Главные вкладки

    конспект занятия "Сердцу милый уголок"
    план-конспект на тему

    Косьяненко Ольга Николаевна

    Занятие по изобразительному искусству для детей 10 - 12 лет. Разработана презентация к занятию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_otkrytogo_uroka.docx749.33 КБ
    Файл serdtsu_milyy_ugolok.pptx2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Радуга»

    ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    на тему: «Сердцу милый уголок»

    для участия в муниципальном этапе Х Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

    «Мой лучший урок»

    http://www.business-kuban.ru/i/pic/bryuhovetskiy_rayon.jpg

    Составитель: педагог дополнительного образования

    Косьяненко Ольга Николаевна

    2015 г

    Пояснительная записка.

     

    Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик и обедняет мировоззрение человека.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к  родной природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения, обучающиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство. Огромное  значение  имеет познание  художественной культуры  своего народа, культуры своего родного края, станицы.

             Программа «Волшебная палитра» имеет изобразительное предназначение, относится к художественному направлению и реализуется в детском объединении «Волшебная палитра» Центра дополнительного образования «Радуга» станицы Брюховецкой.

    Работая педагогом дополнительного образования, имею положительный опыт и представляю на конкурс методическую разработку занятия по изобразительному творчеству. Занятие по теме «Сердцу милый уголок» включено в учебно-тематический план рабочей программы «Волшебная палитра», и проводиться с группой 2 года обучения. Занятия в группе второго года обучения рассчитаны на 6 часов в неделю. Таким образом, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, согласно с требованиями СаНПин.

    На занятие по теме «Сердцу милый уголок» отводится 2 учебных часа по 45 минут с перерывом 15 минут, в количественный состав группы входит 10 обучающихся из разных образовательных школ. Структура занятия предполагает групповую работу, возраст обучающихся 10-12 лет. Из опыта известно, что у детей данного возраста, преобладает наглядно-образное мышление, поэтому в качестве наглядного материала я использую презентацию с фотоматериалами, подготовленную самостоятельно, предварительные зарисовки на пленере. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с поэзией кубанских писателей, которые воспевают красоту природы родного края, родной станицы.

    Цель данного занятия предполагает формирование художественной культуры, приобщение к миру искусства, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование творческой активности, через изучение и наблюдение окружающей природы, природы родной станицы. Тем самым, воспитывать уважение к людям, к родной земле, научить видеть все прекрасное, что окружает нас.

    Первая часть занятия предполагает изучение теоретического познавательного материала: история основания станицы Брюховецкой, достопримечательности станицы, (просмотр мультимедиа презентации), знакомство с творчеством писателей  земляков. Коллективное составление кроссворда, является моментом закрепления познавательного материала. Данная методика, позволяет визуализировать процесс познания, стимулирует интеллектуальную деятельность детей.

    Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в теоретическом экскурсе, но и в процессе восприятия окружающей природы, через практическую деятельность при выполнении творческой работы. В ходе практической деятельности, обучающиеся  используют наброски, заранее, нарисованные на пленере. На занятии работают акварелью.

    В заключительной части занятия проводится просмотр работ.   Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Работа в группе создает условия для сотрудничества и формирования коммуникативных компетенций.

    Периодическая организация просмотра, дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении тематических выставок школы, Центра дополнительного образования «Радуга».

    Данное занятие проводиться в два этапа:

    Первая часть – теоретическая: просмотр познавательного материала, знакомство с поэзией Кубанских писателей, составление кроссворда;

    вторая часть – практическая работа, зарисовки карандашом, краткосрочный пейзаж акварелью. Просмотр  работ с комментариями.

    Время проведения 2 занятия по 45 минут с обязательным перерывом 15 минут.

    Анализ занятия. На занятии наблюдался высокий уровень познавательной активности обучающихся. Развитию интереса учащихся способствовали нетрадиционная форма проведения занятия, яркое, эмоциональное раскрытие теоретического материала, чему способствовало использование мультимедийной презентации, электронной технологической карты. Дети активно с удовольствием включились в работу и правильно назвали пословицы и поговорки, в соответствии с темой занятия.  Использование методики творческой деятельности позволило индивидуализировать учебную деятельность, что способствовало прочности и сознательности усвоения учебного материала. Цели и задачи занятия выполнены в полной мере.

    Тип занятия: Обобщение и закрепление нового материала.

    Коллективно – индивидуальная работа.

    В структуру занятия входят:

    1. Теоретическая часть. Знакомство с темой занятия, планом работы.

    2. Просмотр презентации «Милый сердцу уголок».

    3. Игровой момент (коллективное составление кроссворда).

    4. Практическая часть. Наброски карандашом пейзажей, достопримечательностей нашей станицы. Работа акварелью.

    5. Подведение итогов. Просмотр работ, анализ.

    Цель и содержание учебного материала включает совокупность методов обучения:

    - методы организации учебно-познавательной деятельности.

    Содержание занятия

    Тема урока:  «Сердцу милый уголок»  (пейзаж акварелью)

    Цели урока:

    воспитательные:

    - формирование художественной культуры, приобщение к миру искусства, воспитывать уважение к  культуре Кубани;

    - воспитывать устойчивый интерес к изобразительному искусству;

    - воспитывать уважение к людям, к природе,  привить любовь к своей малой Родине.

    развивающие:

    - развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами поэзии и живописи;            

    - развивать умение размышлять об увиденном, высказывать личностное отношение к природе, достопримечательностям родного уголка;

    образовательные:   

     - овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, творческого   воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

    - продолжить знакомство с живописными местами нашей станицы, с целью видения красоты в обыденном;

    практические:

    - овладение навыками художественной грамоты, овладение приёмов письма акварелью «по сырому»;

    - умение организовать лист, расположить основные цветовые пятна, прописать передний план.

    Методическое и техническое обеспечение:

     Стихи поэтов кубанцев:

     

    1. «Родина» Владимир Нестеренко;
    2. «На Родине» Александр Шевель;
    3. «Нет станицы родней» Игорь Марказашвили;

     Оборудование, зрительный ряд:

    Мультимедиа проектор, музыкальный центр, доска, зрительный ряд: репродукции картин с изображением природы, пейзажи родной местности.  

    Дополнительный раздаточный материл:

    Презентация с использованием фотоматериала, бумага для акварели, бумага альбомная для зарисовок, карандаш простой, кисти, емкость с водой, палитра.

    ХОД УРОКА

     

    Звучит песня: «Нет станице родней» (слова И. Марказашвили, музыка   А. Суворова)

    Мы живём в Брюховецкой у реки Бейсужок -

    Ты! родимого сердца - непростой уголок

    И со дня основанья, до сегодняшних дней

    На просторах Кубани – нет станицы родней!

              Здесь, и детство и юность, здесь и радость и боль.

              Здесь, однажды проснулась  в моем сердце любовь.

              Здесь живут наши дети, дети наших детей

    И шумит тихий ветер над станицей моей.

    Над лиманом зарницы, легкий снег на поля

    Хорошеет станица, расцветает земля.

    И со дня основанья - до сегодняшних дней,

    На просторах Кубани – нет станицы родней!

    - Добрый день, ребята! Всем из нас, до боли знакомы слова этой песни, написанной Игорем Марказашвили, нашим станичником, земляком. Многое сказано в этих словах: «На просторах Кубани - нет станицы родней!»…

    Для каждого из нас, нет ничего роднее мамы, родного дома, родного любимого уголка, где ты родился, вырос, где живут рядом с тобой родные, друзья. Народная истина гласит: «Где родился – там и пригодился!»

    Порой, человеку приходится пройти сложный жизненный путь, чтобы понять и прочувствовать это.

    Сегодня, я приглашаю вас побывать в увлекательном путешествии по родным живописным местам нашей станицы, вспомнить об истории и достопримечательностях. Особое внимание обратите на прекрасные пейзажи, просторы, на первый взгляд, они могут показаться обыденными, но мы с вами художники, и видим все прекрасное, обратите особое внимание  на разнообразную палитру красок!

    Показ презентации.

    Слайд 1 «Сердцу милый уголок».

    - Еще совсем недавно мы отмечали день рождения нашей любимой станицы. Кто знает, сколько лет исполнилось со дня основания станицы?

    Слайд 2-3  «Страницы истории»

    - Брюховецкий курень – один из бывших запорожских куреней, прибывших на Кубань в 1792-1793 гг. в составе Черноморского казачьего войска. Свое название предположительно получил от бывшего запорожского атамана Ивана Мартыновича Брюховецкого.  При жеребьевке мест под курени зимой 1794 г. Брюховецкому куреню досталась территория. В 1803 г. он был перенесен к устью Бейсужка, к так называемому Великому кургану, близ куреня Переясловского. На этом месте, оказавшемся более удачным, Брюховецкий курень закрепился окончательно и даже стал центром Бейсугской округи. В то время в Брюховецком курене работали 2 ветряные мельницы. В 1812 г. открыто ремесленное училище.    
            К 1847 г. в станице Брюховецкой был построен частный кирпичный завод. Через два года здесь уже была освящена церковь во имя Преображения Господня (деревянная, 9-главая, с кирпичной колокольней), сооруженная на добровольные пожертвования жителей. Вторая, Феодосийская, кирпичная, церковь была построена в 1908 году. 
    Брюховецкий район образовался 2 июня 1924 года.   

        

    Слайд 3- 11  «Культура малой родины богата!»

    Достопримечательности станицы Брюховецкой.

    - Храм Покрова Пресвятой Богородицы со дня основания стал сердцем и душой православных прихожан. Посмотрите, какой он красивый! Как возвышаются его купола над станицей.

    Необычной архитектурой удивляет нас новая часовня Преподобного Сергия Радонежского, построенная в парковой зоне станицы.

    - Приятно и радостно видеть любимую Родину красивой и ухоженной! Сколько перемен, преобразований пережила наша станица! Но с каждым днем она становится краше! Любимым местом отдыха для станичников и гостей стал парк культуры и отдыха, Дом культуры, этнографический музей под открытым небом «Казачий остров» особенно интересен своей первозданной стариной, уютом.

    Слайд 12 - 22 «Живописные пейзажи»

    - А теперь ребята, перед нами необыкновенные пейзажи нашей станицы и Брюховецкого района. Научитесь видеть прекрасное в природе, которая окружает нас: там вдалеке слились воедино макушки деревьев, которые отражаются  в реке, эти бескрайние поля, красивые осенние деревья, старый покосившийся мосток, лодки у берега, зимние пейзажи особенно нарядны.  

    - Ребята, послушайте,  как описывают природу в своих стихах, нам всем известный поэт Владимир Нестеренко:

     

    РОДИНА.
    Это край чудесный,
    Там, где синь небес.
    Золотое поле,
    И зеленый лес
    Ручеёк звенящий

    И весенний гром.
    Это - запах хлеба.
    Это - отчий дом.
    Родина – родная,
    Наша сторона.
    Ты на всей планете
    Лучшая страна.


     - А сейчас давайте немного отдохнём, и поиграем.

    Физкультминутка:

    - Ребята, а давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

    Здравствуй небо голубое,

    Здравствуй солнце золотое,

    Здравствуй матушка - Земля,

    Здравствуйте мои друзья.

    - Присаживайтесь. Давайте – ка, вспомним, какие пословицы и поговорки  отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

    1. Всякому мила своя сторона.

    2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    3. Родина – мать, умей за нее постоять.

    4. На чужой стороне и весна не красна.

    5. Дома и стены помогают.

    6. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

    7. В гостях хорошо, а дома лучше.

    8. Где родился, там и пригодился.

    - В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.

    (Ответы детей.)

    - Александр Шевель, известный художник и поэт, наш земляк, пишет в своих стихах:

    НА РОДИНЕ.

    В переулках пустых

    Моей милой кубанской станицы,

    В закоулках её,

    Для меня не понятной души.

    Я хожу просто так,

    Чтобы их тишиной насладиться

    И послушать, как рядом

    На речке шумят камыши.

    Интересно смотреть

    На старинные белые хаты,

    На дворы в тополях

    И цветущие буйно сады,

    На герани в окошках,

    Чьи ставни раскрыты крылато

    И казачьи колодцы

    Студеной священной воды.

    До сих пор не привык,

    Хоть в тысячу раз это видел,

    Без восторга смотреть,

    Как юнцы, зануздав лошадей,

    Лихо скачут на них

    И орут, будто кто – то обидел,

    Своим криком и свистом

    Пугая прохожих людей.

    Дорогая страна

    Проливного сердечного счастья,

    Процветающий край

    Моей доброй, родимой земли,

    Я хочу, чтобы Бог

    Спас тебя от любого ненастья,

    Ты грехи мои после меня,

    Перед ним, умоляя, замоли.

    Перерыв – 15 минут.

     Практическая часть занятия.

    - На экскурсии мы побывали, а теперь приступим к практической части нашего занятия. Продолжим изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж. Постарайтесь выполнить работу по воображению, или изобразить увиденные пейзажи в нашей презентации.

    - Простым карандашом нанесем легкие линии горизонта, речку, растительность. Пейзаж продолжим писать акварелью, сочетаем приём по сырому, а растительность пропишем щетинистой кистью по сухому, пропишем передний план, чтобы показать пространство, а самое главное используем разнообразную палитру красок!

     (Показ поэтапной работы по технологической карте)

    - Возможно, у кого то из вас будет закат солнца, а у кого то рассвет. Может, кто то из вас бывал на рыбалке, или на природе и запомнились вам красивые места.

    А сейчас, посмотрите  на мольберт, где я продемонстрирую приёмы письма акварелью. Намочите лежащий перед вами лист бумаги для акварели, водой, легкими движениями кистью. Затем составляем основной цвет неба на палитре в «вливаем» на влажный лист. Теперь основной цвет пшеничного поля, деревьев, которые находятся вдали, речку и т.д. Все цвета плавно «втекают» друг в друга, сочетаются. Добавим необходимые элементы: лодку, мост. Дайте работе немного просохнуть. Возьмите шетинистую кисть и составьте необходимые цвета, чтобы прописать кустарники, деревья, цветы на переднем плане. Маленькой кистью пропишите необходимые детали на переднем плане сухой кистью из щетины.  Вот ваши пейзажи и готовы!

    - Пока ваши пейзажи просыхают, мы уберем рабочие места: выльем воду, промоем кисти, уберем палитру.

     

    - Предлагаю оформить выставку ваших рисунков в качестве  кадров из кинофильма о нашей станице, чтобы все поняли, используем "фрагменты кинопленки", приклеиваем их по бокам своего рисунка.

    Несколько учащихся (по желанию) выходят  и рассказывают о своем рисунке, почему именно этот уголок природы был изображен.

     

    Подведение итогов. Выставка работ.

    - Каждый из вас, изображая природу нашей станицы, вложил в рисунок частичку своей души, любовь к своей земле. Пейзажи получились необычными, удивительными! Здесь речка и мостик, просторы полей, деревья и камыши, вот и птицы летят, они, словно оживили этот пейзаж. Закат солнца отражается в реке. Вот осенний пейзаж и разнообразие осенней листвы. Замечательно!  

    - Глядя на ваши работы, я испытываю особую гордость.  Надеюсь, вам понравилось наше занятие? Так продолжим работу над пейзажами и зарисовками родного края! Если у вас возникло желание рисовать, тогда рисуйте родные места, стараясь видеть прекрасное, необычное!

    Желаю удачи!

     

    Список приложений:

    1. Презентация "Милый сердцу уголок".
    2. Технологическая карта «Рисуем пейзаж поэтапно».
    3. Сборник стихов В. Нестеренко, А.Шевеля.
    4. Пословицы поговорки.
    5. Зрительный ряд: краткосрочные этюды, пейзажи.

     

    Приложение 1.

    Технологическая карта

    «Пейзаж акварелью»

    Описание действий

    Изображение поэтапной работы

    Материалы и инструменты

    Организация

    рабочего места

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03048.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    кисти разных размеров,

    емкость для воды,

    карандаш, ластик,

    палитра.

    Легкими линиями простого карандаша наносим рисунок будущего пейзажа

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03050.JPG

    Бумага для акварели,

    карандаш, ластик.

    Смачиваем верхнюю часть рисунка водой.

    На палитре составляем цвет неба и вливаем кистью цвет в цвет

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03052.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    Продолжаем вливать зелень деревьев, вливаем цвет речки, прописывая воду.

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03054.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    На палитре составляем цвет осенних деревьев и сразу прописываем поверхность земли, намечая контуры будущей тропинки.

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03056.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    Прописываем тропинку и передний план, добавляя смешанные цвета, но прозрачно, так, чтобы «дышала бумага».

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03057.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    На палитре составляем цвет деревянного мостика и прописываем кистью меньшего размера. Прописываем передние кусты и увядающую траву.

    Состояние передано дневное, солнечное.

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03059.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    На данном рисунке состояние вечернее, пасмурное.

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03061.JPG

    Бумага для акварели,

    акварельные краски,

    палитра, кисть,

    емкость для воды.

    Просмотр пейзажей, зарисовки, краткосрочные этюды.

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03027.JPG

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03034.JPG

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03029.JPG

    C:\Users\Домашний\Documents\DSC03035.JPG


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Радуга» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район Сердцу милый уголок материал подготовила педагог дополнительного образования О.Н.Косьяненко

    Слайд 2

    ИЗ ИСТОРИИ СТАНИЦЫ БРЮХОВЕЦКОЙ 1793 – основался Брюховецкий курень 1924 – основан Брюховецкий район

    Слайд 3

    Душа и сердце всех православных станичников

    Слайд 4

    ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

    Слайд 5

    Знаменитая «Катюша»

    Слайд 6

    Исторические архитектурные строения

    Слайд 7

    Всеми любимый живописный Казачий остров

    Слайд 8

    Живописные пейзажи родной природы

    Слайд 16

    ЛЮБИТЕ СВОЮ РОДИНУ! ЖЕЛАЮ УДАЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Милый сердцу уголок".

    Творческий проект "Милый сердцу уголок" был разработан учащимися 7 класса для участия в региональном конкурсе творческих проектов г. Саратова и области....

    России милый уголок

    О Самарской Луке...

    «РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК» (час исторического краеведения) Внеклассное мероприятие в 10 классе

    Цели мероприятия - познать прошлое родной земли, закрепить и расширить знания о крае,приобщить детей, к имеющей глубокие историческиекорни самобытной культуре,формировать    чувство...

    Научно-исследовательская работа "Сердцу милый уголок"

    Научно-исследовательская работа по краеведению разработана учащимся 9 класса под руководством музыкального руководителя Карташовой С.Н. приложением идёт презентация и видео о нашем хуторе...

    Сердцу милый уголок

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею родного города - Воскресенска....