Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Харитонова Вера Викторовна

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

Урок внеклассного чтения

в 8 классе по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Работу выполнила:

Учитель русского языка  и литературы

Харитонова Вера Викторовна

2012-2013 учебный год


Прежде он [Иванов] чувствовал

другую жизнь через преграду самолюбия и

собственного интереса, а теперь внезапно

коснулся её обнажившимся сердцем.

А. Платонов. «Возвращение»

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

  1. Слово о писателе

А. А. Платонов родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом разнорабочим на заводе. В годы гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста, после войны участвовал в строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер А. Платонова с его болезненным неравнодушным к нужде и человеческому страданию.

Платонов - псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича, родовая фамилия его - Климентов.

Еще будучи подростком, А. Платонов начал писать стихи. С осени 1918 года юноша активно участвует в литературной жизни Воронежа. В своих произведениях Платонов был по-настоящему талантлив. Особо трепетное отношение было у писателя к детям.

С первых дней Великой Отечественной войны Платонов добивается отправки на фронт. С октября 1942 года он военный корреспондент в действующей армии.

За годы войны Платонов выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенес на нравственные решения людей и философскую сущность событий.

Его не оставляли размышления о мире, о том, какой человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.

В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ « Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным смыслом.

2. Анализ рассказа.

Вы прочитали рассказ. Каково ваше впечатление от прочитанного?

  • Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)
  • Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь  душе,  окаменеть  своему  сердцу;  нужно  быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)
  • Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)
  • Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно?   (Название   «Семья   Иванова»   подчеркивало   типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)
  • Кто герой рассказа?
  • Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).
  • Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.
  • Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.
  • Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит несколько причин, «оправдывающих» героев.
  • Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).
  • Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

•        На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

  • Как это разговор характеризует Петрушу ?
  • Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной ? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).
  • Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне ? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).
  • Как дети заботились о матери ?
  • Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить ? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

  • Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей ?
  • Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степеньширочайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь   безоблачной,   какой   она   представлялась   герою.   После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию.

Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.


Демонстрация эпизода из фильма (Финал картины)

Кульминация   рассказа  несет  в  себе   освобождающую  силу   и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

  • Кто   из   героев   вам   особенно   понравился?   Почему?   (Краткая характеристика героев.
  • Если бы вы могли встретить сегодня писателя А.П. Платонова, за что бы вы его поблагодарили? (За то, что обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать, за хороший финал рассказа)

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....

Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета....