Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока литературы, 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема: Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»).

Цели: определить идейно-художественные особенности рассказа «Кусака», развивать навыки текстуального анализа; логическое мышление; умение пересказывать текст; видеть логику развития сюжета; формировать чувство сострадания, жалости, ответственности за жизнь прирученных животных.

Оборудование: портрет Л. Андреева, фотографии, рисунки с изображением любимых животных, таблица-обобщение на доске, записи музыки.

                                                          … всё живое имеет одну и ту же душу,

                                                          всё живое страдает одними и теми же страданиями…

                                                                                                                          Л.Андреев                                

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя.

  • Мы продолжаем разговор о вечных проблемах – проблемах нравственности. Нам предстоит поговорить о доброте, милосердии, сострадании, преданности.

Если кто-нибудь мне говорит: «Я люблю людей, но не люблю животных»,- я не очень доверяю такому человеку. Быть может, это только моё субъективное мнение, но я считаю, что тот, кто не любит животных, не может по-настоящему любить людей и быть до конца добрым человеком. Точно так же, как нельзя, по-моему, считать себя знатоком прекрасного и быть равнодушным к природе.

Кто из нас в детстве не привязывался сердцем к дворовому псу, коту или кролику?

  • Обращение к фотовыставке:

И разве не она, эта дружба, помогла рождению в наших душах доброты, милосердия, желание защитить слабого, приютить одинокого, никогда его не бросить. Я уверена в том, что тот, кто когда-то спас от гибели щенка, вылечил сломанное крыло птицы,  первым придёт на выручку к другу или незнакомому человеку и никогда не позволит случиться тому, о чём рассказывается в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

  • Чтение стихотворение подготовленным учеником

III. Сообщение темы урока, его целей.

«Ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы» - так заканчивает стихотворение Асадов. Именно такая характеристика подойдет, как нельзя иначе, героине рассказа Андреева «Кусака».

-Рассказ вами прочитан. На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться в прочитанном, определить идейно-художественные особенности рассказа. (Тема записывается в тетрадь)

IV.Определение уровня первичного восприятия

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Кто является главным героем?
  • Вспомните рассказы других писателей, в которых показывалась бы жизнь собак.
  • Почему рассказ Андреева назван «Кусака»?
  • Так давайте проследим судьбу Кусаки.

V. Восприятие, осознание, осмысление.

  1. Восстановление сюжетной линии. (Нужно восстановить последовательность событий и пронумеровать правильно пункты плана. Работа в парах)
  • Жизнь собаки до встречи с добрыми людьми; одиночество собаки.
  • Приезд дачников. Собаку приласкали.
  • Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми. Собачье счастье.
  • Отъезд дачников. Предчувствие беды.
  • Кусака снова одна. Опять одиночество.

В чем особенность плана? Почему каждый его пункт состоит из двух предложений?

Таким образом, в центре внимания писателя мир чувств и переживаний собаки.

  1. Работа с термином

Психологизм – такой приём в художественной литературе, который показывает душевное состояние литературного героя, его мысли, чувства, переживания. Таким худ. приёмом пользуется Л.Андреев в своём рассказе. Мы попытаемся, анализируя каждую часть рассказа, выявить опорные слова, характеризующие душевное состояние собаки в течение года.

  1. Работа по частям

– Какой вы увидели собаку в первой части?

- Какие слова более точно передают душевное состояние собаки в то время?                        (Одиночество, страх, злоба, гордость)

- Среди многих рисунков найдите тот, который соответствует описанию собаки в 1 главе

 - С наступлением  зимы что изменилось в жизни собаки?

 - Почему её душа стала оттаивать?

                     Исповедь Кусаки. (Подготовленный ученик пересказывает текст)

- Ключевые слова, характеризующие собаку в тот период её жизни? (Злоба исчезла, душа оттаяла)

- Отвечаем на вопросы по 3 части выразительным чтением текста

- В чём заключалось счастье Кусаки?

- Как она изменилась?

- Как Кусака выражала свой восторг, свою благодарность, любовь?

- Какие ключевые слова помогают понять её душевное состояние в тот момент? (Всей душой расцвела Кусака)

- Найдите рисунок – соответствие

- Что изменилось с приходом осени?

- Диалог между мамой и Лёлей прочтём по ролям

- Обратите внимание на глаголы, характеризующие состояние девочки. Понравилась ли она вам в этой сцене? Хорошо ли она поступила?

-А что чувствует Кусака? (Предчувствие беды)

- Отыщите рисунок, наиболее точно передающий её переживания

                                            Чтение учителем 5 главы

- Какие эмоции переживала собака? (Безнадёжное одиночество, тоску)

-Как  меняется внешность собаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?

-Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?

Вывод:  душевное состояние Кусаки передаётся через внешность, поступки, через описание природы.

  Составление схемы « Душевное состояние Кусаки» с использованием  опорных слов и рисунков

- Доказал ли автор, что у собаки есть душа? Что она страдает, как и человек?

                                             Обращение к эпиграфу

- В жизни собаки было 3 основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество. Какое одиночество страшнее? Почему? ( Разочарование страшнее всего)

- Как вы думаете, что будет с собакой дальше?

VI. Обобщение

Печальная концовка рассказа – это не прихоть автора, а сама жизнь, где есть место и жестокости, и чёрствости. Вы сами часто становитесь свидетелями этого.

- С какой целью написал Андреев рассказ? Какую истину вы поняли для себя?

(Человек и природа тесно взаимосвязаны. Теряя связь с живым  миром природы, человек теряет что – то хорошее в себе. Андреев вызывает в нас сочувствие и учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили.)

VII. Дом. задание

Письменный ответ на вопрос: «Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?

VIII. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...

Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)

Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...

Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...