Главные вкладки

    "В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
    план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

    Зиннатуллина Миляуша Минехаеровна

    Урок по  рассказу А.П.Платонова "Юшка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_yushka.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «В сердце всё человеческое богатство»

    (урок по рассказу А.П.Платонова «Юшка» в 7 классе)

    Цели урока:

    Обучающая: продолжение знакомства с творчеством А. Платонова.

    Развивающая: работа над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; развитие познавательных интересов и связной речи учащихся.

    Воспитывающая: пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к «маленькому» человеку, воспитывать  доброту.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

     Форма урока: урок - беседа.

      Оборудование: портрет писателя, учебная хрестоматия, методическое руководство к  учебнику, на доске эпиграф к уроку

     «Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все»  (А. Платонов),

    словари, пословицы о доброте:

      « Добро не горит, не тонет»;

      « Доброе дело без награды не останется»;

      « Доброе дело два века живет».

     

    Ход урока.

    I.  Организационный момент.

    Учитель обращает внимание на пословицы.

    - На какую тему подобраны эти пословицы? (о доброте).

    Что такое доброта? (заслушиваются мнения учащихся)

    - Сегодня у нас урок доброты. И поможет нам разобраться в этом чувстве писатель Андрей Платонович Платонов. Мы познакомились с его рассказом «Корова», где тоже речь шла о доброте.

     В детстве Платонов испытал  и тяжесть нищенской холщовой сумки за плечами, и горесть безвозвратных утрат, подростком познал непосильный наемный труд, участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

    (Проблема «маленьких» людей в литературе).

     II. Работа над рассказом «Юшка».

      Беседа по вопросам.

      - Обратите внимание на начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек». Подумайте, почему автор решил рассказать о Юшке, в общем – то о человеке, ничем не примечательном?

    (такие люди, как Юшка есть в нашей жизни)

     - Прочитайте литературный портрет героя, что вы узнали о его образе жизни.

    - Вы должны были выписать из рассказа, как называет автор героя? (чтение цепочки слов: старый на вид человек, старого Юшку, старик, добрый Юшка)

     - Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание). Выяснение значения и написания этих слов.

      - Как относились к нему окружающие?

    (Дети бросали в него камешки и сор горстями)

    - Почему?

    (Юшка ничего не отвечал детям,  не обижался на них. Дети хотели, чтобы он злился).

    - А почему?

    (Злоба воспринималась ими как обязательное проявление жизни).

    - Что в нём было непонятно детям?

    (Он не умел злиться, быть жестоким, когда вокруг в мире было столько злобы, ненависти, жестокости. Дети привыкли видеть обозленных людей, и покорность, незлобивость Юшки вызывала у них потребность поиздеваться над человеком).

    - Как Юшка относился к детям?

    (Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы, должно быть, любите меня! Отчего я вам нужен?)

    - А как относились к нему взрослые? Докажите текстом, что Юшка превратился в часть их существования. (Когда Юшка рано утром шёл по улице…)

    -Для чего Юшка нужен взрослым?

    (Чтобы помещать на нём всю злобу).

    - Как воспринимал свою неустроенную жизнь Юшка? Считал ли он, как дочь хозяина, что ему лучше умереть?

    (чтение диалога Юшки с Дашей)

    - Что мы узнали из этого диалога?

    (У людей слепое сердце)

    - А какое это слепое сердце?

    (Человек, думающий только о себе, не знает добра, жестокий, эгоист, доверяет только своим глазам, судит только по облику)

    - Сердце какое должно быть? (зрящее)

    - Любят ли дети Юшку?

    (говорит, что «его любят без понятий», т.е. не могут проявить свою любовь, не умеют любить).

    - Каким предстал перед вами Юшка? (жалким, слабым)

    - Каким предстает Юшка в общении с природой?

    (Он чувствовал себя частицей природы, в общении с природой он мог показать свою любовь ко всему живому)

    - Какая у него душа? (добрая)

    - Что произошло с Юшкой?  (пересказ отрывка - единственный раз в жизни он возразил своим обидчикам, и это стоило ему жизни).

     - Чтение отрывка «А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я по закону родился, я тоже всему свету нужен…».

    - Как слесарь объясняет причину его смерти? (забраковали тебя люди)

    - Кто виноват в смерти Юшки? (жизнь, которая сделала людей жестокими, лишила их веры и доброты).

    - Как взрослые отнеслись к его смерти?

    (Все пришли на похороны, похоронили и забыли)

    - О чем вы узнали в заключительном эпизоде рассказа) (пересказ эпизода)

    - В чем заключался смысл жизни Юшки? Какой эпитет дает автор?  (добрый)

    - В чем заключается основная идея рассказа? (мнения учащихся).

    III. Итоги урока.

    Слово учителя.

    - Автор показывает нам, что в жизни рядом с нами живут люди как Юшка. Но нельзя судить о людях только по внешнему облику. Мы должны быть добрыми, терпеливыми в отношении к ним.

    - Выставление оценок.

     - Напутствие учителя.

    Желаю вам цвести, расти,

    Копить, крепить здоровье.

    Оно для дальнего пути –

    Главнейшее условие.

    Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет ум у вас,

    А сердце умным будет.

    Вам от души желаю я,

    Друзья, всего хорошего.

    А всё хорошее, друзья,

    Даётся нам недёшево! (С. Маршак)

    IV. Домашняя работа.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

    Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

    Урок по рассказам Паустовского "Робкое сердце" и "Подпасок"

    К.Г.Паустовский - вдохновенный мастер художественной прозы. Его справедливо называют Поэтом прозы. В его произведениях звучит неиссяканмая вера в души людей. Обычны герои ПАустовского. Обычна русская ...

    Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

    Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

    Урок по рассказу Булгаков М.А. "Собачье сердце"

    Урок по рассказу Булгаков М.А. "Собачье сердце"...

    Импровизированное, интерактивное, музыкально-игровое действие «Бессердечный Слон» на тему о человеческих качествах для урока ритмики.

    Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека. Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачи...

    «Человеческая жестокость и любовь в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

    Анализ произведения на примере обозначенной темы...