шмелёва)
  • Определение типа речи (повествование с элементами описания)
  • Проблематика (через передачу мыслей героя: «Что приносит Рождество людям?»)
  • Идея (ответ повествователя – взрослого человека на вопросы, которые он задавал себе в детстве и которые задаёт герой повести: Праздники объединяют людей, дают сохранение православных традиций. Главное в них – красота духовного общения).
  • Общая тональность, стилевая доминанта (светлая, добрая, уютная, тёплая, мирная, светоносная, целомудренная, сердечная, духовная, православная, солнечная, гуманная, душевная, лирическая, родная, радостная)

Вопросы и задания для выявления нравственного потенциала книги:

— Какие ценности для маленького героя становятся значимыми?

— Как “радости” влияют на духовное становление мальчика?

Практически во всех главах доминирует слово “радость” или производные от него.

Помимо ключевого слова “радость” присутствует ещё одна доминанта — “солнце” и его производные. Целостный анализ книги И. С. Шмелёва «Лето Господне» позволяет сделать вывод о том, что частотность использования в произведении лексем “радость” и “солнце” связана с идеей жизнеутверждения и оптимизма.

3.Итог урока.

- Долгое время исследователей литературы не затрагивало вопрос о духовных поисках И. С. Шмелева. Для критиков он был лишь одним из представителей демократического направления в русской литературе начала века, художником критического реализма. Не могло быть и речи о возвращении на родину его останков. И лишь в апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом - Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых.

30 мая 2002 года прах Шмелёва был торжественно перевезён из Франции в Москву, на кладбище Донского монастыря, где похоронены самые близкие его люди - дед и отец. Так, спустя более полвека со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.

Философ Иван Ильин в книге “О тьме и просветлении» писал: «Верой в Россию исполнено творчество религиозного писателя И.С. Шмелева”. И лишь спустя десятилетия произошла переоценка его творчества на Родине.

Наш современник - писатель В. Распутин – отмечает: «Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции... писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его "Лето Господне", "Богомолье", "Неупиваемая Чаша" и другие творения - это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим духом».

Записывают основные даты и вехи биографии И. С. Шмелёва.

4.Домашнее задание:

Сочинение «Духовные искания Ивана Шмелева».

Литература.

  1. Жантийом-Кутыриин И. Мой дядя Ваня. - Москва: Российский Фонд Культуры-Издательство Сретенского монастыря, 2001.
  2. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев // И. Шмелев. Лето Господне.- М.: АСТ Олимп, 1996.
  3. Е. И. Колосова. Язык книги И. С. Шмелёва «Лето Господне». - www.ksu.ru/fil/kn2/index.php?sod=7 
  4. Осьминина Е. А. "Лето Господне": замысел и воплощение. – М.: ПСТБИ, 2000 г. http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/chmelev/osminina/
  5. Шмелев // И. Шмелев. Лето Господне.- М.: АСТ Олимп, 1996.
  6. Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 2001.


Приложение 1.

 -"И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но - куда? Крым, Кавказ?.. Манили леса Заволжья, вспоминалось "В лесах" Печерского. Я разглядывал карту России, и взгляд мой остановился на Севере. Петербург? Веяло холодком от Петербурга. Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? …в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло... к монастырям!"

- Перед отъездом в свадебное путешествие Иван Шмелев с женой направляются в направляются в Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры - получить благословение у старца Варнавы Гефсиманского. Преподобный старец Варнава не только благословил на предстоявшее путешествие Шмелева, но и чудесным образом провидел его будущий писательский труд; то, что станет делом всей его жизни: "Смотрит внутрь, благословляет. Бледная рука, как та в далеком детстве, что давала крестик. Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: "превознесешься своим талантом". Все. Во мне проходит робкой мыслью: "каким талантом... этим, писательским?"

Воспоминание о той встрече он пронес через всю жизнь и по удивительному совпадению скончался в день преподобного Варнавы.

Приложение 2.

 «Всё это было…»

Драматизм событий в России начала ХХ века И. С. Шмелев и его жена почувствовали с началом первой мировой войны, проводив в 1915 году на фронт единственного горячо любимого сына Сергея. Шмелев тяжело переживал это, но, естественно, никогда не сомневался в том, что его семья, как и все другие должна, выполнить свой долг перед Россией. Возможно, уже тогда у него были страшные предчувствия касательно участи сына. Ухудшение в состоянии духа Шмелева наблюдали его друзья, в частности Серафимович, отмечавший в одном из писем в 1916 году: "Шмелев чрезвычайно подавлен отъездом сына на военную службу, был нездоров".

 В первое время после революции 1917 года, воодушевленный ликованием народа, И.  Шмелев совершает ряд поездок по стране, выступает на митингах и собраниях перед рабочими, встречается с политкаторжанами, возвращавшимися из Сибири, которые с благодарностью отзывались о творчестве писателя и признавали его "своим". Об этом, изумившем писателя факте, он писал сыну Сергею в действующую армию. Но, несмотря на царивший после победы революции энтузиазм, писатель в душе не верил в возможность быстрых преобразований в России: "Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах,- в нашей же и подавно. Некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно", - писал он сыну 30 июня 1917 года В этот период писателя остро волнует проблема бессмысленности войн. В 1918 году он создает повесть "Неупиваемая чаша", а в 1919-ом - повесть "Это было", где определяет войну как вид массового психоза.

Приложение 3.

- Одно из самых важных в судьбе писателя мест – Крым. Здесь Шмелёв не только любил отдыхать и работать, но даже мечтал иметь свою собственную творческую мастерскую. Мечта – жить в Крыму – сбылась для Шмелева, но страшным образом. В 1918 году, спасаясь от голода, писатель уехал с семьей в Алушту, где купил небольшой домик-дачку И. С. Шмелёв читал лекции по истории русской литературы студентам Таврического университета. Писатель пережил здесь все ужасы гражданской войны и самую страшную беду — 3 марта 1921 года большевики расстреляли в Феодосии его единственного сына Сергея, 24-летнего офицера-инвалида.

 Как только большевики окончательно взяли власть в Крыму, они развязали террор. Было объявлено, что белые офицеры, которые добровольно явятся с повинной, будут отпущены безо всяких дальнейших преследований. Десятки тысяч военных поверили большевикам. Но это обещание оказалось ложью — все они были казнены практически без суда и следствия — приговоры выносили сотнями в день. Под огромным списком фамилий просто ставилась резолюция — «расстрелять». В Ялте, Феодосии и Симферополе репрессии приняли огромный размах. «Врагов революции» не только расстреливали, но и сбрасывали живыми в море. Погиб и Сергей Шмелев. Не веря в его гибель, Иван Сергеевич даже писал письма Горькому с просьбой похлопотать о судьбе Сергея. О его судьбе родители узнали только много времени спустя.

«Солнце мертвых» – одна из самых трагических книг за всю историю человечества, эпитафия всем жертвам террора. Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже и у Буниных, в Грассе. По словам Ю.А.Кутыриной, «…что было пережито им в Крыму, мы можем догадываться по «Солнцу мёртвых», которое французский критик сравнивал с Дантовским Адом после изображения. Но ад-то был реальный, земной, а не потусторонний. Самые интимные личные страдания, однако, в этой книге целомудренно скрыты, поэтому и мы не имеем права говорить о них, пусть о них когда-нибудь скажут другие».

Томас Манн писал по поводу «Солнца мертвых», переведённого почти сразу на пять иностранных языков: «Читайте, если у вас хватит смелости». Современники также сравнивали «Солнце мертвых» с плачем библейского пророка Иеремии о разрушенном Иерусалиме.

Приложение 4.

В январе 1922 года Иван Сергеевич Шмелёв уезжает из России за границу для лечения. Своей любимой племяннице и душеприказчице Ю.А.Кутыриной он пишет: «Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно... Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно... И даже впервые видимая заграница – не трогает... Мертвой душе свобода не нужна... Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем Италия на один или два месяца. И – Москва! Смерть – в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там у нас есть маленькая дачка. Там мы расстались с нашим бесценным, нашей радостью, нашей жизнью... - Сережей. - Так я любил его, так любил и так потерял страшно. О, если бы  чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар это, что я в Берлине. Зачем?».

Из Берлина по приглашению Бунина Шмелёвы перебираются в Париж. Писатель еще не знал, что никогда не вернется на Родину, надеялся, что сын Сергей жив. Летом 1923 года Шмелевы решают в Москву не возвращаться. Единственный смысл жизни писатель видит в долге рассказать миру о том, что произошло в России.  

 Шмелёвы в эмиграции сильно нуждались. Но писатель наотрез отказывался от гонораров за свои книги, издававшиеся в Советском Союзе, не желая ничего принимать от власти, убившей его сына.

Приложение 5.

Во Франции И. С. Шмелёв и его жена взяли на воспитание дальнего родственника Ива Жантийома, который заменил им погибшего сына Сергея. «Они восприняли меня как дар Божий. Я занял в их жизни место Сережи», - писал Ив Жантийом. Его воспитанием занималась Ольга Александровна. Она водила мальчика на прогулку в ближайший сквер Дезэкс, а иногда гуляли вокруг «Инвалидов». Иногда ребёнок просил: «Идем на Берлину». На его детском языке это значило «очень далеко».

Ольга Александровна научила мальчика нескольким молитвам, которые он читал каждый вечер, и особенно за упокой убиенного Сережи. Ива крестил в церкви на улице Дарю (Святого Александра Невского собор) митрополит Евлогий. Его крестным отцом был Иван Сергеевич Шмелёв – дядя Ваня, а крестной матерью Павла Полуэктовна, жена православного богослова Карташова. Хотя Иву было четыре года, он хорошо помнил, как его крестили: он спел молитву, которой научил его дядя Ваня: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» И. Шмелёв очень серьезно относился к роли крестного отца, о чем можно судить по воспоминаниям Ива Жантийома.

Шмелевы принесли с собой в эмигрантскую жизнь русские традиции. Церковные праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался, ходили в церковь на ул. Дарю, но особенно часто – в Сергиевское подворье. Для Ива это было настоящим путешествием: сначала ехали на метро, а потом долго шли пешком до Крымской улицы. В его день Ангела и день рождения всегда бывали праздники, подарки. Мальчик всякий раз с нетерпением ждал их. Его рост дядя Ваня - И. С. Шмелёв - отмечал на стене. Он воспитывал мальчика как русского ребенка, и тот гордился этим и говорил, что только его мизинец является французом. Свой долг крестного И. С. Шмелёв видел в том, чтобы привить Иву любовь к вечной России, это для него он написал «Лето Господне».

К Рождеству в семье Шмелевых готовились задолго до его наступления. И сам писатель, и Ольга Александровна, и маленький Ив делали украшения: цепи из золотой бумаги, корзиночки, звезды, куклы, домики, золотые или серебряные орехи. Так, и потеряв родину, русские эмигранты находили ее в хранении дорогих сердцу обрядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Как люди открывали Землю". 5 класс.

Методическая разработка урока "Как люди открывали Землю"для  5 класса линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Учащиеся  изучают текст §3 учебника и рисунки; определ...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока по физике: "Атмосфера земли. Атмосферное давление."

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями атмосфера земли и атмосферное давление. Цель нашего урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, и выяснить влияние земной атмосферы на жив...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"

Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"...