«В сердце всё человеческое богатство…» Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока литературы для 6 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.П. Платонов, "Корова", 6 класс | 32.37 КБ |
Презентация к открытому уроку по рассказу А.П. Платонова "Корова" | 605.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«В сердце всё человеческое богатство…»
А.П. Платонов
Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»
СЛАЙД
Эти слова принадлежат самому Андрею Платонову, автору рассказа «Корова», который сегодня будет предметом нашего изучения.
СЛАЙД
- Как вы их понимаете?
- Как, по-вашему, почему именно эти слова стали именем нашего урока?
- Попытайтесь сформулировать его тему.
СЛАЙД
А как вы понимаете выражение «нравственные уроки»? Что такое нравственность?
Это внутренняя установка человека, которая побуждает его действовать согласно своей совести и свободной воле.
Значит, нравственные уроки – это уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.
- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
СЛАЙД
Научиться…
Узнать…
Понять…
- Как вы считаете, какие цели точнее сформулированы? У кого изменилось мнение по поводу наших общих целей? Кто остался при своём убеждении?
- Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа?
- Как вы считаете, почему он так называется? (Первоначально рассказ назывался «Добрая корова». Что же убедило автора изменить название?)
Возможно, он предлагает читателю самому сделать выводы, не показывает своего отношения к героине рассказа, корове, с самого начала.
Обратимся к тексту произведения.
- Какой мы видим корову в начале рассказа? Найдите её портретное описание. Какие детали выделяются в нём? Что подчёркивает автор?
- Почему даётся такое подробное описание?
Она главная героиня произведения.
- Где и как она живёт?
- Как относятся к ней хозяева?
- Вася Рубцов? Найдите самые важные слова в тексте, которые помогут обосновать ваши выводы.
СЛАЙД
- Вы видите на слайде табличку, давайте начнём её заполнять вместе.
Отношение к корове и телёнку | |
взрослые | ребёнок (Вася Рубцов) |
Начало рассказа | |
не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару) | днем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит |
Основная часть рассказа | |
Отец продал его «на убой»: «цену хорошую дали» «Маленький дороже, у него мясо нежней» Но: «У меня душа по теленку болит: растили-растили его, уж привыкли к нему... Знал бы, что жалко его будет, не продал бы...» | «Он ещё маленький» – Вася жалеет телёнка. Вася долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею |
Финал рассказа | |
«Продать придется, — решил отец. — На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно». | «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти» |
- Какие ещё образы в рассказе играют значительную роль, помимо коровы, Васи Рубцова, его родителей?
Образ природы и образ железной дороги.
- Мы разделились на группы, сейчас первая и вторая группа проанализируют особенности образа природы в произведении, выделив ключевые слова,
а третья и четвёртая – образ железной дороги.
Выводы заносим в таблицу, которая находится в центре стола.
Вопросы | Ответы |
1.В какое время года происходит действие рассказа? | |
2. Каким настроением пронизано описание природы в рассказе Платонова? | |
3. Какие образы помогают писателю создать образ осенней природы? | |
4.Найдите и выпишите ключевые слова. | |
5. Как природа связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями? |
Вопросы | Ответы |
1.Какой мы видим железную дорогу в начале рассказа? | |
2. Какими чувствами наполнено описание железной дороги и поезда? | |
3. Как, какими средствами создаётся образ паровоза? | |
4.Найдите и выпишите ключевые слова, помогающие представить этот образ. | |
5. Как она связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями? |
- Теперь поделитесь с нами своими наблюдениями.
- Что общего в выводах ваших групп? Что связывает образы природы и железной дороги?
Итак, и осенняя природа, и железная дорога связаны с темой смерти. В описании осенней природы встречается много слов, связанных со смертью, железная дорога принесла смерть корове…
- Чьими глазами мы видим осеннюю природу в рассказе, образ железной дороги?
Глазами Васи Рубцова.
- Сколько ему лет? В каком классе он учится? Что его интересует в жизни? Хотели бы вы иметь такого друга и почему?
Васе Рубцову 10 лет. Он учится в четвёртом классе и только начинает жить, проявляя огромный интерес к жизни в различных её проявлениях.
- Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие его отношение к учёбе, к работе на железной дороге.
- Почему машинист назвал его «полным человеком»? Как вы понимаете эти слова? («Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди...»)
Он уже личность со сложившимися взглядами на жизнь, он знает, чего хочет.
СЛАЙД
- Как Вася относится к продаже телёнка? Найдите этот эпизод в рассказе. Какие цитаты из текста необходимо занести в нашу таблицу?
- А какие чувства проявляет его отец? Остаются ли они неизменными?
- Какой мы видим корову, потерявшую телёнка? Что подчёркивает писатель? Найдите самые важные слова, которые помогают понять её состояние. Зачем автор сравнивает её с человеком?
Чтобы подчеркнуть глубину её горя, масштаб произошедшей с ней трагедии.
- Найдите описание мёртвой коровы. Почему в нём появляется слово «говядина»?
- Как Вася воспринял её смерть?
- А его отец?
- Что необходимо записать в таблицу?
СЛАЙД
- Представьте, что я вам задала сочинение на свободную тему о вашей жизни. О чём бы вы стали писать?
Вот и Вася Рубцов в конце первой четверти написал сочинение.
Давайте вспомним, о чём оно, и подумаем, почему Вася написал именно об этом. ВИДЕО
- Итак, почему Вася пишет о корове?
Это была первая смерть, которую он видел. Корова была его другом, с ней поступили несправедливо.
- Можно ли назвать смерть величайшей природной несправедливостью?
- А как Вася борется со смертью?
Корова будет теперь жить в его памяти.
- Как, по-вашему, зачем Платонов включил в конец рассказа эпизод с «двумя бумажками», которые заплатил за смерть коровы сбивший её машинист?
Вновь подчёркивается разница между Васей, ребёнком, и миром взрослых людей.
СЛАЙД
- Обратите внимание на сводную таблицу. Обобщим наши наблюдения. Кем является корова для взрослых героев рассказа? А для Васи?
- Вернёмся к теме и имени урока. К кому из героев рассказа можно отнести слова писателя «В сердце всё человеческое богатство»?
- А как бы вы назвали этот рассказ? Чему он учит? Какие нравственные уроки нам даёт?
- Давайте попробуем составить нравственный кодекс «полного человека». Как необходимо жить, по мысли писателя? Каким надо быть?
- У каждого из вас по 4 листочка, напишите на каждом из них качество, которым должен обладать нравственный человек, проговорите его и положите листок в центр стола. Затем поделитесь с нами своими выводами.
Проблема отношения к природе, к братьям нашим меньшим волновала многих русских писателей и поэтов. Так, у С.А. Есенина есть стихотворение «Корова».
Корова
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердце не ласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Не дали матери сына,
Первая радость не прок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга.
СЛАЙД
В качестве домашнего задания вы можете нарисовать иллюстрацию к рассказу «Корова», сопоставить рассказ Платонова и стихотворение Есенина или поразмышлять, каким вырастет Вася Рубцов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1899-1951
Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова ».
Нравственность – это… внутренняя установка человека, которая побуждает его действовать согласно своей совести и свободной воле.
Нравственные уроки – это… уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.
Цели урока: 1) научиться 2) узнать , 3) понять анализировать прозаическое произведение; какие нравственные уроки даёт нам А.П. Платонов в рассказе «Корова»; смысл рассказа, его основную идею.
Начало рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару) д нем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит.
Основная часть рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) Отец продал телёнка «на убой»: «цену хорошую дали» «Маленький дороже, у него мясо нежней ». Но: «душа болит» «Он ещё маленький» долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею
Финал рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) «Продать придется» «На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно». «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти»
Отношение к корове и телёнку Взрослые Вася Рубцов Не дали корове имени, но заботятся о ней и её телёнке Любит корову, разговаривает с ней, приходит к ней в гости Отец продал телёнка «на убой» за «хорошую цену», а затем пожалел об этом Вася жалеет телёнка и корову, пытается помочь ей Продают мясо погибшей коровы и собирают деньги на новую Воспринимает гибель коровы как трагедию и величайшую несправедливость, обещает помнить её Корова – кормилица, необходимая в хозяйстве Корова – любящая мать телёнка и друг Васи
«В сердце всё человеческое богатство». А.П. Платонов
Нравственный человек – это тот, кто…
Домашнее задание иллюстрация к рассказу; сопоставление рассказа А.П. Платонова и стихотворения С.А. Есенина «Корова»; размышление на тему: «Каким вырастет Вася Рубцов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Научная работа "Духовно-нравственный потенциал рассказов А.П. Платонова"
Данная проблема заключена в том, что многие критики превратно истолковывали творчество А.П. Платонова, отрицали эстетическую и нравственную ценность его рассказов. По результатам проведенного анализа ...
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....