Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Светлана Юрьевна Романова

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kusaka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество  Романова Светлана Юрьевна

Предмет Литература

Класс  7

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Цель : знакомство обучающихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсуждение нравственные проблем, поднятых на его страницах.

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

 уметь формулировать  тему и идею произведения, давать характеристики героям на основе их поступков , делать вывод на основе анализа произведения.

работать над развитием устной речи, умением точно подбирать слова, развивать воображение, внимание, навыки мышления

воспитывать любовь к животному миру, формировать нравственные качества: сострадание, милосердие, умение нести ответственность за свои поступки

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

формирование мотивированности на  самосовершенствование , толерантность как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, животному

-

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

умение  работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение  слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Умение мотивировать свою учебную деятельность для достижения цели

Планируемые результаты

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Метапредметные

Личностные

 Знать тему, идею, ключевые проблемы данного произведения

Определять композицию произведения, находить средства художественно выразительности( олицетворения, метафоры, эпитеты), строить устные и письменные высказывания

 Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Быть способным к решению моральных дилемм, устойчиво следовать в поведении моральным нормам.

Понятия пейзаж, метафора, композиция олицетворение

Межпредметные связи  музыка, русский язык, живопись

Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный (беседа, слово учителя);
  • репродуктивный (чтение отрывков);
  • частично- поисковый

Технологии

 

· диалоговое общение;

· творческий;

· групповой.

 Этапы  урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

 Формируемые УУД

Методы обучения

Организационный момент

 

Приветствие 

Готовность к уроку 

 

 

Актуализация знаний

 

-Ребята, вас когда-нибудь обижали? Что вы при этом чувствовали?

- Как вы думает, а животные тоже могут чувствовать? " примерьте" свои чувства  на животное.

Учащиеся отвечают: обида, несправедливость, огорчение, слезы на глазах

 Учащиеся отвечают: животные тоже обижаются, им может быть больно, страшно.

 Умение вести диалог

Личностные: воспитание этических чувств 

Создание эмоционально- нравственной ситуации

Активное целеполагание

- Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, называется "Кусака".Вас что-нибудь удивило в названии?

- Подберите ассоциации к словам СОБАКА  и  КУСАКА

 Прослушивание песни из мультфильма "Большой секрет"  " Собака бывает кусачей" . Запишите свои впечатления о героине песенки, назовите причины, по которым она несчастлива

- О чем же этот рассказ? Определите его тему.

- Подумайте и сформулируйте  задачи сегодняшнего урока

Учащиеся отвечают: необычная кличка для собаки

Подбирают и записывают ассоциации.

Работа в парах.

СОБАКА( друг человека, привязанность, любовь, защитник, ласка..)

КУСАКА( укус, злоба,)

Слушают песню.

Записывают свои впечатления о героине песенки и зачитывают их, перечисляют причины ("собака- круглая сирота")

Учащиеся формулируют тему

Рассказ о собаке, о несчастной жизни дворняги, о взаимоотношениях собаки и человека, о жестокости людей

Учащиеся называют задачи:

Понять:

- за что собака получила такое прозвище?

_ как и почему люди к ней отнеслись?

 - Как отношение людей может изменить собаку?

-Как человек должен относиться к " братьям нашим меньшим"?

Определение темы, задач урока

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусств: литературы и музыки, формирование норм нравственного поведения

 Регулятивные: постановка учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Создание проблемной ситуации

Изучение нового материала

 

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы поработаем в группах. Но сначала давайте поразмышляем над первой частью рассказа.

Какой была жизнь собаки до встречи с дачниками?

Зачитайте 1 предложение.  Что в нем необычного?

-Что отличало ее от дворовых собак?

-  Как люди отнеслись к ней?

1.группа:

- Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

- Почему "расцвела" Кусака?

- Сравните поведение детей и собаки( по 2 и 3 части)

- Вас ничто не насторожило в поведении «добрых людей», как называет их автор?

_ - Что за странная мольба в глазах Кусаки? Почему никто не замечает этой мольбы?

Сделайте вывод.

2 группа.(по  4 части )

- Почему Кусаку не взяли в город?

 Это серьезные доводы?

Зачитайте в лицах  разговор Лёли с мамой. Прокомментируйте.

- Какого поступка вы ожидали от Лёли?

- Лёля произносит слово «Скучно!» Как это можно понять? (Обратите внимание - не грустно!!!)

-  Что мать воспитывает в дочери? Можем мы предположить, что ее саму ждет в будущем?

3 группа.( по 5 части)

Выразительно прочитайте 5 главу на фоне музыки (ария  Кавардосси из оперы " Тоска")

- Почему так тоскливо на душе? Какие чувства собаки созвучны музыке? -

- О чём выла собака?

- Примирилась ли она со своим одиночеством?

- Если бы собака жила в других условиях, была бы у нее такая же кличка?

4 группа.  (2, 3, 4, 5 главы)

 Как описание природы помогает понять состояние души Кусаки? ( проследите по 2-5 главам):

- Выпишите из 5 главы ключевые образы , указывающие на состояние природы.

- Выпишите слова, характеризующие вой собаки

- Сделайте вывод

- Почему Леля так поступила с собакой? Может помочь пейзаж.  Как понимаете слово "анемичный»? 

 -А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего? 

 - Автор говорит: «будто солнце было... больным», но ведь не солнце больно.. Кто же болен? Чем?

Учащиеся читают предложение и отвечают:

Рассказ начинается с тройного отрицания НЕ: не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать. Усиливает отрицание частица НИ.( " собака-сирота")

Автор подчёркивает безысходность положения, в котором оказалась собака

Учащиеся отвечают: принадлежностью к дому, возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, т.е.  собака должна иметь хозяина, служить ему

Учащиеся отвечают: она видела от людей  только злобу и ненависть, не доверяла им, была обижена на них за предательство

Работают в группах

Учащиеся отвечают:

Удерживал страх, от которого ей трудно отделаться. Но она его преодолела

Принадлежала людям и могла им служить. Ее приручили лаской и вниманием.

Люди:

Хохотали

Нарочно ласкали

Хвалили при ней и за глаза

«Жалели только об одном, что при посторонних людях она не хочет показать своих шуток»

Кусака:

Не умела ласкаться

Нелепо кувыркалась

Вертелась, кувыркалась, падала

В глазах странная мольба

Спокойно ложилась на своё место

Просила ласк

Вывод: ощущение некой искусственности в поведении  людей и искренние чувства собаки. Таким поведением она выражала восторг, любовь и благодарность людям

Работают в группах.

Учащиеся отвечают:

Двора нет, держать негде, да и дворняжка.

Нет, т.к другую собаку, породистую, взять готовы.

Читают в лицах диалог, отвечают:

Думали, что Леля настоит, чтоб собаку взяли в город.

Скучно- отношение как к игрушке, не любовь, а забава. Нет настоящей душевной привязанности, грустить не по кому. Сожаление ее не совсем искренне.

Железные доводы погасят искру человечности в душе дочери. Мать воспитывает бесчувственность, безразличие и жестокость .Можно предположить, что в старости ее ждет от дочери  именно такое отношение

Работают в группах, отвечают

Читают главу, отвечают.

Плач  собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность

От тоски по людям, , одиночества и ненужности

Да( " выла ровно, спокойно")

Нет, потому что ей не было бы нужды проявлять агрессию

Учащиеся работают в группах и отвечают.

Природа импонирует душевному состоянию собаки. Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.

Выписывают образы( пустота в комнатах, никто не отвечает, дождь, мрак, осенняя долгая ночь, пустая дача, пустая терраса,  следы грязных ног, борьба света с тьмой, темное обнаженное поле)

В финале рассказа дождь, мрак, ночь, борьба света с тьмой- все это обостряет чувство одиночества, усиливает безысходность и тоску.

.Собака выла жалобно, громко, звенящей острой нотой отчаяния, ровно, настойчиво, безнадежно, спокойно

В финале рассказа дождь, мрак, ночь, борьба света с тьмой- все это обостряет чувство одиночества, усиливает безысходность и тоску.

«Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным...»)

(Анемия - малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается, что жёлтый цвет удвоен).

Это  цвет измены, предательства.

Леля может быть больна. Больна ее душа.

 Умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, формулирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции

Построение высказывания в устной форме

Обучение сравнительной  характеристике героев

Смысловое чтение текста

Смысловое чтение текста

Умение видеть  олицетворение, эпитеты, параллелизм в описании природы и человека, животного, метафоры

Личностные: формирование мотивированности на   нормы осознанного и доброжелательного отношения к  животному

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные6 умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные: умение устанавливать причинно- следственные отношения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Частично- поисковый

репродуктивный

Первичное осмысление и закрепление

 

- В рассказе два финала. Зачем это понадобилось автору?

- Кто виноват?

- В чём виноват человек перед собакой?

Каких душевных качеств не хватило?

Давайте определим особенности композиции рассказа.

 - Составление кластера.

- Как композиция помогает нам проникнуть в замысел автора?

_ - Зачем в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?

Отвечают на вопросы

.

Пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды " братьям нашим меньшим". Что бесчувствие и жестокость губительны.  Виноват в том, что приручил, но не взял на себя ответственность за живое существо

Составляют кластер

Учащиеся отвечают:

Композиция напоминает кольцо: всё возвращается на «круги своя»

Кусака

Злоба – ласка, добро – отчаяние, одиночество

Учащиеся отвечают:

Люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

Понимание ключевых проблем данного произведения

Умение видеть композицию рассказа как один из способов проникновения в замысел автора и понимания авторской позиции 

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора 

Индуктивный

Итоги урока.

Рефлексия

 

Подведем итоги.

Зачем Леонид Андреев рассказал нам эту историю?

- Над чем я сегодня впервые задумался?

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…

 Выставляет оценки за урок, благодарит детей за работу

Учащиеся отвечают.

Хотел достучаться до нас, показать, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Письменный ответ на один из вопросов,  зачитывают и   обсуждают  ответы

Выявление в произведении вневременных нравственных ценностей

 Составление письменного высказывания 

 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать выводы

эмпатия

Аналитическое размышление по теме

Домашнее задание

 

Предлагает учащимся варианты домашнего задания

- Мы сказали, что у Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле.

- Также можно написать сочинение о своей собаке.

Записывают домашнее задание в дневники