Научная работа "Духовно-нравственный потенциал рассказов А.П. Платонова"
проект по литературе (9 класс) на тему

Данная проблема заключена в том, что многие критики превратно истолковывали творчество А.П. Платонова, отрицали эстетическую и нравственную ценность его рассказов. По результатам проведенного анализа и иследования, автор работы показывает суть духовно-нравственного потенциала, заложенного в произведениях писателя. Практическая значимость работы в том, что автор называет рассказы, содержащие эстетическую и нравственную ценность. Рассматривает возможность включения большинства рассказов для изучения в школьную программу по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list.docx12.67 КБ
Microsoft Office document icon moya_rabota_2013.doc109.5 КБ
Файл annotatsiya.docx14.99 КБ
Файл soderzhaniestr.docx11.32 КБ

Предварительный просмотр:

                     ФЕДЕРАЛЬНО-ОКРУЖНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ    РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ  «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

                                  Российская Федерация  

                                        с.п. Солнечный

Духовно-нравственный потенциал рассказов

Андрея Платоновича Платонова

Социально-гуманитарные и экономические науки (Литературоведение)

                                                                                             

 

                                                                                      Автор:

                                                                                     Ушакова Дарья Олеговна

                                                                                       

                                                                                Тюменская область, г. Сургут,      

                                                                                с.п.Солнечный,  МБОУ «СОШ №1»,

                                                                                9Д класс

                                                             

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                Ушакова Татьяна Александровна,

                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                        первой квалификационной категории

 

                                                                                      г. Сургут, с.п.Солнечный,

                                                                                    МБОУ «СОШ №1»

 

                                                                             



Предварительный просмотр:

Введение


           Сегодня имя прозаика А.П.Платонова популярно и любимо, произведения его переиздаются, экранизируются, переводятся на многие языки. О писателе спорят, проникаются его мыслями, настроениями, идеями. (Приложение № 1)

 Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества, одновременно отмечают, что  в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двадцатых годов, художественно сформулирована сущность гуманизма литературы, повысившей ответственность личности за решение проблемы "человек - общество". А. Платонов, наряду с классиками литературы  стремился к такому художественному постижению и изображению жизни, при котором углубление социального анализа, способствовало бы развитию   правдивой по самой своей сути литературы. Эстетические достижения русской литературы выразили те гуманистические и нравственные основы человеческой жизни, которые составляют самую суть  общественного идеала. Пожалуй, нет сегодня ни одного исследователя, который бы не разделял положения о том, что одним из писателей, в чьем творчестве особенно ярко проявилось стремление "поддержать лучшие нравственные качества человека", был Андрей Платонович Платонов.

Было время, когда определенная часть критики превратно истолковывала творчество А. П. Платонова, отрицала эстетическую и нравственную ценность его произведений.

Качественно новый период изучения творчества А. Платонова приходится на 60-е годы. После первых откликов на переиздания произведений писателя, в которых преобладало желание "восстановить простую справедливость, признать значение писателя для нашей литературной, духовной жизни",последовали попытки  многогранного осмысления творчества этого художника слова

Актуальность темы заключается в том, что многие вопросы изучения творчества А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследователей. Особенности художественного мышления писателя, огромный духовно-нравственный потенциал, заложенный в его рассказах, недостаточно полно изучены и поныне.(Приложение №2)

Цель и задачи исследования. Проанализировать произведения писателя и показать, как автор реализует свои замыслы в этих рассказах. И на примере рассказов о войне показать нравственную сущность человека, готового пожертвовать своей собственной жизнью ради спасения других людей, а на примере рассказов о труде показать духовную реализацию и гармоничное развитие человека в нравственной и эстетической сферах жизни. (Приложение № 2)

Интерес к жанру рассказа в современном литературоведении велик. Поэтому мне предоставляется правомерным исследование духовно-нравственного мира произведений        А. Платонова.

         Лейтмотивом творчества А. Платонова является "труд души" героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. Период Великой Отечественной войны знаменовал собой новый этап в творчестве А. Платонова. Рассказы А. Платонова военных лет представляют собой творения зрелого мастера, итог эстетических исканий всей жизни художника. Анализ этих рассказов позволяет лучше понять и раннее творчество писателя. Акцент на этих рассказах тем более важен, так как в нашем литературоведении недостаточно освещено творчество А. Платонова именно периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. В таких рассказах как "Возвращение", "Афродита", "Сампо", "Никита", А. Платонов предстает   во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении духовно-нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы.

 К решению выдвинутой темы привлекаются произведения А. Платонова, написанные в разное время, особому вниманию удостоены рассказы довоенные, военных и послевоенных лет. Они отличаются особым ракурсом осмысления событий, сосредоточенностью на нравственной стороне происходящего.

Основные результаты и их научная новизна. В центре внимания писателя изображение сложного процесса духовного и нравственного развития человека, формирование гармонической, универсальной личности. А. Платонов в формах словесного творчества изображает нелегкий путь героя - человека становящегося, нравственно формирующегося - к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности. Нелегко и непросто герою преодолеть центростремительные силы эгоцентризма, пробиться к другим людям.  Платоновский герой, постепенно переключая свою деятельность на другого человека, обретает самого себя как лицо, как личность. Писатель изображает такие ситуации, в результате которых происходит коренная перестройка сознания героя, что влечет за собой изменение самих масштабов понимания и видения жизни героем, изменение понимания героем самого себя и своего назначения в мире ("Возвращение", "Третий сын", "Сампо", «В прекрасном и яростном мире»). Писатель создает своего героя в аспекте пробуждения в нем нравственных сил, на первый план выдвигается проблема этических черт человека, признающего свою нравственную подлинную сущность. Поэтому в творчестве А. Платонова прекрасный образ выступает как символ нравственности, как выражение благородной и чистой человечности. (Приложение № 3)

2. «Сокровенный человек»  в повествовании А. Платонова.

Образы детей

Андрей Платонов владел редким художественным даром- проникать в «вещество существования», т.е. в неприметные заботы, беды и радости, из которых состоит повседневная жизнь, он умел передавать атмосферу семейного быта, неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких людей. Он любил слово «сокровенный», в котором одновременно слышатся и «кров», и «кровь», и «откровенность», и «покров», и «сокровище». О сокровенных силах, управляющих душевной жизнью людей, о любви, семье, детях и счастье- многие рассказы Платонова. (Приложение № 4)

Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающийся ещё в детстве, предопределяет в творчестве А. Платонова выбор изображаемых событий, характер конфликта и способ его разрешения, своеобразие характера.  В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю   народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки  в человеке.

Создавая образы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве.

Мир детства у Платонова—это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому. Образ ребенка в прозе XX века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен — он щемяще конкретен: это мы сами, наша жизнь, ее возможности и ее утраты... поистине, «велик мир в детстве...».

«Рождается ребенок лишь однажды, но оберегать его от врага и от смерти нужно постоянно. Поэтому в нашем народе понятие матери и война родственны; воин несет службу матери, храня ее ребенка от гибели. И сам ребенок, вырастая сбереженным, превращается затем в воина»,-писал Платонов («Из записных книжек разных лет»).

Каждый герой рассказов «Цветок на земле», «Родина электричества», «Лунная бомба», «Фро» наделен от рождения драгоценными свойствами, нужными для гармоничного физического и душевного роста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.

Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща» писал: «Время народного сиротства нашего кончилось, и новый человек входит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей — родной земле. Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — пространство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии.

История становления человека как одухотворенной личности - главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ "Никита", где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно преодолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты.  В рассказах "Железная старуха" и "Цветок на земле" тот же герой - маленький человек в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели - окончательно победить самое большое зло - смерть , открыть тайну самого большого блага - жизни вечной.

Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе "На заре туманной юности». Героиня этого рассказа девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.

Изображению сложного процесса перехода отдельного человека к жизни "со всеми и для всех" посвящён рассказ А. Платонова "Еще мама". Герой этого рассказа малолетний Артем прокладывает" себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным "орудием" - образом-понятием родной матери, посредством этого образа расширяет свой внутренний мир. Так изображает А. Платонов первую встречу человека с родиной, сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.

3. Духовность как основа личности

 Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, выражающая мировидение писателя, его отношение к человеку. (Приложение № 5)

Будто при взгляде через увеличительное стекло, рисует Андрей Платонов стремительно краткую человеческую жизнь, неотделимую, однако, от медленного течения времени, лишенного сроков. И мы видим, что часто, много чаще, чем принято предполагать, жизнь человека есть подвиг, не только не отмеченный какими-либо внешними отличиями: наградой, почестями, славой, властью или иными личными обретениями, но и не понимающий ценности таких обретений для обычного нормального счастья. Аскетически скудная в своем зримом выражении жизнь платоновского героя обычно глубока, богата и истинна по сути: это осмысленный, нужный людям труд, создание невидимых нравственных нитей.

Став писателем, он с не меньшим упорством пробивался в сокровенные глубины человеческой души, казалось бы, до дна испитой столетиями «нищеты, отчаяния и смиренной косности», — к живительным, никогда полностью не иссыхающим  родничкам любви, доброты, ,сострадания,  сочувственного желания понять другого, приобщиться к делам высоким и прекрасным. Примером может служить замечательный рассказ «В прекрасном и яростном мире» (герой-машинист Мальцев).

В рассказе "Неодушевленный враг", построенном на противопоставлении одухотворенного человека "неодушевленному врагу", писатель проводит мысль о том, что понимание истинного смысла жизни определяет саму жизнь, что правильная "идея жизни" укрепляет жизнь отдельного человека, помогая ему одолеть смерть в единоборстве с конкретным врагом, фашистом. В поэтическом мире А. Платонова одухотворенность как состояние человеческой души определяется степенью привязанности человека к другим людям: товарищам и соратникам по борьбе, отцу, матери, жене, невесте, родному очагу, "дереву родины".

Мера привязанности человека к жизни выступает мерой личной ответственности каждого человека за саму жизнь. Равнодушие, понимаемое как отсутствие привязанности и любви к людям, указывает на неодушевленность человека жизнью, на его бездуховность. Как высочайший миг торжества жизни над смертью, как высшее проявление чистой духовной силы в человеке описан в рассказе "Одухотворенные люди" героический подвиг самопожертвования людей во имя всеобщей будущей жизни всех людей  родины. 

         В этих рассказах писатель изображает жизнь с учетом тонких взаимозависимостей и связей, объединяющих людей в одно целое - народ. Поэтому тыл и фронт для писателя одно неделимое целое, более того, фронт - это непосредственное поле сражения за то духовное, сокровенное и нежное, что скрыто глубоко в тылу, как самое дорогое и драгоценное.

В повествовательной манере военных рассказов А. Платонова преобладает оптимистическое звучание, так как писатель сосредоточен не на ужасах войны, а прежде всего – на созидательной работе, казалось бы, слабых сил любви, нравственной чистоты, одолевающих зло жизни и войны. Защищая Родину-мать, герои А. Платонова защищают те идеалы и принципы, на которых основывается жизнь в их отечестве.

В душевном подвиге прощения и человеколюбия, в возвращении к подлинным нравственным основам жизни герой рассказа "Возвращение" русский человек Алексей Иванов окончательно побеждает разрушительные последствия войны, обретает душевную цельность. Писатель с большой художественной силой изобразил нравственное величие и душевное благородство русского солдата, глубоко и верно воссоздал духовные основы русской национальной жизни, моральные истоки победы советского народа над фашизмом.

Многие рассказы Платонова полны человечности, человеколюбия. Человечность может проявляться не только в форме любви, но и в форме сострадания. В образе героя рассказа "Корова" человек раскрывается со стороны своих лучших душевных качеств, сочувствуя чужому горю. Образ школьника Васи Рубцова - это прямое продолжение и развитие образов героев рассказов "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", в нем прослеживается формирование нравственного начала в человеке. В понимании писателя грань между войной и миром относительна. И в дни мира, и в дни войны человек, правильно определивший свое место и назначение в мире, ведет упорную борьбу против смерти во имя жизни. Эту борьбу писатель представляет как тяжелый повседневный труд рабочего, крестьянина, солдата. Поэтому тема труда, понимаемая как выражение любви человека к другим людям, как грань одухотворенности платоновского героя, занимает в творчестве писателя огромное место. Об этом свидетельствует довоенный рассказ А. Платонова "В этом прекрасном и яростном мире"(1941г.), где труд истолковывается как материализация социальных чувств, объединяющих людей, как творчество и созидание во имя человека и для человека.

4. Духовная реализация человека и его гармоничное развитие

в нравственной и эстетической сферах («В прекрасном и яростном мире»)
             Принято считать, что подлинная деятельность (творчество) доступна только людям, связанным с искусством. Платонов находит это мнение ограниченным. «Он вёл состав с сосредоточенностью вдохновенного артиста“, — читаем мы о Мальцеве в рассказе «В прекрасном и яростном мире». Духовная  реализация личности Мальцева осуществляется по законам красоты. Секрет высшего профессионализма, который демонстрирует Мальцев, — в работе по призванию.     Профессия железнодорожника, равно как и специальность водителя поездов, угаданы Мальцевым с попаданием в десятку. И в этом отношении тягаться с ним, действительно, очень трудно. (Приложение № 6)

            Труд Мальцева — подлинная деятельность, творчество. Двух одинаковых поездок для него не бывает. Каждая — в новых обстоятельствах. И чем неблагоприятнее внешние условия, тем законнее гордость того, кто сумел их преодолеть. Вот и в роковой для себя поездке, где соперником его выступила сама гроза, Мальцев «понимал, что работа и мощность машины могла идти в сравнение с работой грозы и, может быть, гордился этой мыслью».
             О том, как проходило профессиональное самоопределение Мальцева, Платонов не рассказывает. Качество труда машиниста, однако, даёт основание предположить, что человеческий идеал его довольно высок. Всем существом своим Мальцев жаждал вернуться к той жизни, от которой отделила его пропасть слепоты. Почти всегда его можно было найти на скамейке возле депо: «облокотившись рукой на трость, поставленную между ног, он обращал в сторону паровоза своё страстное, чуткое лицо с опустевшими, слепыми глазами и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса.» Это всепоглощающее стремление машиниста вновь окунуться в любимое дело и решил использовать его бывший помощник. Костя предположил, что, если в процессе работы внешние ассоциации способны породить у машиниста такое внутреннее зрение, которое на известное время сумело заменить зрение внешнее, то вероятно и обратное воздействие: внутреннее зрение способно решительно повлиять на возвращение внешнего зрения. Нужно только поместить Мальцева в такую обстановку, в которой тот должен испытать громадное желание прозреть. И любимый труд словно хочет отблагодарить механика за безмерную преданность себе: Мальцев прозревает — «чтобы работать и оправдать свою жизнь».
             

Реализацию человека в нравственной сфере жизни можно проследить в следующем эпизоде  «Вы подвели своего друга», — говорит следователь Косте, после того как Мальцев вновь ослеп, испытанный установкой Тесла. В том, что Костя — друг Мальцева, у следователя нет никаких сомнений: кто ж ещё может принять так близко к сердцу горе чужого человека, да еще заключенного! Но следователь ошибся. «Я не был другом Мальцева, и он ко мне относился без внимания и заботы». То есть (в оценке самого Кости) относился не так, как большинство наставников относится к своим ученикам. Поэтому, если исходить из принципов обычной справедливости, то Костя Мальцеву ничем не обязан. Больше того — имеет как будто моральное право ответить тем же: «долг платежом красен». Широта души Кости в том и выражается, что он действует вопреки расхожей формуле «мне отмщение , и аз воздам». «Я не был другом Мальцева… Но хотел защитить его от горя, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека». В этой Костиной установке мы встречаемся с нравственным чувством большой силы. Никакого личного интереса. Только помощь попавшему в беду человеку да, разве что, обществу, заинтересованному в возвращении к активной жизни гениального человека.
             Реализация личности в нравственной сфере у Кости тоже осуществляется по законам красоты. «Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать.” Но могла бы одна доброта (пусть даже и столь напористая, как у юноши) выручить Мальцева из беды? Вряд ли. Ещё одна составляющая Костиной силы — знание психологии человека, умение моделировать жизнь в воображении — одним словом, способность к эстетической деятельности. Когда он говорит: «Я чувствовал свою способность человека», то в сложившейся ситуации подразумевает именно этот вид деятельности. Когда целью её служит помощь другому человеку, то она приобретает сложный характер, дополняясь нравственной. Идея, приведшая к окончательному прозрению Мальцева, возникает у Кости не вдруг («сам еще не зная, как это нужно сделать»). Внутри себя юноша перебирает всё новые и новые жизненные ситуации, способные спасти умирающего на глазах человека, всякий раз остающегося на скамейке возле депо: 
             “Облокотившись рукой на трость, поставленную между ног, он обращал в сторону паровоза свое страстное, чуткое лицо с опустевшими, слепыми глазами и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса.» Всем существом своим Мальцев жаждал вернуться к той жизни, от которой отделила его пропасть слепоты. Это огромное стремление машиниста вновь окунуться в любимое дело и решил использовать его бывший помощник. Костя предположил, что, если в процессе работы внешние ассоциации способны породить у машиниста такое внутреннее зрение, которое на известное время сумело заменить зрение внешнее, то вероятно и обратное воздействие: внутреннее зрение способно решительно повлиять на возвращение внешнего зрения. Нужно только поместить Мальцева в такую обстановку, в которой тот должен испытать громадное желание прозреть. И любимый труд словно хочет отблагодарить механика за безмерную преданность себе: Мальцев прозревает — «чтобы работать и оправдать свою жизнь».
             

В прозрении Мальцева Костя воплотил свою «особенность человека» — доброго и эстетически одаренного.
            Знание психологии человека, умение воссоздать в воображении различные жизненные ситуации Костя почерпнул в художественной литературе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» посвящён изображению процесса реализации личности, самопознание героев писатель оставляет за кадром. Вот и значение искусства в жизни Кости дано лишь одной деталью, правда, впечатляющей. Это сравнение: «Машина “ИС“, единственная тогда на нашем участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Кроме таланта душевности Косте с младенчества присуща любовь к литературе. Именно ей он обязан той свободой решения духовно-нравственных проблем, которую мы наблюдаем в его поступках. Именно знание психологии, строения творческой деятельности приводят его к идее, спасшей Мальцева. Понимание внутреннего мира человека у Кости оказывается даже глубже, чем у следователя, хотя тот обязан владеть им профессионально. Следователь к концу рассказа личностно вырастает и готов теперь, наученный Костей, относиться к каждому (даже, если это машинист железной дороги) без предвзятостей,— как к личности, с учётом творческой природы человека («Тут действовали факторы внутри человека, — говорит Костя следователю, — а вы искали их только снаружи»).
             Реализация личности в нравственной и эстетической сферах нередко противоречива. С одной стороны, моральные принципы предписывают нам доброжелательное отношение к другому человеку, уважение его достоинства; с другой стороны, мы не можем забывать и о защите собственного достоинства. Остаётся одно: поиски разумного компромисса (посредством углубления в ситуацию) и взвешенной оценки другой стороны. Ведь учесть её интересы, разумеется, труднее. Наше нравственное развитие этой способностью не в последнюю очередь, по-видимому, и измеряется.
             В рассказе Платонова «В прекрасном и яростном мире» конфликтную ситуацию такого рода создает Мальцев. Перед каждой поездкой он повторяет работу, проделанную Костей по подготовке паровоза («точно не считал мою работу действительной“). Само собою: раз за разом отнимая у Кости возможность профессиональной реализации, Мальцев обессмысливает его жизнь. Проследим, однако, как в этой ситуации ведёт себя Костя.
             Встретившись с подобным отношением к себе впервые (накануне первой поездки с Мальцевым), он, естественно, был унижен. Однако, вместо того, чтобы сразу дать волю эмоциям, бросившись на защиту собственного достоинства, он постарался вникнуть в мотивы поступка Мальцева и в конце концов пришёл к выводу, что переделку его работы можно истолковать и как желание мастера проверить умение помощника-новичка. Что же касается бестактно-молчаливой манеры этой проверки, то её можно извинить, потому что важнее содержание, а не форма. И только впоследствии, когда стало ясно, что Мальцев намерен включить этот номер в свой постоянный репертуар, Костя решает выступить на защиту своего достоинства:
             Как оказалось, в намерениях Мальцева нет злого умысла. Ободренный, Костя бросается оправдывать механика. Договаривается до того, что причиной эгоизма Мальцева готов объявить его... талант к вождению поездов. Оценив добрые намерения Кости, его «золотое сердце», следует все же признать, что чувство меры тут изменило ему. Проверка крейцкопфа перед поездкой и талант к вождению поездов — это разные вещи. Но, главное, на Мальцева никто не покушается. Однако часть работы (безусловно, не самую ответственную, потому и отнесённую к обязанностям помощника) он вполне мог бы передоверить Косте. Или, на худой конец, уж хоть сказать ему, что будет выполнять её сам. Обелить Мальцева в рассматриваемой ситуации очень трудно. Безразличие к другим, нежелание замечать за собственной персоной страдающее самолюбие человека — таков стиль поведения Мальцева.
             Установка на доброе отношение к людям хорошо просматривается и в другом Костином поступке. Вот ослепший, но ещё не осознавший своей слепоты Мальцев начинает хуже вести машину («на кривых нас забрасывало, скорость доходила то до ста с лишним километров, то снижалась до сорока»). Менее цельный в нравственном отношении человек на месте Кости непременно испытал бы злорадное чувство: ну, вот и сам гордец Мальцев, наконец, просчитался! И не преминул бы побольнее кольнуть его этим в глаза. А что же Костя?“ — Я решил, что Александр Васильевич, наверное, очень уморился, и поэтому ничего не сказал ему... через полчаса мы должны были остановиться для набора воды, и там, на остановке, Александр Васильевич поест и немного отдохнёт». Готовность поставить себя на место другого, войти в его положение, проявить деликатность стала непременной установкой Костиной жизненной позиции. «Все же я обеспокоился усталостью Мальцева и стал сам внимательно глядеть вперед — на путь и на сигналы». Как видим, и здесь у Кости впереди существо дела, а не самолюбие. Удивительно порядочный он человек!
             Итак, реализация личности нередко приобретает противоречивый характер, обусловленный столкновением двух мотивов одного и того же поступка: душевного и духовного. Уважая и ценя достоинство других, помогая его сохранению и умножению, человек вправе позаботиться и своём собственном. В каждом конкретном случае следует стремиться, по-видимому, к сочетанию обоих. Замечательные примеры таких поступков даёт нам Платонов.
              Как понять заглавие рассказа? Это — символ реализации человека с высоким уровнем духовного и нравственного развития. Мир становится прекрасным, когда деятельность в различных областях жизни начинает разворачиваться по законам красоты. Яростным этот мир делает преодоление внешних обстоятельств, с которыми творчество связано всегда. У Кости нет таланта к вождению поездов, но его мир прекрасен и яростен прежде всего в сфере отношений с людьми.
              Гармоничное развитие героев мы видим тогда, когда они объединившись ,смогли образовать устойчивый союз, способный сопротивляться «роковым силам, случайно и равнодушно уничтожающим человека». Этот союз взаимно компенсировал несильные стороны их личностей: нравственную у Мальцева, профессиональную у Кости. Возникло их гармоничное единство*. Но, разумеется, лучше всего — когда обе стороны одинаково развиты у одного человека. Тогда у нас есть все основания называть его гармонично развитым. Красив Мальцев в своем труде, прекрасен Костя своей активной нравственной позицией, потому что труд есть совесть.

Приведённая нами характеристика главных героев рассказа «В прекрасном и яростном мире» позволяет судить об идеале А.Платонова с достаточной основательностью. Особенно важными в человеке он полагает духовную и нравственную составляющие. Реализацию духовного потенциала человека писатель связывает с его профессиональной деятельностью. Творчество (т.е. деятельность по законам красоты) возможно в любой профессии (в том числе, как мы убедились на примере Мальцева, у рабочего на железной дороге). Свои представления о нравственном долге человека А.Платонов передал через другого героя – рассказчика Костю.
              Проследив за воплощением в рассказе собственного идеала А.Платонова, можно намного яснее представить себе смысл суждения А.С. Пушкина «Цель художника – идеал, а не нравоучение».
Собственно говоря, ради воплощения этого   идеала А.Платонов и сочинил рассказ          «В прекрасном и яростном мире».

 5. Целостное восприятие мира героями произведений А.П. Платонова

Многие рассказы несут в себе итог многолетних размышлений писателя о смысле жизни, о человечности, о вере и любви.

В этих рассказах поэтический мир А. Платонова устроен по-особенному.

Особый повествовательный строй демонстрируется в рассказе "Дед-солдат". Для героя этого рассказа, старого крестьянина, все предметы окружающего мира выступают как образы, символизирующие в своей материальной выраженности заботу людей друг о друге. В то время как для захватчика-фашиста, пришедшего грабить чужую и непонятную ему землю, этот мир выступает в своей голой предметности, и поэтому от него скрыта истинная духовная сторона вещей, их глубокий человеческий смысл. Старый человек в рукотворных предметах обступавшей его деревни видит живой материально выраженный след любви и заботы отцов и матерей о своих детях, будущих поколениях людей. Пришлому человеку чуждо такое восприятие мира. Одухотворенный человек воспринимает мир в аспекте его знаковости, равнодушный - голой предметности. Человек в изображении А. Платонова предстает как средоточие, прошедшего и будущего, выступает в одно и то же время и наследником материальных и духовных традиций прошлого, и носителем и хранителем их в настоящем, и передатчиком их будущим поколениям. В рассказе ''Дед-солдат", как и в рассказе "Сампо", отсчёт времени ведётся не по шкале смены возрастных периодов отдельной человеческой жизни - детство, отрочество, юность, а по шкале большого времени смены поколений рода, народа. Поскольку жизнь народа осуществляется в каждом отдельном человека и через человека здесь и сейчас, постольку каждый человек народен и это позволяет писателю изобразить его по-новому.

Для писателя важно показать, как правильно понятая идея жизни, содержание общественного идеала определяет направленность жизнедеятельности людей, их задача и цели. В поэтическом мире писателя не злоба, недоверие, а добро, любовь и красота являются главным принципом в отношениях между героями. Все это определяет активную жизненную позицию героя, питает его веру в прекрасное будущее, как об этом свидетельствуют проникнутые оптимизмом финалы рассказов "Афродита" и "Сампо".

6.Заключение

А.Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе.

Писатель принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека.

С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был «разрушен человек». (Приложение № 7)

В творчестве А. Платонова идея развития духовно-нравственной личности полностью и глубоко слита с образом времени, определяющим это развитие. Для такого подхода к изображению жизни и человека у писателя имелись глубокие основания, и связаны они были с представлением писателя о своем времени, о своей эпохе.

 Все внимание писателя сосредоточено на изображении "нового, высшего типа  человека на земле", на раскрытии содержания его нравственных побуждений и принципов, на показе новых форм взаимодействия его с миром.

  Публицистическая открытость и возвышенность многих рассказов ("Корова", "Афродита") имеют глубокий смысл гуманизма в самой жизни. Герои этих рассказов, действуя в незавершенной исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворенные горячей верой в счастливое будущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отдали вою свою нежность и любовь. (Приложение № 8)

Изучив программу по литературе, рекомендованную Министерством образования РФ, я обнаружила, что в программу с 5 по 11 класс для изучения включены всего 6 рассказов А.П. Платонова, причем в 9-11 классах произведений писателя нет. До 2004 года в 11 классе изучалось произведение А.П. Платонова «Котлован». Не все произведения, перечисленные в работе, включены в школьную программу по литературе,  а они способствуют формированию духовности человека, что очень актуально в нашем современном обществе.

Согласно социологическому опросу, проведенного мною среди учащихся 5-8 классах,  я пришла к выводу, что учащимся нравятся рассказы А.П. Платонова, особенно  «Никита», «Корова», «Неизвестный цветок», «Возвращение», «Юшка» (Приложение № 9) Эти произведения учат милосердию, состраданию, учат понимать состояние души другого человека, воспитывают высокие нравственные качества.

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: « Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план все равно выйдет свобода бессовестности».  (Приложение № 10)

 

    Список использованной литературы:

  1. Андрей  Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978.
  2. Андрей Платонов. Живя главной жизнью.М.:Правда, 1989.
  3. Андрей Платонов. Рассказы.-М.: Советский писатель, 1970.
  4. М.Д.Аксенова. Энциклопедия для детей. Т.9.Руская литература. Ч.2.20 век/ М.: Аванта+, 1999.
  5. Н.О.Николенко. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998.
  6. В.В. Хамцев. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный потенциал рассказов Андрея Платоновича Платонова

Ушакова Дарья

Российская Федерация, Тюменская область, г.Сургут, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1», класс 10.

Аннотация.

Данная проблема заключена в том, что многие критики превратно истолковывали творчество А.П. Платонова, отрицали эстетическую и нравственную ценность его рассказов. По результатам проведенного анализа и иследования, автор работы показывает суть духовно-нравственного потенциала, заложенного в произведениях писателя. Практическая значимость работы в том, что автор называет рассказы, содержащие эстетическую и нравственную ценность. Рассматривает возможность включения большинства рассказов для изучения в школьную программу по литературе.

Актуальность темы заключается в том, что многие вопросы изучения творчества А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследователей. Особенности художественного мышления писателя, огромный духовно-нравственный потенциал, заложенный в его рассказах, недостаточно полно изучены и поныне.

Цель: . Проанализировать произведения писателя и показать, как автор реализует свои замыслы в этих рассказах. И на примере рассказов о войне показать нравственную сущность человека, готового пожертвовать своей собственной жизнью ради спасения других людей, а на примере рассказов о труде показать духовную реализацию и гармоничное развитие человека в нравственной и эстетической сферах жизни.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме
  2. Выявить эстетическую и нравственную значимость рассказов

 А.П. Платонова

  1. Доказать, что духовность-основа личности, что многие рассказы писателя содержат духовно-нравственный потенциал.
  2. Рассмотреть возможность включения большинства рассказов в школьную программу по литературе

Методы исследования: поисковый, теоретический, метод анализа и синтеза, социологический опрос.

Основные результаты и их научная новизна. В центре внимания писателя изображение сложного процесса духовного и нравственного развития человека, формирование гармонической, универсальной личности. А. Платонов в формах словесного творчества изображает нелегкий путь героя. Это путь героя к душевной внутренней цельности. Нелегко и непросто герою преодолеть центростремительные силы эгоцентризма, пробиться к другим людям.  Платоновский герой, постепенно переключая свою деятельность на другого человека, обретает самого себя как лицо, как личность. Писатель создает своего героя в аспекте пробуждения в нем нравственных сил, на первый план выдвигается проблема этических черт человека, признающего свою нравственную подлинную сущность. Поэтому в творчестве А. Платонова прекрасный образ выступает как символ нравственности, как выражение благородной и чистой человечности.



Предварительный просмотр:

Содержание                                                Стр.


1.Введение................................................................................................................. 1-2

2. «Сокровенный человек»  в повествовании А. П. Платонова.

Образы детей...............................................................................................................2-3

3. Духовность как основа личности..........................................................................3-5

4. Духовная реализация человека и его гармоничное развитие

в нравственной и эстетической сферах («В прекрасном и яростном мире»)……5-9

5. Целостное восприятие мира героями произведений

А.П, Платонова..........................................................................................................9

6.Заключение.............................................................................................................9-10

7.Список использованной литературы....................................................................11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...