«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Егорова Людмила Николаевна

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?»

                        (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

                               урок литературы  в7 классе

Цели урока:1).Дать первые представления о писателе, о тематике его творчества.

                     2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их нравственному воспитанию.

                     3).Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим;

Задачи урока:1)развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся;

                         2)формировать навыки художественного анализа;

                         3) развивать навыки творческой работы в ходе анализа художественного произведения.

Оборудование к уроку:

 -портрет Л.Андреева,

 -иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися. 

 - текст рассказа  Л.Андреева «Кусака»;

 -мультимедийный проектор;

 - экран;

 - компьютер

Методические приёмы: 

-аналитическая беседа;

-комментированное чтение;

-составление кластеров;

-анализ ключевых эпизодов;

-применение ИКТ (Презентация  MS Power Point);

Структура урока:

1.Сообщение учителя о писателе.

2.Комментированное чтение рассказа.

3.Вызов к уроку.

4.Анализ ключевых эпизодов.

5.Составление кластера.

6.Вывод по рассказу.

(Урок рассчитан на два часа.)

Эпиграф к уроку:

        Милосердие – готовность помочь

                                                                      кому-нибудь или простить кого-нибудь                    

                 из        сострадания или человеколюбия.

                                                                                       Из словаря И.С.Ожегова.

                                       Ход урока.

  1. Сообщение учителя о личности писателя Л.Н.Андреева.

      Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле. Это очень талантливый писатель. Его талант в самые ранние годы отмечали и Лев Толстой, и А.П.Чехов, и М.Горький. Внук орловского дворянина и крестьянки, сын бедного землемера, писатель познал ужасы городской окраины, полуголодный студенческий быт, мучительный разлад с самим собой, ненависть к бессмысленному существованию.

     Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя ( «Петька на даче», «Кусака»). Умер Леонид Андреев вдали от Родины, в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

2.Комментированное чтение учителем рассказа «Кусака».

3.Вызов к уроку .

     -Подумайте, о чём этот рассказ, какой теме он посвящён?

     4.Анализ ключевых эпизодов.

     1).Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части озаглавить?

     (В рассказе 5 глав, каждая глава посвящена определённому периоду жизни

     собаки, части можно озаглавить).

2).Какое время года изображено в начале рассказа и описанием какого времени года заканчивается повествование? (Такая композиция называется кольцевой).

3).Каким изображается собака в начале рассказа ( «грязная и некрасивая»).

4).Каким словом автор называет собаку? (Местоимением «она»). Почему?

5).Почему к собаке такое отношение со  стороны людей? (Потому что собака бездомная, без имени. Обратите внимание: писатель не случайно употребляет слово «без имени», отношение к собаке как к человеку).

6).От какого лица ведётся повествование и с какой целью? (От третьего лица, от лица рассказчика, для того чтобы глубже выразить отношение самого автора к происходящему).

7).В чём нуждается собака, чего её больше всего недостаёт? (Ласки, заботы, общения, внимания, доброты со стороны людей. В сущности того же самого, чего не хватает и людям. Мы читаем: «Зимняя ночь тянулась…месяц посылал свой робкий луч» - напоминание о домашнем тепле, о людях. Равнодушие и презрение людей превратили добрую собаку в злую, кусачую.).

8).Как изменилась собака с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё  появилась кличка «Кусака, «Кусачка»). Как автор описывает эти перемены в собаке? Отчего Кусака испытывает боль даже от ласки детских рук? (Непривычная ласка).

9).Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»?(зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).

10).В конце рассказа автор вновь включил описание Кусаки. Как она теперь выглядит? ( «промокшая, грязная»).

5.Составление кластера (вывод по композиции рассказа).

Таким образом, кольцевую композицию можно представить графически:

   (грязная, некрасивая                                               Кусака (длинная шерсть…

             злая)                                                              стала лосниться, как атлас,

     собака                           кольцевая                       ласковая)

      зима                            композиция                          весна, лето

                                

                        она                                                      собака (промокшая, грязная,

                  (бродяга)                                                  несчастная)

                                                    Осень

1).Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

2).Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку»). Как меняется описание природы одновременно с переменами, происходящими в Кусаке? ( «пьянящий воздух, тепло, свет»).

3).В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время оставалась гордой и независимой).

4).4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой). Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке? (Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).

                   Что самое печальное в этом рассказе, на ваш взгляд?

(После вариантов ответов учащихся учитель зачитывает диалог из рассказа).

- А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.

-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.

-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.

Вывод по рассказу:

Приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Догаевский породистый щенок «уже служит», - читаем мы, а Кусака разве не служит? Вспомните, как преданно она охраняет хозяев, зная, что «люди спали, были беспомощны… и собака ревниво сторожила их».

 1).Как вы оцениваете такой поступок дачников, временных хозяев Кусаки, ведь именно благодаря им собака стала той самой Кусакой, которую все полюбили, зауважали? (Это предательство по отношению к ней, жестоко. Кусака никогда не предаст, какими бы солидными  ни были её хозяева, богатыми или бедными, она просто будет им верно, бескорыстно служить, а порода для неё ничего не значит. А дачники, «очень добрые люди», предали Кусаку, причинив ей ещё большую боль, чем раньше, когда мы читали о ней в начале рассказа) Почему? ( Потому что люди её приручили, а затем бросили на произвол судьбы. Конечно, это очень жестоко. Кусака не заслужила такого к себе отношения. Люди, наверное, думали, что приютили бездомную собаку, сделали доброе дело, помогли ей).

2).Как меняется пейзаж в конце 4 главы? Какую параллель можно провести между описанием природы и настроением Кусаки? Найдите соответствующие цвета, глаголы, наречия и прилагательные, передающие грустное настроение собаки. (В описании природы теперь преобладают мрачные тона: серые, тёмные. Олицетворения: «мрак заполнил пустую дачу, бесшумно выползал он из кустов, свет долго боролся с тьмою, стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь»).

3).Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

 

ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

                                  ЛАЯЛА                             ВЫЛА

«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

Почему же люди не смогли  проявить милосердие к собаке. Ведь дачники попались ей добрые. Разве доброты и жалости недостаточно для милосердия. Каких качеств ещё недостаёт? Что бы вы включили в это понятие?

Необходимо:                        СОЧУВСТВИЕ

                                                   СОСТРАДАНИЕ

                                                   СОПЕРЕЖИВАНИЕ

                                                    ПОНИМАНИЕ

                                                    ЛЮБОВЬ

                                                    ЗАБОТА

Cоставляем кластер:

                                               ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?

 

                                                         любовь

     жалость                                                                              сочувствие

доброта                                      милосердие                                 сострадание

 

      забота                                                                      сопереживание

                                                   понимание

На что похож кластер? На солнце. Значит, милосердие похоже на СОЛНЦЕ!

Все слова получились «тёплые и светлые».

Подведём итоги.

 В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Какова роль этого персонажа?

Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие  к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.

Вопрос к классу: А вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, бездомным, братьям нашим меньшим?

(На экране: высказывания великих людей о милосердии.)

Перед вами высказывания великих людей: Джека Лондона, Антуана де Сент-Экзюпери, которые отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который мог бы стать эпиграфом к нашему уроку, аргументируйте свой выбор.    

1.Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.                      

                                                                                              Джек Лондон.

2.Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

                                                                                             Артур Шопенгауэр.

3.Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

                                                                                             Антуан де Сент-Экзюпери.

4.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.

                                                                                             Антуан де Сент Экзюпери.

Домашнее задание: Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).

Напишите свой ответ на этот вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...