Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Дворянова Наталья Викторовна

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_petre_i_fevronii.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема урока литературы: «Святые земли русской»

                            (по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

                                                      7 класс – 2 урока

 «Идешь в дорогу жизни – возьми идеал вместо посоха»

                                                                                              (народная мудрость)

«Идеал высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью»

                            (толковый словарь русского языка по ред. А.П. Евгеньевой)

«В любви человек забывает себя, он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье».

                                                                                               (И.А. Ильин)

Вступительное слово учителя:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - литературный памятник Древней Руси XVI столетия, и сегодня мы продолжаем разговор о произведении, которое Д.С. Лихачев назвал «жемчужиной древнерусской литературы». Почему повесть была так любима читателями на Руси? Чем интересна современному читателю литература прошлого и интересна ли? Этим вопросом в свое время задавался еще Пушкин и дал на него такой ответ: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия (художественная литература - прим. Н.В.) остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны». Литература прошлых эпох имеет для нас безусловное познавательное значение, продолжает доставлять эстетическое наслаждение, особое эмоциональное состояние, которое испытывает человек, прикоснувшийся к миру искусства.

        В основе настоящего произведения искусства лежит представление о прекрасном, а в основе прекрасного – представление об идеале - наиболее значимом и ценном для человека.

        В Древней Руси существовало особое представление об идеале, которое, по словам Д.С. Лихачева, родилось отнюдь не в литературе, а имело конкретно-жизненное происхождение. Сегодня нам предстоит найти ответы на важные вопросы:

  Почему Ермолай Еразм посвятил свою повесть князьям Муромским?

За какие качества характера и поступки Муромские чудотворцы были причислены к лику святых?

В чем смысл жизни человека-христианина?

        Чтобы осмыслить произведение, получше познакомиться с автором повести, Ермолаем-Еразмом, узнать интересные сведения о Муроме, мы предлагаем вам послушать выступление наших исследователей.

Слово краеведу.

(Заранее предлагаем ученику тему исследования «Муром – святой город Руси». Презентация должна быть небольшой – 6, 7 слайдов. Конечно, акцент нужно сделать на тех местах Мурома, которые связаны с историей жизни Святых.)

О Ермолае-Еразме, авторе «Повести…», эпохе ее создания расскажет юный историк.

(Тема презентации: «Автор «Повести…» и эпоха ее создания». Необходимо отметить, что Ермолай-Еразм – талантливый публицист, писатель XVI века. Автор «Моления царю», «Книги о святой Троице», «Поучения к своей душе». Основная идея его произведений – следование идеалу милосердия и христианской любви. Говорим о митрополите Макарии и его просьбе, высказанной Ермолаю-Еразму, о создании жития Петра и Февронии Муромских, а также о личности Ивана Грозного, его поездке в Муром перед походом на Казань.)

Слово предоставляется искусствоведам. 

(Тема презентации: «Святые Петр и Феврония Муромские в древнерусской иконописи». Во время выступления необходимо разъяснить важные стороны древнерусской живописи и ответить на вопрос:

Как удалось древним иконописцам передать образы Петра и Февронии?

 Ни в житии, ни в древней легенде нет описания их внешности. Дело в том, что и древнерусский книжник, и древнерусский живописец не стремились запечатлеть внешность святых, а ставили перед собой задачу передать их внутренний облик, их духовное единство, молитвенное устремление к духовному, горнему миру. Так, Д.С. Лихачев писал, что искусство того времени отвергало «суету мира сего», мишуру украшений, декоративность и развлекательность. Ученый сравнивал «Повесть …» с «Троицей» Андрея Рублева, а Февронию с ангелами, изображенными на иконе.)

Работа с текстом

Известно, что заглавие в свернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста, выражает его суть, «расшифровывает идею произведения». Заголовок дает дополнительную информацию о стиле, жанре, композиции, тональности произведения.

Прочитайте полное название произведения.

(«Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией»)

Разберемся в смысле слов:            «святой» - духовно и нравственно

                                                         непорочный,  чистый, совершенный

                                                         «благоверный» - благой веры христианской

                                                         «преподобный» - подобный Богу

                                                         «достохвальный» - достойный похвалы

                                                         «чудотворец» - сотворивший чудо

Не правда ли, Ермолай Еразм уже в заглавии дал всеобъемлющую характеристику Муромских князей – Петра и Февронии.

- Как в заглавии обозначен жанр произведения?

(Обращаем внимание на то, что повесть в Древней Руси – это общая жанровая форма, она могла сочетать в себе произведения различных жанров)

- Какие жанры сочетает «Повесть…»?

(сказка, житие, бытовая и историческая повесть, легенда)

Повесть начинается со вступления, которое отсутствует в учебнике литературы.

(Текст вступления:

«Благослови,отче

Слава Богу Отцу и Единосущному Сыну, Слову Божию и Пресвятому и Животворящему Духу, Единому Божьему Естеству безначальному, вместе в Троице воспеваемому, прославляемому, почитаемому, превозносимому, исповедуемому, в которого веруем и которого благодарим. Слава Создателю и Творцу невидимому и неописанному, искони самосильно премудростью Своей все совершающему и все созидающему, просвещающему и прославляющему, все, что Он хочет, Своим самовластьем. 

Сначала создал Бог на небе ангелов, духов и слуг своих, огнем палящих, умные чины, бестелесное воинство, их же величество неисповедимо. Также сотворил Бог все невидимое, что непостижимо уму человеческому. Сотворил Он видимые небесные стихии: солнце, и луну, и звезды. И на земле же давно создал Он человека по своему образу и от Своего трисолнечного Божества подобие тричисленное даровал ему: ум, и слово, и дух живой. И пребывает в людях ум - отец слову, слово же исходит от него, как сын посылаемый, на нем же почиет дух, ибо у каждого человека из уст слово без духа исходить не может, но дух вместе со словом исходит, а ум начальствует. Но не будем продолжать слова о сотворенном человеке, а вернемся к своему повествованию.

Безначальный Бог, создав человека, почтил его, и над всеми земными тварями царем поставил, и любил в человеческом роде всех праведников, грешников же миловал, желая всех спасти и в разум истинный привести.

Когда же отцовским благоволением и своим хотением, споспешествуемый Святым Духом, Один от Троицы, Сын Божий, не иной какой, а тот же Бог-Слово, Сын Отчий, благоволил родиться на земле плотью от Пречистой Девы Марии, и был человеком, не изменив Божества, и хотя ходил Он по земле, но от отцовских недр не отлучался. И в страстях Его божественное Существо бесстрастно пребывало. Бесстрастие же Его неизреченно и Его невозможно никакой притчею передать, невозможно ни с чем сопоставить, поскольку все - твари Его, в твари же Его узнаем бесстрастие, ибо если какое-либо дерево, стоящее на земле, будет срублено тогда, когда сияет на него солнце с небес, то оно будет страдать, а эфир солнечный от этого дерева не отступит и будет срублен вместе с ним, не страдая.

Говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божии, Зиждитель же и Создатель неизречен. Он пострадал за нас плотью, грехи наши на кресте пригвоздил, искупил нас от миродержца льстеца дьявола ценою крови Своей честной. Об этом говорит сосуд избранный Павел: «Не будьте рабами людей купленных». После распятия же Господь наш Иисус Христос на третий день воскрес, а в сороковой день вознесся на небеса и сел справа от Отца, а в пятидесятый день от Отца послан был Дух Святой на святых учеников и апостолов. Они же всю Вселенную просветили верою, святым Крещением. 
И сколько во Христа крестились, во Христа облеклись. Если же во Христа облеклись, то пусть не отступают от заповедей Его, не так, как льстецы и соблазнители, которые после крещения оставляют заповеди Божии, прельщенные красотами мира сего, а так, как святые пророки и мученики и все святые, Христа ради страдавшие от скорбей, от бед, тесноты, ран, в темницах, нестроениях, в трудах, бдении, постах, очищении, разуме, долготерпении, благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в словах истинных, в силе Божией, - что ведомо Единому, знающему тайны сердечные, - ими же Он землю просветил, как небо звездами украсил, и почтил их чудотворениями, одних - молитв ради, и покаяния, и трудов, других - мужества ради и смирения, как этих святых прославил, о них же и наша речь пойдет».)

Попробуем разделить текст на смысловые части:

В начале Ермолай Еразм славит Троицу: Бога Отца, Сына и Животворящего Духа. Славословие -  это не только древнерусская литературная традиция, но и глубокое религиозное мироощущение автора, для которого жизнеописание святого человека – важное духовное дело.

  1. Славословие

Стиль вступления напоминает Библию, ее размеренное неторопливое повествование. И это тоже не случайно – автор талантливый религиозный писатель и публицист, знаток Священного Писания.

Далее Ермолай Еразм вспоминает библейскую историю о сотворении мира и о пришествии на землю сына Божия – Иисуса Христа, о крещении людей.

  1. История о сотворении мира и о пришествии Иисуса Христа.

И завершает свое повествование важной мыслью: те, кто во Христа облеклись, не должны отступать от его заповедей, так как не отступили пророки, мученики и все святые.

Для автора святые – это звездочки, которыми украсил Господь землю, наградив их даром чудотворения.

  1. Святые – последователи Иисуса Христа, хранители его заповедей, звездочки, которые озаряют землю. Прославил их Господь за покаяние, молитву, труды и смирение.

Как вы думаете, каким образом вступление связано с основным повествованием?

В чем, по мнению автора, заключается смысл жизни человека-христианина?

Не правда ли, первая глава повести напоминает сказку?

Какие черты сказки мы можем назвать?

Каковы особенности композиции повести?

Соответствует ли повесть канонической композиции жанра жития?

Почему нет рассказа о детстве героев?

   Игра в командах

(четыре команды)

Предлагаю вам немного поиграть

 В этой коробочке разные предметы (ладан, золотая нить и иголка, деревянные прутики, меч-кладенец)

 (по одному предмету на команду)

Какова роль этих предметов  в повести?

Каждой команде предстоит ответить на три вопроса разного уровня сложности, в этих вопросах будет указан и предмет, роль которого в повести необходимо прокомментировать.

(раздаем листочки с вопросами)

1 команда:

А.        В чем заключался смысл слов, сказанных Февронией: «Не хорошо быть дому без ушей, а горнице без очей»?

В.         Какую роль играет в словесной ткани произведения нить с иглой?

С.        Что означают слова Февронии: «Если не стану его женой, то нет смысла мне лечить его». В этих словах угадывается корыстный интерес Февронии или мудрая прозорливость? В какой момент сказаны были эти слова? Какое еще условие было высказано Февронией слуге Петра?

2 команда:

А.        В чем заключается смысл слов, сказанных Февронией: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать»?

В.      Какую символическую роль в тексте играет данное вещество?

С.       «Радуйтесь, честные головы,  ибо в воздержании, в смирении, и молитвах, и милостыне без гордости пожили». Кому принадлежат данные слова, как вы понимаете их смысл? Кто из авторов древнерусской литературы считает эти добродетели главными в жизни человека? Кого, по мнению, древнего книжника, можно победить этими добродетелями?

3 команда:

А.      Как вы понимаете слова: «Брат мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть»?

В.      Какую роль играет данный предмет в «Повести о Петре и Февронии»?

С.      Как вы понимаете слова: «Богатство тленных не берегли, но от Бога богатели»?

4 команда:

А. Что отвечает Феврония на слова Петра: «Если она мудра, то пусть из этого льну сделает мне рубашку, штаны и полотенце за то время, которое я буду находиться в бане»?

В. Какие чудеса совершались после смерти Петра и Февронии?

С. Какую символическую роль играет данный предмет в «Повести о Петре и Февронии»? Рассуждая о чудотворениях Февронии, можем ли мы провести параллель с картиной Рублева «Троица», на котором этот символ изображен?

  Вывод 

Проблемные вопросы:

За что причислены к лику святых Петр и Феврония?

Как вы понимаете слова: «Богатство тленных не берегли, но от Бога богатели»?

И.А. Ильин писал: «Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет.

Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье».

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила любви Петра и Февронии?

Что больше всего ценит в человеке древнерусский писатель?

Домашнее задание: написать сочинение

  1. Чему научила меня «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
  2. Святые земли русской (образы Петра и Февронии в повести Древней Руси).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"

Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества,  познакомиться с лучшими примерами патриотизма....

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" 7 класс. Современные интерактивные платформы на уроке литературы

Применение современных интерактивных платформ на уроке при изучении произведения "Повесть о Петре и Февронии Муромских" в 7 классе...