Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока литературы, 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_dolzhny_byt_v_otvete_za_tekh_kogo_priruchili_po_rasskazu_l._andreeva_kusaka.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема: Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»).
Цели: определить идейно-художественные особенности рассказа «Кусака», развивать навыки текстуального анализа; логическое мышление; умение пересказывать текст; видеть логику развития сюжета; формировать чувство сострадания, жалости, ответственности за жизнь прирученных животных.
Оборудование: портрет Л. Андреева, фотографии, рисунки с изображением любимых животных, таблица-обобщение на доске, записи музыки.
… всё живое имеет одну и ту же душу,
всё живое страдает одними и теми же страданиями…
Л.Андреев
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем разговор о вечных проблемах – проблемах нравственности. Нам предстоит поговорить о доброте, милосердии, сострадании, преданности.
Если кто-нибудь мне говорит: «Я люблю людей, но не люблю животных»,- я не очень доверяю такому человеку. Быть может, это только моё субъективное мнение, но я считаю, что тот, кто не любит животных, не может по-настоящему любить людей и быть до конца добрым человеком. Точно так же, как нельзя, по-моему, считать себя знатоком прекрасного и быть равнодушным к природе.
Кто из нас в детстве не привязывался сердцем к дворовому псу, коту или кролику?
- Обращение к фотовыставке:
И разве не она, эта дружба, помогла рождению в наших душах доброты, милосердия, желание защитить слабого, приютить одинокого, никогда его не бросить. Я уверена в том, что тот, кто когда-то спас от гибели щенка, вылечил сломанное крыло птицы, первым придёт на выручку к другу или незнакомому человеку и никогда не позволит случиться тому, о чём рассказывается в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
- Чтение стихотворение подготовленным учеником
III. Сообщение темы урока, его целей.
«Ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы» - так заканчивает стихотворение Асадов. Именно такая характеристика подойдет, как нельзя иначе, героине рассказа Андреева «Кусака».
-Рассказ вами прочитан. На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться в прочитанном, определить идейно-художественные особенности рассказа. (Тема записывается в тетрадь)
IV.Определение уровня первичного восприятия
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто является главным героем?
- Вспомните рассказы других писателей, в которых показывалась бы жизнь собак.
- Почему рассказ Андреева назван «Кусака»?
- Так давайте проследим судьбу Кусаки.
V. Восприятие, осознание, осмысление.
- Восстановление сюжетной линии. (Нужно восстановить последовательность событий и пронумеровать правильно пункты плана. Работа в парах)
- Жизнь собаки до встречи с добрыми людьми; одиночество собаки.
- Приезд дачников. Собаку приласкали.
- Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми. Собачье счастье.
- Отъезд дачников. Предчувствие беды.
- Кусака снова одна. Опять одиночество.
В чем особенность плана? Почему каждый его пункт состоит из двух предложений?
Таким образом, в центре внимания писателя мир чувств и переживаний собаки.
- Работа с термином
Психологизм – такой приём в художественной литературе, который показывает душевное состояние литературного героя, его мысли, чувства, переживания. Таким худ. приёмом пользуется Л.Андреев в своём рассказе. Мы попытаемся, анализируя каждую часть рассказа, выявить опорные слова, характеризующие душевное состояние собаки в течение года.
- Работа по частям
– Какой вы увидели собаку в первой части?
- Какие слова более точно передают душевное состояние собаки в то время? (Одиночество, страх, злоба, гордость)
- Среди многих рисунков найдите тот, который соответствует описанию собаки в 1 главе
- С наступлением зимы что изменилось в жизни собаки?
- Почему её душа стала оттаивать?
Исповедь Кусаки. (Подготовленный ученик пересказывает текст)
- Ключевые слова, характеризующие собаку в тот период её жизни? (Злоба исчезла, душа оттаяла)
- Отвечаем на вопросы по 3 части выразительным чтением текста
- В чём заключалось счастье Кусаки?
- Как она изменилась?
- Как Кусака выражала свой восторг, свою благодарность, любовь?
- Какие ключевые слова помогают понять её душевное состояние в тот момент? (Всей душой расцвела Кусака)
- Найдите рисунок – соответствие
- Что изменилось с приходом осени?
- Диалог между мамой и Лёлей прочтём по ролям
- Обратите внимание на глаголы, характеризующие состояние девочки. Понравилась ли она вам в этой сцене? Хорошо ли она поступила?
-А что чувствует Кусака? (Предчувствие беды)
- Отыщите рисунок, наиболее точно передающий её переживания
Чтение учителем 5 главы
- Какие эмоции переживала собака? (Безнадёжное одиночество, тоску)
-Как меняется внешность собаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?
-Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?
Вывод: душевное состояние Кусаки передаётся через внешность, поступки, через описание природы.
Составление схемы « Душевное состояние Кусаки» с использованием опорных слов и рисунков
- Доказал ли автор, что у собаки есть душа? Что она страдает, как и человек?
Обращение к эпиграфу
- В жизни собаки было 3 основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество. Какое одиночество страшнее? Почему? ( Разочарование страшнее всего)
- Как вы думаете, что будет с собакой дальше?
VI. Обобщение
Печальная концовка рассказа – это не прихоть автора, а сама жизнь, где есть место и жестокости, и чёрствости. Вы сами часто становитесь свидетелями этого.
- С какой целью написал Андреев рассказ? Какую истину вы поняли для себя?
(Человек и природа тесно взаимосвязаны. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что – то хорошее в себе. Андреев вызывает в нас сочувствие и учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили.)
VII. Дом. задание
Письменный ответ на вопрос: «Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?
VIII. Итоги урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...
"Мы в ответе за тех, кого приручили" по рассказу Л.Андреева Кусака
Урок литературы 6 класс...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...