"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) по теме

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок занял 1-е место в конкурсе учителей "Учитель года - 2011" (районный уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kusaka_ty_v_otvete_za_teh_kogo_priruchil.zip1.79 МБ

Предварительный просмотр:

«Ты  навсегда в ответе за тех, кого приручил…» (1 слайд)

(по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Тип урока: урок развития читательских навыков и умений.

Вид урока: обучение выразительному  чтению, пересказу, написанию творческих работ (мини-сочинений,  синквейнов , письменных развернутых ответов),диалогу и монологу.

Технология: педагогическая мастерская (урок ценностных ориентаций).

Цель: Формировать духовно-нравственную личность на основе изучения рассказа Л.Андреева «Кусака», показать, что отношение к братьям нашим меньшим – один из критериев нравственности.

Задачи:

  1. Формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды, уметь создавать самостоятельные творческие тексты  (синкве йн).
  2. Развивать творческие способности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь,  анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.
  3. Воспитывать гуманистические чувства: любви, доброго отношения к животным, ответственности за них, чувства сострадания к «братьям нашим меньшим».

Оборудование:  текст рассказа, презентация к уроку, фломастеры, бумага, интерактивная доска .

Ход урока:

 …Все живое страдает
одним страданием…
Л. Андреев.

1.   Учитель читает текст: «Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу собаку за то, что не могла больше приносить потомство, а значит, дохода. Что же получается? Деньги вместо души? Почему дефицит милосердия, доброты сегодня так велик?
   Что станет с нашим разумом и сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда?   Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к братьям нашим меньшим.
   Космос, пограничная  и милицейская служба, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки -  подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, сострадание?» (Е. Лайкова).

                   Индуктор    2- минуты (читает ученик 7 класса Киселев Даниил)

(стихотворение Э. Асадова.)

Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью …  Как тут быть?
Её обидеть может всякий,
И даже запросто убить.
Для  комнатных  нужна  порода,
А  для  дворовых -  злобный нрав.
Её обидела природа,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь.
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой:
«Плесните ей немного супу,
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она.
Она поймет, она оценит
До смерти будет вам верна…»
О одиночества огромность…
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить,  служить и доверять.
Пусть человек добрее будет.
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательно вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак…

  1. Деконструкция.  Запишите словами ассоциации , которые были вызваны чтением отрывка (стихотворения).  Главные, ключевые слова выделите. (Спросить у каждой группы, дополните ответы).   3 минуты. ( Сочувствие. жалость, сострадание, доброта…)

У.: Все эти чувства называют гуманными.
Как вы понимаете смысл, значение  этих слов? Работа со словарями.

Сегодня на уроке мы будем говорить о гуманных чувствах к братьям нашим меньшим.

Наш урок я назвала :«Ты  навсегда в ответе за тех, кого приручил…» ,- это цитата из сказки «Маленький принц» Антуан Де Сент Экзюпери, а эпиграфом послужат слова…   слайд  3 минуты

  1. Реконструкция. Работа в группах.  Вспомним содержание рассказа. Задание:

1 группа -  I глава.  
                                          1) Выписать ключевые слова и выражения, показывающие состояние Кусаки.

       2 группа -  II глава.

       3 группа – III глава.      
     
      4 группа – IV глава.      


      5 группа – V глава.    Пользоваться текстом можно.  
5 минут(слайд- одинокая собака)
музыка

1 гл.  - «Она никому не принадлежала…»
2 гл. – «У неё отняли её непримиримую злобу… »
3 гл. – «Всей своей собачей душой расцвела Кусака…»Метафора(определение) слайд!
4 гл. – «Смутно предчувствуя беду… »
5 гл. – «Собака жалобно и громко завыла…»

Проверка задания. 5 минут. Назовите 3 основных состояния Кусаки:(одиночество – счастье –одиночество). Слайд( схема, цвет)Какое одиночество страшнее? Почему?

  1. Социализация. 1 группа а) Составить синквейн на тему : « Собака»
                                  2 группа составить синквейн на тему «Девочка»
                                  3 группа написать свой финал рассказа (3-4 предложения)  
                                   4 группа написать мини-эссе «Почему люди так поступили?» (3-4 предложения).

                                 5 группа нарисовать эскиз обложки книги.        

Синквейн – стихотворение из 5 строк.

  1. строка. – кто? что? – существительное.
  2. строка. – какой? какая? – 2 прилагательных.
  3. строка. – что делает? – 3 глагола.
  4. строка. – что автор думает об этом - (цитата из рассказа, крылатое выражение, половица на тему…)
  5. строка. – кто? что? существительное  (новое, другое)  

 

  1. Афиширование (представление творческого продукта).  Защита творческих работ.  5 минут
  2. Разрыв.  Инсайт.Беседа. Ответы на вопросы.

а) Что значит настоящая доброта?( Ответственность, забота, конкретные дела…)

б) Сделайте вывод, сформулируйте одним предложением.  
3 минуты

        VII.        Рефлексия. Выразите свое настроение, состояние души,  напишите  сердечное обращение к людям…
(Прикрепить пожелания к доске, чтобы образовалось большое сердце).
2 минуты

Д/ З.    (последний слайд)

  1. Нарисовать иллюстрации к рассказу.
  2. Сделать презентацию на тему « Роль собаки в жизни человека  ».
  3.  Подготовить художественный пересказ любой главы.
  4. Сочинить стихотворение на тему…   1 минута

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили

Это материал открытого занятия в рамках кружка по основам православной культуры для учащихся 3-6 классов....

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...

Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)

Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....