Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»
план-конспект урока (10 класс) на тему

Ефремова Елена Львовна

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина.

 

Задачи:

предметные:

 

   1.способствовать выявлению учащимися особенностей изображения русского  

     национального характера;

  2.создать условия для развития учащимися умения выражать свои мысли и

     чувства правильным литературным языком.

 

метапредметные:

 

  1.создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятного психологического  

     климата;

  2.способствовать формированию у учащихся способов деятельности по оценке и

    осознанию изучаемого произведения;

  3.содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга.

 

личностные:

 

  1.содействовать осознанию и оценке учащимися нравственных качеств лично-

    сти;

  2.способствовать становлению у подростков чувства гордости за русского человека,   

    патриотизма, любви к Родине.

 

Оборудование:
 

  1. ЭОР – презентация «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер»

    (автор – составитель Ефремова Е.Л.);

  2.Н.С.Лесков «Очарованный странник»;

  3.Эпизод из фильма И.Поплавской и В.Соловьева «Очарованный странник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leskov_n.s._ocharovannyy_strannik_10_klass.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

г. Новомосковск, Тульская область

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: «Праведник Земли русской.

 Русский национальный характер»

разработан учителем русского языка и литературы

Еленой Львовной Ефремовой

г. Новомосковск

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина.

Задачи:

предметные:

   1.способствовать выявлению учащимися особенностей изображения русского  

     национального характера;

  2.создать условия для развития учащимися умения выражать свои мысли и

     чувства правильным литературным языком.

метапредметные:

  1.создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятного психологического  

     климата;

  2.способствовать формированию у учащихся способов деятельности по оценке и

    осознанию изучаемого произведения;

  3.содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга.

личностные:

  1.содействовать осознанию и оценке учащимися нравственных качеств лично-

    сти;

  2.способствовать становлению у подростков чувства гордости за русского человека,  

    патриотизма, любви к Родине.

Оборудование:

  1. ЭОР – презентация «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер»

    (автор – составитель Ефремова Е.Л.);

  2.Н.С.Лесков «Очарованный странник»;

  3.Эпизод из фильма И.Поплавской и В.Соловьева «Очарованный странник».

Приемы работы:

  1.беседа: обсуждение, дискуссия, диалог.

  2.слово учителя: организация аналитической деятельности учащихся;

                              организация поисковой деятельности учащихся;

                              создание условий для переживания;

                              организация эмоциональных чувств для сопереживания событий.

  3.выразительно чтение: специально подготовленные учащиеся.

ХОД УРОКА

ЭПИГРАФ УРОКА:

Русский человек со всем справится.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У. –Здравствуйте! Наступил новый день. Я как всегда очень рада видеть вас и от души желаю добра.

Давайте просто улыбнемся друг другу.

II.Определение темы, цели, проблемы урока.

У.- Как всегда я приглашаю вас в мир литературы, а вот и наши проводники – писатели и поэты. О чем они спорят, давайте послушаем?

(Звучит диалог подготовленных учащихся, элемент драматургии)

-  По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

-  Это  у вас болезнь зрения.

- Может быть, но только что мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

-  Неужели, в самом деле, ни в моей, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все  доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно,  это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в твоей и моей душе. Мне  это стало несносно и ужасно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать.

У. – Вы узнали кого-нибудь из этих писателей? О чем они спорят?

(Один – Н.С.Лесков, который много путешествовал, встречался с людьми, искал праведников. Результаты поисков он отразил в своих произведениях. Одно из них – повесть «Очарованный странник»)

У. – Какие из этого диалога вопросы для нас сегодня очень важны в разговоре о произведении и герое?

(обучающиеся определяют цели).

У. – Я тоже определила для себя цели, давайте посмотрим, совпали ли ваши цели с моими?

У.- Итак, перед нами четыре цели – вопроса. Как вы думаете, какой или какие из них заявляют  главную проблему повести?

(2,4)

У.- Достаточно этих целей или можно что-то убрать?

(достаточно)

У.- В принципе, мы можем рассмотреть и 1, 3.

У.- Над этими вопросами мы будем размышлять в течение урока и попытаемся на них ответить. Как бы вы определили тему урока?

(ответы)

У.- При подготовке  к уроку вы исследовали текст повести с точки зрения,  какой – либо проблемы, работали в группах над названием повести, значением имен и фамилий; исследовали литературные ассоциации, которые вызывают данное произведение; определяли философские категории, нравственные проблемы, заявленные автором, исполняли роль режиссеров.

1.Знакомство с понятиями «Праведник, праведничество».

У. - Вернемся к началу урока. Вы прослушали диалог писателей. Как вы думаете, какое понятие является ключевым в поисках ответа на вопросы? Почему?

(праведник, праведничество)  

У.- Кто такие праведники?

(Сказка «Меланья – Голова баранья», где праведники живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовность им помочь, самопожертвованием)

У.- Я затрудняюсь без вашей помощи ответить на следующий вопрос: Праведники – люди верующие?

(Не обязательно.  Это морально-этическая оценка человека)

У.- С вашей точки зрения, какими же качествами должен обладать праведник?

(скромность, честность, милосердие…)

2.Соотнесение понятий «праведник, праведничество» с личностью главного героя.

У.- Обладает ли герой повести этими качествами?

(в начале повести – нет).

У.- Аргументируйте, опираясь на текст.

У.- Где мы знакомимся с героем?

(в пути, в бесконечности, которое его манит)

У.- Каким был этот путь?

(сложным….)

Звучит стихотворение Ф.Тютчева. П.Чайковский «Шестая симфония».

Пошли, Господь свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной.

Как бедный нищий, мимо саду

Бредет по жаркой мостовой;

Кто смотрит вскользь через ограду

На тень деревьев, злак долин,

На недоступную прохладу

Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной

Деревья сенью разрослись,

Не для него, как облак дымный,

Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,

Напрасно взор его манит,

И пыль росистая фонтана

Главы его не освежит.

Пошли, господь, свою отраду

Тому, кто жизненной тропой

Как бедный нищий мимо саду

Бредет по знойной мостовой.

(речь идет о странниках, бредущих по дорогам жизни, об их усталости, о вечной неуспокоенности).

3.Мотив богатырства в повести.

У.- Герой напомнил вам кого-то?

(Илью Муромца)

У.- В принципе, какой же богатырь без коня?

(знаток лошадей (конэсер))

У.- Можем ли мы предположить что-то о его внутреннем облике, опираясь на внешность? Подтверждает ли это текст?

(выразительное чтение: человек огромного роста, со смуглым открытым лицом…)

У.- Мотив богатырства как-то в повести еще проявился?

(участие в войне на Кавказе, желание за народ помереть)

У.-А вещественная какая- то деталь есть в образе героя, свидетельствующая о нравственных устоях героя?

(поясок со словами «Чести моей никому не отдам»)

У.-А одет во что богатырь? Есть ли здесь противоречие, как сказали бы философы, между формой и содержанием?

(…ни внешне, ни внутренне он не монах)

У.- Как вы мыслите, что заставило принять сан монашества?

(послушание, русская душа, покой)

У.- Значение имени и фамилии героя, литературные ассоциации.

(Иван-дурак, Иван – царевич).

У.- Ваши мысли по поводу того, кто он в повести Иван –царевич или Иван –дурак?

(ответы)

У.-Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас этот герой? Почему?

(Мцыри, Обломов).

У.-А о чем говорит фамилия героя?

(Флягин – фляга, сосуд для пития. Сосуд можно наполнить живительной влагой т.е.нравственными качествами,  а можно и наоборот).

У.- Так что же в себе носит герой?

(главный принцип – бороться, терпеть, страдать, через душу)

У.- Тема борения с жизнью пройдет через всю повесть.

4.Тема борения с жизнью, цепь испытаний, выпавших на долю героя.

У.- Чем живет герой – умом или сердцем?

(жизнь его увлекает, он не задумывается над своими поступками).

У.- В чем он видит свое предназначение?

(обещанный сын, обязан посвятить свою жизнь Богу).

У.- Почему же он противится предназначению?

(пытается решить вопрос, зачем он пришел в этот мир. Иван – натура страстная, увлекающаяся; монастырь –это спокойная уравновешенная жизнь)

У.- Через какие испытания пришлось пройти герою, чтобы понять, для чего он пришел в этот мир?

(Чтение: эпизод с камешками; отказ идти вместе с цыганами; испытание – в няньках)

У.-Трижды появляется образ монашка, который зовет идти в монастырь. Подчиняется ли он этим знамениям? Почему?

(обращение к эпиграфу урока).

У.- Какие еще испытания выпали на долю героя?

(Гл.10).

5.Главное испытание – человечность.

(любовью)

У.Какой была первая встреча с Грушей? Как описывает ее герой?

(просмотр эпизода из фильма И.Поплавской и В.Соловьева «Очарованный странник»)

(ответы)

У.- Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Как литературные ассоциации у вас возникли?

(роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», А.Н.Островский «Гроза»).

У.- Какой была последняя встреча героев?

(инсценировка эпизода последней встречи Груши и Ивана Северьяновича)

У.- Как вы оцениваете поступок героев? Преступление или подвиг во имя любви?

(ДИСКУССИЯ)

6.Жить для других…

У.- Герой говорит о том, что после смерти Груши, он «зачеркнул» себя. Что это значит?

(начинает жить для других, за других..)

У.-Следующее испытание – Кавказ. Впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что изменилось в его взглядах?

(нравственные ориентиры – «Много душ на своем веку загубил»)

У.- Герой в монастыре, сбылось пророчество?

(нет)

У.- Почему же монастырь не стал последней пристанью для Флягина?

(не успокоился дух, внутренний голос говорит: «Ополчайся»).

7. Смысл названия повести. Мотив странничества и дороги.

У.- Каким вы представляете Ивана Флягина

(рисунки учащихся)

У.- Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

(чтение отрывков, пересказ эпизодов:       а)чужими нравами и обычаями; б)природой; в)лошадьми; г)женщиной; д)привязанностью к маленькой девочке; е)живностью; з)тишиной приобщения к Богу).

У.- Изменился герой в конце повести? Чем была для него дорога?

(путь нравственного перерождения, становления личности).

У.- (Работа со словарями В.Даля, С.Ожегова)

очаровать-обворожить, околдовать

странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы

У.- Какой смысл зашифрован в названии повести?

(странничество – важный элемент русского национального самосознания)

У.-Почему Флягин назван странником?

(ответы учащихся)

8.Главный вопрос урока.

У.- Какой же главный вопрос урока?

(определить черты русского национального характера)

У.- Какие же черты русского национального характера вы можете назвать.

Составление кластера

 

(смекалка, доброта, любовь, простодушие, бесстрашие, наивность…).

У.-В чем особенность?

(Русский человек со всем справится. Через образ Ивана Флягина Лесков Н.С. показал нравственную и физическую силу, способность прийти на помощь, любовь к Родине. природе, щедрость).

У.- Можно ли Ивана Северьяновича назвать праведником? Почему?

(ответы учащихся)

9.Актуальность произведения Н.С.Лескова.

У.- Актуально ли произведение, есть такие люди, как Иван Флягин?

(ответы).

III.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

У.- Прошу вас высказать свое мнение об услышанном на уроке

(ответы).

IV. Домашнее задание.(в презентации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Конспект урока по теме "День Земли"

Урок-экологическая конференция в 5 классе...

Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"

Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества,  познакомиться с лучшими примерами патриотизма....

презентация к уроку по теме "Движения Земли"

Презентация к уроку географии по теме "Движения Земли"...

Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»

Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...

Презентация к уроку по теме "Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России".

Презентация к уроку по теме "Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России" используется в 9 классе при проведении данного занятия. Она содержит не только основной материал, но и вопросы и...

Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и  во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...