«РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК» (час исторического краеведения) Внеклассное мероприятие в 10 классе
материал (10 класс) по теме

Путинцева  Елена Валерьевна

Цели мероприятия - познать прошлое родной земли, закрепить и расширить знания о крае,приобщить детей, к имеющей глубокие исторические
корни самобытной культуре,формировать    чувство    патриотизма,    гордости    и    уважения   к   историческому   прошлому,   к   своим  предкам,  развивать навыки публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_rossii_milyy_ugolok_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

«РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК»

(час исторического краеведения)

Внеклассное мероприятие

в 10 классе

Учитель истории:  Путинцева Е. В.

        

                                                                                                                   

 

Инжавино, 2010

Цели мероприятия - познать прошлое родной земли

  • закрепить, и расширить знания о крае
  • приобщить детей, к имеющей глубокие исторические
    корни самобытной культуре
  • формировать    чувство    патриотизма,    гордости    и
    уважения   к   историческому   прошлому,   к   своим
    предкам

                                   - развивать навыки публичного выступления.

Оборудование:  фотографии археологических раскопок, народные мужские                                         женские костюмы. На стендах - отдельные детали костюма (головные уборы,          рубахи, лапти), коврики, кружева, полотенца.  На столе  -   самовар, горшки, игрушки, угощенье (сушки, печенье, конфеты, пирожки.), свечи, подсвечник, перья и чернила.

                                                  На карте Российской державы

Поселок Инжавино есть

И, сколько б ни минуло лет,

Я чувств, самых добрых не скрою.

Инжавино! Край мой!

     Негаснущий свет!

Мое притяженье земное!

Учитель. Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались на час исторического краеведения, который посвящен нашему поселку. Через два года Инжавино отметит свое 300 - летие, а 22 ноября состоится праздник.

Каждому из нас дорог утолок родной земли - наша малая родина Даже птицы навсегда не могут оставить родной край ради теплых, но чужих стран. Они преодолевают огромное расстояние и вновь возвращаются на родину. Как бы не складывалась жизнь людей, как бы далеко не забрасывала их судьба, они всегда стремятся вернуться в родные места. Наш разговор пойдет об истории Инжавино. Сегодня мы заглянем в его прошлое, познакомимся с древнейшими поселениями края, его жителями и культурой.

                         ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ

Древнейшая история Инжавинского края интересна и отчасти загадочна. Она берет свое начало в глубокой древности. На его просторах встречаются памятники различных племен и народов. Трудами ученых, усилиями краеведов Дубасова, Черменского и др. установлено, что самые ранние поселения относятся к четвертому - третьему тысячелетию до н.э. и 5 -6 тысяч лет назад.

Летом 2003 года  археологи подтвердили это, произведя раскопки в районе озера Кипец. Посмотрите, на этих фотографиях раскопки древнего поселения, где обнаружено захоронение приблизительно 3-4 тыс. до н.э. Археологи обнаружили предметы, относящиеся к различным культурам (показ фото) и остатки глиняной посуды. Окончательные выводы - за учеными.

Самыми древними жителями были племена скифов и сарматов (показ рисунка). Они занимались рыболовством, бортничеством, земледелием. Поселения обычно имели рвы, валы, защищавшие со стороны поля. Население этих городищ умели добывать из местных болотных руд железо. К 1 тыс.н.э. территорию заселили мордовские племена. Мордва занималась мотыжным земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Рязанские князья вели затяжную войну с мордвой, стремясь включить богатые черноземные земли в состав своих владений. Приблизительно в это время на территорию края стали проникать славяне.

В 13 веке нашествие монголо-татар принесло страшное разорение народу. Рязань стала первой жертвой нашествия ордынцев хана Батыя в 1237г. Наша земля слышала топот монгольской конницы во время больших походов на Рязань и Москву. Но еще больше страдал русский народ от частых мелких набегов. В результате большая часть края превратилась в «дикое порозжее поле», затянулась его колонизация.

В 14 веке р. Ворона стала границей между Рязанским княжеством и Золотой Ордой. Последним татарским ханом, который владел землями по левому берегу р. Вороны был хан Шалометьев. По правому берегу р. Вороны, как границе с Золотой Ордой, на возвышенных местах устанавливались сторожевые посты, предупреждающие ближайший укрепленный пункт о приближении вражеской конницы. Так возникла в 15 веке застава, которая положила начало с. Караул.

Особо много для заселения края сделал Петр I. Стремясь прочно встать на Азовском море, он стал прокладывать к нему дорогу путем заселения тамбовских просторов. Люди шли сюда охотно, их привлекали плодородные земли, тучные леса и луга, полноводные рыбные реки. К этому времени относится и возникновение нашего поселка Инжавино.

Представим, как это было.

          Сценка « Основание Инжавино» Действующие лица: Петр I, дьячок, Антип Михеев.

Петр сидит за столом, разбирает документы, дьячок пишет.

Входит Антип Михеев с челобитной, кланяется и говорит:  «Батюшка, Государь, челом бью от Федора Першина, Прохора Поликарпова, стольника Ивана Вердеревского  и  прочая.   Просят  они  установить  границы  их
владений на диком порозжем поле в урочищах на р. Вороне и Инжавинье.
Петр раздумывает: «Ну что ж, если будите служить верой и правдой на
охране южных границ московского государства, то за хорошую службу
наделю вас землей».

Антип: «Верой и правдой служим. Государь!»

Петр говорит, обращаясь к дьячку:

«Быть по сему, пиши. Отказать Федору Першину со товарищами тридцати семи человекам земли 995 десятин в урочищах на р. Вороне и Инжавинье. Переселить людей из Шатского уезда и поселению назначить нести охрану границ Московского государства».

Петр, лето 1705 г. Антип: «Благодарствую, Государь.»

Инжавино зародилось с той улицы, которую мы называем Почтовой. Первые дворы, можно предположить, были поставлены в районе старой музыкальной школы, (здание принадлежало купцу Черникову).

                Расселение шло в двух направлениях на юг и на север, с момента возникновения (1705г) и до конца 19 в. наше село называлось Никольское Инжавинье тож. Название это произошло от близлежащей речки Инжавинье (местное название Ржавка). Как и большинство сел Тамбовской губернии того времени официально Инжавино именовалось по названию церковного прихода Никольским.

                МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНКА

Звучит «Вечер благословен», входит женщина, молится, ставит свечи. На фоне музыки идет рассказ учащегося о церкви села Никольское Инжавинье тож.

Ученик зачитывает архивную справку. «Основным занятием населения было хлебопашество. В помещичьей части села (в Сергиевке) имелся винокуренный завод, небольшая суконная фабрика, кирпичный завод. Крестьяне занимались пчеловодством, производством льняной и шерстяной пряжи, холста и грубых крестьянских сукон, из которых шили одежду.

Учитель.

Знакомство с особенностями одежды крестьян мы начинаем с женского костюма, т.к. мужской костюм был практически одинаков в различных губерниях и отличался лишь характером и цветом орнамента. Итак, женская одежда 19 -  начало 20 века.

Рассказ учащегося об особенностях местного костюма

Рассказ учащегося о мужской одежде.

Учитель.

 Каждая русская крестьянская семья полностью изготавливала для себя одежду, начиная от заготовки сырья и до пошива. Трудовое воспитание детей начиналось с семи лет. В десять лет девочки уже пряли, ткали и начинали заниматься другим рукоделием. Мальчики с пяти лет умели ухаживать за животными, а к десяти годам обучались бондарскому и кузнечному делу. Излишки вещей (варежки, платки, носки, валенки и др.) везли на рынок.

Вот мы вам предлагаем подготовиться к поездке на рынок, т.е. к торгам. Перед вами на отдельных карточках предметы мужской и женской одежды, а на других, объяснение того, что означает предложенный вид одежды. Ваша задача определить предметы мужской и женской одежды и дать каждому предмету объяснение, прежде чем поехать на рынок, надо знать товар (участники должны правильно соединить карточки)

  • порты - мужские штаны;
  • зипун - мужская одежда типа летнего кафтана;
  • шушун - девичья туникообразная одежда;
  • треух - меховая мужская шапка с ушами на боках;
  • кика - нарядный женский головной убор;
  • косоворотка - мужская рубаха с разрезом для воротника-стойки на
    левой стороне груди;

Учитель.

 Да, вот в какие наряды одевались наши предки. Костюм был многофункциональным, т.е. удобным для любой работы и отдыха А самое главное, что все виды тканей были изготовлены из натурального сырья. Зимой в такой одежде было тепло, а летом прохладно.

Тысячи безвестных мастериц-крестьянок изготовляли необыкновенные по красоте изделия не только для себя, но и для богатых людей. Распространенным видом рукоделия было вязание кружев, вышивка. Посмотрите, на нашей выставке представлены изделия народных мастериц, насколько они прочны, удобны в носке и красивы. А вот различные шитье и кружева, которыми можно украсить дом.

А где можно было купить товар?

В истории и культуре наших тамбовских деревень, сел и городов, как и по всей Руси, не было более яркого зрелищного действа, чем ярмарка.

А что же это такое - ярмарка?

Ученик.

Ярмарка - это не просто праздник торговли, это еще и праздник мира, народной мудрости, мастерства и изобилия. Ярмарки были очень многолюдными, т.к. привлекали обилием и разнообразием изделий народного творчества, товаров необходимых в быту. В Инжавино проводились два раза в год на большой площади, южнее церкви, а базар - по четвергам каждую неделю. Это о народной ярмарке, где царили торги коробейников, веселые балаганы, игры, пляски, хороводы, можно сказать «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Учитель. Попробуем представить это и заглянем на ярмарку.

Зазывалы:

Слушайте, слушайте, слушайте, добры молодцы, красны девицы! Слушайте и не говорите, что вы не слышали! Как во славном нашем поселке ожидается ярмарка великая, много товаров, блины с пылу- жару, чай из русского самовара, пляски удалые, песни огневые, игрища молодецкие, пряники медовые, орехи каленые.

Скоморох I

Подходи честной народ! Базар - ярмарка идет.

Здесь найдете, что хотите. Набегайте! Подходите Лапоточки покупайте!

Сына - дочку одевайте.

Скоморох II

Кому кафтаны? Кому сарафаны? Кому платки? Кому портки?

Скоморох III

А вот калашный ряд Ему всякий рад!

Там и пышки и блины Сорок саженей длины!

Скоморох I

А вот бублики

По три рублика

А без рублика

Дайте бублик

А у меня только пятак

Дайте бублик за так.

Продавец игрушек.

Подходи честной народ, покупай игрушки. Игрушки у меня из села Романова, игрушки глиняные и изготовить их совсем непросто. У мастеров-игрушечников есть свои приемы и секреты лепки, обжига, раскрашивания. Игрушки наши небольшие, чтоб в детской руке могли уместиться. Выбирайте мой товар! Кому игрушки-свистульки?

Девушка.       Почем игрушки? Почем свистульки?

Продавец.      Полтинник как отдать. Посмотри, какой товар, во всем рынке не сыщешь. (Подумав). Ну ладно, бери за алтын.

Девушка.       А у меня и алтына нету. Нет, не возьму!

Продавец.      (Обращаясь к зрителям) Уж больно покупательница хороша! С     такой и денег взять грешно! А вот пляску я б посмотрел с удовольствием! (Плясовая)

Покупательница берет игрушку и пускается в пляс. Уходит в другие торговые ряды.

Продавец.       Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки тамбовские! На все манеры.

 Вот вам - барышни, А вот - и кавалеры!

Учитель.

 Искусству торга на ярмарках отводилось особое место. Умелый торговец и не лучший товар мог выгодно продать. Даже удачный обман при торговой сделке не считался чем-то зазорным. Поэтому и от покупателя требовалось умение, настойчивость, внимательность. С появлением торгов в народе сложили много метких пословиц. Вот и мы сейчас поиграем в игру «собери пословицу». Каждая пословица поделена на две части, а ваша задача - эти части соединить правильно и быстро.

За спрос  денег не берут. Попытка - не пытка, а спрос не беда Базар кого выручит, а кого выучит. Деньги ваши - будут наши. Деньга  любят счет. Без ума торговать, только деньги терять. Торговать -  по сторонам не зевать.

Скоморох.  Эй, ребятушки, славные коробейники! Пришла и вам пора на     нашей                         ярмарке погулять, да товар свой показать.

Коробейники.  Эх, полным-полна коробушка, Выбирай любой товар. Есть матрешка-чернобровушка, Есть и русский самовар, Кружева   узоры тонкие, к, как любы для души! . звените струны звонкие,

                          Все товары хороши.

Скоморох.       Да, вот товар, так товар!

И тот хорош, и другой хорош,

выбирай, который хоть

Да и торгуют они честно - всем

Известно.

Коробейник.     Эй, кто там,  не зевай. На товар налетай. Денежки на стол. Товар на престол.

Голос девушек.    Где у нас на ярмарке горшки продают?

Скоморох.       Так гончаров смотреть надо. Так вот же они!

Учитель. Гончарный промысел в Тамбовской губернии был практически повсеместно.  В каждом селе или деревне обязательно делали изделия из глины бытового назначения. Глиняную посуду делали там, где находилась пригодная для этих целей глина (в деревне Ясачный Балыклей). Кухонную посуду из глины делали мужчины и женщины

Скоморох.         А купцы - то

Распродали все товары

 И скорее - тары - бары. Нет, друзья, так не годиться,

Продолжаем веселиться.

Учитель. На каждой ярмарке устраивают «петушиные бои». И на нашей ярмарке без этого никак не обойтись. (Объясняет правила игры «петушиные бои). На полу мелом рисуют два-три круга (2 игрока в каждом) - надо на одной ноге, прыгая внутри круга, вытолкнуть из него противника Победители соревнуются между собой. Победитель получает конфету-горошек.

Скоморох.         Петушок наш молодец!

Настоящий удалец.

Дам за это немножко Тебе цветного горошка

Скоморох.        Ну, хватит нам народ веселить.

Пора и гостей одарить.

Мы рады, что на нашей земле произошла такая веселая ярмарка. Товаров все накупили, гостинцы и призы получили, изделия умельцев посмотрели.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

Учитель.

Завершая нашу встречу, мне хочется сказать огромное спасибо всем участникам. И напомнить вам, дорогие ребята, что изучать историю своего народа, своего края всегда интересно и полезно, так как судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только прошлое, но и будущее. И каждое понос поколение, восприняв опыт предков, добавляет к нему что-то новое, более совершенное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Россия - милые края"

Фольклорный праздник - увлекательное путешествие по милым краям нашей любимой Родины. Цель - воспитание чувства патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе....

России милый уголок

О Самарской Луке...

Научно-исследовательская работа "Сердцу милый уголок"

Научно-исследовательская работа по краеведению разработана учащимся 9 класса под руководством музыкального руководителя Карташовой С.Н. приложением идёт презентация и видео о нашем хуторе...

Сердцу милый уголок

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею родного города - Воскресенска....

конспект занятия "Сердцу милый уголок"

Занятие по изобразительному искусству для детей 10 - 12 лет. Разработана презентация к занятию....