«В сердце всё человеческое богатство…» Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Сухая Ольга Андреевна

Разработка урока литературы для 6 класса по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В сердце всё человеческое богатство…»

А.П. Платонов

Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»

СЛАЙД  

Эти слова принадлежат самому Андрею Платонову, автору рассказа «Корова», который сегодня будет предметом нашего изучения.  

СЛАЙД  

  • Как вы их понимаете?

  • Как, по-вашему, почему именно эти слова стали именем нашего урока?

  •  Попытайтесь сформулировать его тему.

СЛАЙД  

А как вы понимаете выражение «нравственные уроки»? Что такое нравственность?

 Это внутренняя установка человека, которая побуждает его  действовать согласно своей совести и свободной воле. 

Значит, нравственные уроки – это уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.

  • Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

СЛАЙД  

Научиться…

Узнать…

Понять…

  • Как вы считаете, какие цели точнее сформулированы? У кого изменилось мнение по поводу наших общих целей? Кто остался при своём убеждении?

  • Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа?
  • Как вы считаете, почему он так называется? (Первоначально рассказ назывался «Добрая корова». Что же убедило автора изменить название?)

Возможно, он предлагает читателю самому сделать выводы, не показывает своего отношения к героине рассказа, корове, с самого начала.

Обратимся к тексту произведения.

  • Какой мы видим корову в начале рассказа? Найдите её портретное описание. Какие детали выделяются в нём? Что подчёркивает автор?
  • Почему даётся такое подробное описание?

Она главная героиня произведения.

  • Где и как она живёт?
  • Как относятся к ней хозяева?
  • Вася Рубцов? Найдите самые важные слова в тексте, которые помогут обосновать ваши выводы.

СЛАЙД  

  • Вы видите на слайде табличку, давайте начнём её заполнять вместе.  

Отношение к корове и телёнку

взрослые

 ребёнок (Вася Рубцов)

Начало рассказа

не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару)

днем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит

Основная часть рассказа

Отец продал его «на убой»: «цену хорошую дали»

«Маленький дороже, у него мясо нежней»

Но:

«У меня душа по теленку болит: растили-растили его, уж привыкли к нему... Знал бы, что жалко его будет, не продал бы...»

«Он ещё маленький» – Вася жалеет телёнка.

Вася долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею

Финал рассказа

«Продать придется, — решил отец. — На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно».

«Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти»

  •  Какие ещё образы в рассказе играют значительную роль, помимо коровы, Васи Рубцова, его родителей?

Образ природы и образ железной дороги.

  • Мы разделились на группы, сейчас первая и вторая группа проанализируют особенности образа природы в произведении, выделив ключевые слова,

а третья и четвёртая – образ железной дороги.

Выводы заносим в таблицу, которая находится в центре стола.

Вопросы

Ответы

1.В какое время года происходит действие рассказа?

2. Каким настроением пронизано описание природы в рассказе Платонова?

3. Какие образы помогают писателю создать образ осенней природы?

4.Найдите и выпишите ключевые слова.

5. Как природа связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями?

Вопросы

Ответы

1.Какой мы видим железную дорогу в начале рассказа?

2. Какими чувствами наполнено описание железной дороги и поезда?

3. Как, какими средствами создаётся образ паровоза?

4.Найдите и выпишите ключевые слова, помогающие представить этот образ.

5. Как она связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями?

  • Теперь поделитесь с нами своими наблюдениями.
  • Что общего в выводах ваших групп? Что связывает образы природы и железной дороги?

Итак, и осенняя природа, и железная дорога связаны с темой смерти. В описании осенней природы встречается много слов, связанных со смертью,   железная дорога принесла смерть корове…

  • Чьими глазами мы видим осеннюю природу в рассказе, образ железной дороги?

Глазами Васи Рубцова.  

  • Сколько ему лет? В каком классе он учится? Что его интересует в жизни? Хотели бы вы иметь такого друга и почему?

Васе Рубцову 10 лет. Он учится в четвёртом классе и только начинает жить, проявляя огромный интерес к жизни в различных её проявлениях.

  • Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие его отношение к учёбе, к работе на железной дороге.
  • Почему машинист назвал его «полным человеком»? Как вы понимаете эти слова? («Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди...»)

Он уже личность со сложившимися взглядами на жизнь, он знает, чего хочет.

СЛАЙД

  • Как Вася относится к продаже телёнка? Найдите этот эпизод в рассказе. Какие цитаты из текста необходимо занести в нашу таблицу?
  • А какие чувства проявляет его отец? Остаются ли они неизменными?

  • Какой мы видим корову, потерявшую телёнка? Что подчёркивает писатель? Найдите самые важные слова, которые помогают понять её состояние. Зачем автор сравнивает её с человеком?

Чтобы подчеркнуть глубину её горя, масштаб произошедшей с ней трагедии.

  • Найдите описание мёртвой коровы. Почему в нём появляется слово «говядина»?
  • Как Вася воспринял её смерть?
  • А его отец?
  • Что необходимо записать в таблицу?

СЛАЙД

  • Представьте, что я вам задала сочинение на свободную тему о вашей жизни. О чём бы вы стали писать?

Вот  и Вася Рубцов в конце первой четверти написал сочинение.

Давайте вспомним, о чём оно, и подумаем, почему Вася написал именно об этом.                                           ВИДЕО

  • Итак, почему Вася пишет о корове?

Это была первая смерть, которую он видел. Корова была его другом, с ней поступили несправедливо.

  • Можно ли назвать смерть величайшей природной несправедливостью?
  • А как Вася борется со смертью?

Корова будет теперь жить в его памяти.

- Как, по-вашему, зачем Платонов включил в конец рассказа эпизод с «двумя бумажками», которые заплатил за смерть коровы сбивший её машинист?

Вновь подчёркивается разница между Васей, ребёнком, и миром взрослых людей.

СЛАЙД

  • Обратите внимание на сводную таблицу. Обобщим наши наблюдения. Кем является корова для взрослых героев рассказа? А для Васи?
  • Вернёмся к теме и имени урока. К кому из героев рассказа можно отнести слова писателя «В сердце всё человеческое богатство»?
  • А как бы вы назвали этот рассказ? Чему он учит? Какие нравственные уроки нам даёт?
  • Давайте попробуем составить нравственный кодекс «полного человека». Как необходимо жить, по мысли писателя? Каким надо быть?
  • У каждого из вас по 4 листочка, напишите на каждом из них качество, которым должен обладать нравственный человек, проговорите его и положите листок в центр стола. Затем поделитесь с нами своими выводами.

Проблема отношения к природе, к братьям нашим меньшим волновала многих русских писателей и поэтов. Так, у С.А. Есенина есть стихотворение  «Корова».

Корова

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не прок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога...

Снится ей белая роща

И травяные луга.

СЛАЙД

В качестве домашнего задания вы можете нарисовать иллюстрацию к рассказу «Корова», сопоставить рассказ Платонова и стихотворение Есенина или поразмышлять, каким вырастет Вася Рубцов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В сердце всё человеческое богатство». А.П. Платонов

Слайд 2

1899-1951

Слайд 3

Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова ».

Слайд 4

Нравственность – это… внутренняя установка человека, которая побуждает его действовать согласно своей совести и свободной воле.

Слайд 5

Нравственные уроки – это… уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.

Слайд 6

Цели урока: 1) научиться 2) узнать , 3) понять анализировать прозаическое произведение; какие нравственные уроки даёт нам А.П. Платонов в рассказе «Корова»; смысл рассказа, его основную идею.

Слайд 7

Начало рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару) д нем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит.

Слайд 8

Основная часть рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) Отец продал телёнка «на убой»: «цену хорошую дали» «Маленький дороже, у него мясо нежней ». Но: «душа болит» «Он ещё маленький» долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею

Слайд 9

Финал рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) «Продать придется» «На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно». «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти»

Слайд 10

Отношение к корове и телёнку Взрослые Вася Рубцов Не дали корове имени, но заботятся о ней и её телёнке Любит корову, разговаривает с ней, приходит к ней в гости Отец продал телёнка «на убой» за «хорошую цену», а затем пожалел об этом Вася жалеет телёнка и корову, пытается помочь ей Продают мясо погибшей коровы и собирают деньги на новую Воспринимает гибель коровы как трагедию и величайшую несправедливость, обещает помнить её Корова – кормилица, необходимая в хозяйстве Корова – любящая мать телёнка и друг Васи

Слайд 11

«В сердце всё человеческое богатство». А.П. Платонов

Слайд 12

Нравственный человек – это тот, кто…

Слайд 13

Домашнее задание иллюстрация к рассказу; сопоставление рассказа А.П. Платонова и стихотворения С.А. Есенина «Корова»; размышление на тему: «Каким вырастет Вася Рубцов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Научная работа "Духовно-нравственный потенциал рассказов А.П. Платонова"

Данная проблема заключена в том, что многие критики превратно истолковывали творчество А.П. Платонова, отрицали эстетическую и нравственную ценность его рассказов. По результатам проведенного анализа ...

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....