Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
творческая работа учащихся по литературе (7, 9 класс)

Бескровная Наталья Владимировна

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа»

  Урок литературы в 7 классе

Тема: «Любить «всем теплом и светом своего сердца»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

                                                                      Подготовила и провела учитель

                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                  Бескровная Н.В.

                                                                               2020-2021 учебный год.

МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературы в 7 классе на тему

 «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Учитель: Бескровная Наталья Владимировна

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: знакомство с биографией писателя,  анализ его произведения и получение детьми ценнейшего опыта сочувствия и милосердия к окружающему миру.

Задачи: Обучающие:

- осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;

- размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;

- обучение умению анализировать текст художественного произведения;

- выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

Развивающие:

- включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитывающие:

- приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

-воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

- попытаться донести мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и  сострадания к людям»;

-помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Планируемые образовательные результаты урока:

1.Личностные УУД:  

- формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развитие мышления, памяти, внимания;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

2.Метапредметные:  

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

3. Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка  Платонова;

-развивать навык анализа произведения,  логическое мышление, монологическую речь учащихся;      

 - помочь учащимся выявить нравственную основу   платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

– овладение учебными действиями с языковыми средствами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,  любовь и уважение к человеку.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, вызов к размышлению, работа со словом, использование презентации в качестве иллюстративного материала.

   Базовый уровень: самостоятельная работа с учебником, работа в группах, беседа-диалог

   Повышенный уровень: Эвристический метод работы, составление синквейна и кластера.

Оборудование и технические средства обучения:  мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация.                                                                      

Дидактические материалы: карточки с заданиями для групп,  карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)

Автор учебника: УМК Коровина В.Я.  Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2019.

 

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель:  - Организовать и психологически настроить детей на урок, создать позитивное настроение

1.

Формирование психологического настроя на урок.

 

Здравствуйте! Я рада видеть вас здоровыми, жизнерадостными!

Ребята, улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пуст она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Слушать, изучать, думать, говорить, активно работать.

Цели: добиться, чтобы дети самостоятельно определили  тему урока, заинтересовать их данной темой, развивать логическое мышление

2.

Определение темы урока.

-Сначала я хотела бы обратиться ко всем: Поднимите руку, кого из вас хоть раз кто-то сильно обидел?

А теперь поднимите руку, кто из вас хоть раз, вольно или невольно,  обидел другого человека?

-А что переживается сильнее? Своя боль или чужая?

- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Почему в мире так много зла? – Чего недостаёт нам, людям?  

Вспомним, что такое милосердие, сострадание, соучастие, добро, любовь.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Ф.И.Тютчева

Нам не дано предугадать,
 Как наше слово отзовется,-
 И нам сочувствие дается,
 Как нам дается благодать…
Ф.И.Тютчев

-В чём смысл этого высказывания?

Так какая же у нас сегодня тема урока?

Сформулируем тему.

Отвечают на поставленные вопросы.

(Любви, добра, понимания, милосердия, соучастия и т.д.)

Зачитывают определения.

Каждый человек должен обладать сочувствием, состраданием и воспринимать эти качества, как высшее благо. И уметь любить ближнего.

Записывают тему в рабочих листах.

Цель:  Подготовить учащихся  к освоению нового материала.

Формы и методы работы: метод словесной передачи информации (диалог), фронтальная работа

3.

 Целеполагание и мотивация.

- Что же значит «Любить всем светом своего сердца»?

   

Попробуйте сами сформулировать цели нашего урока. На какие вопросы мы должны найти ответы?

Ответы на поставленные вопросы мы будем искать в рассказе Платонова, но для этого следует всмотреться в каждую его строчку. А для начала несколько слов о самом авторе произведения.

Пробуют определить цели урока.

Примерные вопросы, на которые должны найти ответ:

-Каким надо быть человеком?

-В чём назначение человека?

- Что значит любить человека «всем сердцем и теплом своим»?

Цель:  Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал

Метод: поисковый метод и метод  зрительного восприятия информации

4.

 Актуализация новых знаний.

Вступительное слово учителя о А. Платонове. 

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем.

Платонов – это псевдоним (псевдоним – вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты). Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин.

Отец писателя был слесарем  железнодорожных мастерских, талантливым изобретателем- самоучкой.

Рассказ подготовленного ученика о А.П.Платонове на фоне презентации.

-Угадайте по иллюстрациям произведения Платонова?

 -Знакомясь с рассказами Платонова, мы узнали, что для писателя важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски, с любовью относится ко всему, что находится рядом. Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца.

Знакомятся с краткой биографией Платонова, смотрят презентацию, угадывают по иллюстрациям произведения писателя.

Цель: в результате исследовательской деятельности ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Формы и методы работы: метод передачи информации с помощью практической деятельности, фронтальная работа,  работа в парах, методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрения), познавательные (творческое задание), социальные (создание ситуации взаимопомощи), взаимоконтроль

5.

 

6.

7.

8.

9.

 Анализ текста. Коммуникационная деятельность (исследование в парах).

Составление синквейна

Творческая работа

Сопоставительная характеристика

Чтение стихотворений (домашнее задание)

- Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы свои вопросы, на которые вы найдёте в тексте рассказа ответы.

1 группа  - портретная характеристика Юшки.

2 группа - дети и Юшка

3 группа – взрослые – Юшка

4 группа – Юшка – люди

Через несколько минут каждая группа примет участие в коллективной беседе по раскрытию характера главного героя.

Отчёт о проделанной работе.

Отвечает 1 группа.

1.Назовите настоящее имя героя. 2. Кто такой был Юшка? 3. Какая внешность была у Юшки? 4. В какой одежде он ходил? 5. Где Юшка жил и чем питался 6. Как Юшка работал? Охарактеризуйте Юшку одним определением.

-  Почему автор особо  выделяет его глаза?

Что он значит для жителей села чай с сахаром?

Что не знают о нём люди? Каким его никогда не видели?

Отвечает 2 группа.

1. Как относились к Юшке дети и подростки? 2. Как вёл себя Юшка?

3.А что делали дети? 4.Почему они бросали в него комья земли?

5.Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?

6.Любили ли Юшку дети на самом деле?

7.А почему дети не умеют любить человека?

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на злоЗло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…

- Как вы понимаете слово «терзать»?  

- Каким предстает перед вами Юшка?  А дети?

Отвечает 3 группа.

1.Как относились взрослые к Юшке?

2.Почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его?»

3.Почему Юшка так кротко переносил все побои и никогда не возражал своим мучителям?

4. Любил ли его народ?

5.Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых ? 6.Каким предстаёт Юшка в эпизодах истязания людьми?

Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.

Что объединило взрослых и детей? (ЗЛО)

Словарная работа.

Лексическое значение слов.

Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный. 3. То же, что святой.

Юродивый – безумный, от роду сумасшедший (из словаря В.Даля).

Подготовленный ученик рассказывает о юродивых.

Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства он должен бы вызывать у окружающих?

А что же происходит на самом деле?

«Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», - говорил Юшка.

Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ

«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить.

Отвечает 4 группа

1. Почему осерчал Юшка? 2.Подберите синонимы к слову «осерчал».

3.Почему ни один из этих синонимов не подходит?

4.Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?

5.Как вы понимаете слова Юшки?

6.А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?

7.Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна. Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?

Динамическая пауза

Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца».  Слепец, который видел всё, видел сердцем. Как можно назвать такое всевидящее сердце?  

- А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? 

-Что же хотел сказать своим рассказом А. П. Платонов?  

А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.

Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации.

Теперь давайте подберём цвет, в который вы окрасили бы сердце Юшки

любовь к природе – зелёный;

любовь к родине – красный; 

любовь к живому – жёлтый;

 любовь к людям – оранжевый.)

Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.

Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Отвечают на вопросы, размышляют, помогают друг другу.

Участвуют все дети.

Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим,  разумом мыслим.

Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских

В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природе.  Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей .

мучить, издеваться, изводить, тиранить)

Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

Выступление ученика.

Рассердился,  разозлился,  разгневался

ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ

СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ

Индивидуальное задание ученика.

Кластер (слепое и зрячее сердце)

Юшка.
Зрячее сердце.
Сочувствовать, сопереживать, помогать.
Больно одному - больно всем.
Человеколюбие
(воплощенное добро).

Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца», «Любить людей всем теплом и светом своего сердца»


Дети пишут в рабочих листах .

Выполняют задание

1.Безымянный человек наступил на гордое сердце.

1.Весёлый прохожий посмеялся над Юшкой

2.В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает сердце».

2.В рассказе Платонова «Юшка»: «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился, и не поднялся»

3.Гордый, смелый, добрый

3.Тихий, терпеливый, добрый

Вывод: Такие люди уходят из жизни незамеченными.

Дети читают подготовленные стихотворения о добре.

Приложение 1.

Дети работают, звучит песня.

Эвристическая беседа

10.

 Итог урока

- Нашли ли мы ответы на вопросы, которые задавали себе в начале урока?

Сегодня ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Радостно становится на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Автор наделил своего героя мудростью наивности и силой слабости, заставил читателя верить ему, переживать за него. Надеюсь, что вы после этого урока станете ещё более внимательны друг к другу, к своим родным, к людям которые вас окружают

Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока

Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать.

11.

Рефлексия

Выберите начало фразы из ряда и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

Заполняют анкету

Цель: Оценить работу учащихся на уроке. Методы стимулирования и мотивации на уроке: эмоциональные, познавательные, устные, социальные и письменные.

8.

 Выставление оценок

Цель: - Закрепить знания, полученные на уроке

          - Развивать творческие способности и умение оценивать свои силы

9.

 Домашнее задание

Напишите мини-сочинение

«Хотели бы вы быть похожими на Юшку? Почему?» или «Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Мочильская средняя общеобразовательная школа»

142954, Московская область, Серебряно-Прудский муниципальный район,

с. Мочилы, улица Школьная, дом 9, телефон   8(496)673-55-41

Муниципальный конкурс литературного творчества

«Моя будущая профессия»

Сочинение

«Журналистика – это не просто профессия, это призвание»

                                          Автор     Bеликоборец Александра Bладимировна,

                                                учащаяся 8 класса,

                                   Руководитель Бескровная Наталья Владимировна,

                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                             ел. 8(905)195-99-57

2018 год.

                                                                                              На свете множеству профессий рады,

                                                                   Нужны и лекарь, и актёр, и программист.
                                                                 Но кто нам скажет в этом мире правду,

                                                                  Когда её не скажет журналист?

                 Уже по эпиграфу к сочинению можно понять, о какой профессии я мечтаю. Да, я хочу стать журналистом, и это желание во мне уже давно, с пятого класса. Для каждого человека выбор профессии – ответственный и серьёзный шаг, так как с ней придётся жить, поэтому надо быть уверенным, что ты занимаешься любимым делом, приносящим тебе моральное удовлетворение, а не будничным ремеслом, от которого только мука и усталость. Наши бабушки и дедушки мечтали стать учителями, врачами, космонавтами, капитанами. А сейчас приоритеты поменялись, у нас другие желания и мечты. Многие хотят быть юристами, программистами, дизайнерами, модельерами, финансистами и даже политиками. Раньше на заводах и фабриках работали целыми семьями, возникали трудовые династии, и это было очень почётно. Мы же о таком даже и не думаем. Я считаю, что при выборе профессии надо учитывать не только свои интересы, но и имеющиеся у тебя возможности. Одни профессии требуют больших умственных затрат, другие – физических, третьи – творческих. Я остановилась на одной из самых древних и творческих профессий – профессии журналиста.

              Первые журналисты – это ораторы и глашатаи  в древнем Риме, Греции, Египте. Первые газеты писались на глиняных дощечках, папирусах. В России первая рукописная газета появилась в 1621 году, и она распространялась только среди приближённых царя, так как другим была недоступна. Печатная же газета стала выходить с 1702 года. Сегодня всё изменилось, количество печатных изданий даже сложно сосчитать.

             Чем же всё-таки меня привлекает профессия журналиста?  В первую очередь тем, что журналист всегда в  центре происходящих  событий, он может общаться с разными людьми, в том числе с известными и знаменитыми, задавать им вопросы, раскрывая их характеры, увлечения, поступки.  Журналист может самовыражаться через свои статьи, формировать свой уникальный, ни на кого не похожий писательский стиль. А если будет возможность стать трэвел-журналистом, то можно путешествовать по разным странам, совершенствоваться  в знании иностранного языка, знакомиться с культурой, традициями и обычаями различных стран и народов.

             Есть, конечно, и недостатки в данной профессии. Это ненормированный рабочий день, когда срочно нужно сдать материал, а у тебя ещё не всё готово. Приходится работать не только днём, но и ночью, без выходных дней. К тому же журналисты испытывают и постоянные стрессы, ведь интервью берут не только у спокойных и уравновешенных людей, некоторые знаменитости могут и накричать, и даже обидеть (случай с Филиппом Киркоровым).  Я думаю, что у журналистов часто не хватает времени и на личную жизнь, семья их уходит на второй план, ведь на первом плане у них работа.  Нельзя забывать и о том, что профессия журналиста очень опасная. Я имею в виду не только военных корреспондентов, работающих  в горячих точках мира. Рискуют жизнью и те, кто пишет в своих статьях и говорит по телевидению о коррупции, о людях, совершивших преступления. Правда не всегда приветствуется и вызывает одобрения. В нашей стране 15 декабря отмечают как День памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязанностей. Мы помним имена тех, кто погиб на самом взлёте своей журналистской деятельности. Это Владислав Листьев, Артём Боровик, Дмитрий Холодов, Лариса Юдина, Анна Политковская, Анастасия Бабурова, Андрей Стенин, Игорь Корнелюк, Антон Волошин. И это не полный перечень замечательных людей и профессионалов.

                                       Есть много взглядов, но немного истин,
                                      И хорошо, когда они известны всем;
                                      Давно ушли и Холодов, и Листьев,
                                      Вот только правда их ушла не насовсем.

        По мере углубления в профессию журналиста у меня вновь возникает вопрос: а какими качествами должен обладать настоящий профессионал своего дела? Конечно, он должен быть коммуникабельным, выносливым, выдержанным, уверенным в себе, смелым, обязательно обаятельным, тактичным, начитанным и эрудированным, любознательным, усидчивым, самокритичным и толерантным.

   Удивительно, как много разных качеств должны быть в одном человеке! Но без них никак нельзя. К тому же сначала следует получить высшее образование и желательно на факультете журналистики МГУ имени М. В.Ломоносова. Там работают лучшие педагоги и практикующие журналисты, передающие студентам бесценный опыт и навыки работы. На протяжении учёбы можно будет выбрать для себя направление и спецификацию  дальнейшей работы (политическую, научную, спортивную или культурную).

Я согласна, у меня слишком грандиозные планы на будущее, но мечту должен иметь каждый, и каждый должен к ней стремиться. Пока я учусь в восьмом классе, но уже маленькими шагами приближаюсь к своей цели. Мне очень нравиться писать сочинения в разных жанрах. Я люблю описывать природу, свои мысли и впечатления, случаи из жизни, придумывать разные истории, мини-рассказы. По совету учителя русского языка и литературы я веду два дневника. Один у меня очень личный, а другой – читательский, где я записываю отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах. Я сравниваю несколько экранизаций по одному произведению, «беру» интервью у героев книг.
             А закончить своё сочинение я хочу вновь стихотворными строками, позаимствованными у одной молодой поэтессы, тоже журналиста, в которых очень ясно и полно отражена её деятельность:
                                      Быть в гуще жизненных событий,
                                     Не пропустить больших открытий
                                     И мастерски владеть пером,
                                     А также русским языком,
                                     Быть только честным и правдивым,
                                     В своих оценках справедливым,
                                     Универсал-специалистом —
                                     Тогда зовись ты журналистом!



Предварительный просмотр:

МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс творческих проектов учащихся
«Моя семейная реликвия»

«Серьги с бирюзой»

Автор:

Жумаева Дилнура Гафуржон кизи,

9 класс

Руководитель:

Бескровная Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

8-965-195-99-57

г.о. Серебряные Пруды, 2020 г.

                                                    Серьги с бирюзой.      

                                                                        Чем дальше в будущее входим,

                                                                        Тем больше прошлым дорожим,

                                                                        И в старом красоту находим,

                                                                        Хоть новому принадлежим.

                                                                                                  В.С.Шефнер

Реликвия, в моём понимании, - это какой – то предмет, которым ты очень дорожишь, бережёшь его и передаёшь своим потомкам. Я думаю, что почти в каждой семье есть что-то оставшееся от прабабушек и прадедушек. Раньше я этому не придавала значения, но однажды, перебирая в шкатулке мамины украшения, обнаружила старые серьги с бирюзой, которые она никогда не носила. У одной серьги была поломана застёжка. Я подумала: зачем мама хранит эти старые серьги, да ещё поломанные?  С этим вопросом я обратилась к маме и услышала интересную историю о происхождении данного украшения.

Это было давно, ещё в прошлом веке. Красивая узбекская девушка по имени Тахтыхон готовилась к свадьбе. Она очень сильно волновалась, так как сегодня будет «фотиха туй» (помолвка), в которой участвуют одни мужчины как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Невесте будут дарить подарки, объявят о скорой свадьбе, и она может уже открыто встречаться со своим женихом. Семья у Тахтыхон знатная, большая, восемь дочерей и два сына. К тому же живут они дружно, поэтому девушка не торопится выходить замуж. Да и жениха она видела только один раз издалека. Он, конечно, ей понравился: высокий,  красивый, по имени Абдулла. И кажется он добрый, лицо у него улыбчивое и очень приветливое.

       И вот наконец вечером, убирая подарки родственников, мама принесла ей красивую коробочку, где лежали серьги и кольцо с бирюзой. «Это подарил тебе твой Абдулла»,- сказала мама. Тахтыхон дрожащими руками взяла подарок, внимательно посмотрела на содержимое коробочки и задумалась. Какой красивый и дорогой подарок! Но почему с бирюзой? Наверно в этом есть какой-то смысл?      

     Тогда она не могла ответить на свои вопросы. И лишь позже узнала, что бирюза – это камень, обладающий особой энергетикой, лечебными и магическими свойствами, которые в обрамлении серебра усиливаются.  Бирюза устраняет головную боль, успокаивает нервную систему. А также она привлекает удачу, везение, защищает от сглаза, оберегает супружеское счастье, наделяет мужеством и даже предупреждает о несчастьях. Если владельцу грозит беда, камень меняет свой цвет: бледнеет или темнеет. А ещё у многих народов считалось, что бирюза вызывает сильную любовь и подчёркивает женскую красоту. Как только этот камень ни называли: «камень египетских фараонов», «священный камень Тибета», «любимый камень Востока». Значит выбор подарка прадедушкой был неслучаен. Он хотел свою жену уберечь от невзгод и поселить в их семье мир, согласие и гармонию. Камень ли постарался или так сошлись звезды на небе, но семья Тахтыхон и Абдуллы Уматкуловых стала  примером крепкой, дружной, многочисленной и гостеприимной семьи.  Ни разу они не пожалели, что когда-то родители дали согласие на их брак.

          И жили бы они долго-долго, но настала лихая година, началась Великая Отечественная война. Прадедушка ушёл на фронт. А на прощание дал жене такой наказ: «Береги мой подарок, он принёс нам семейное счастье. Настанет время – передай его одной из дочерей, пусть хранит память обо мне». Сначала приходили от прадедушки короткие, но тёплые письма, из которых Тахтыхон узнавала о местах, где воевал прадедушка, о его ранениях и наградах. А потом письма перестали приходить. Прабабушка часто смотрела на подарок  любимого и боялась, что он изменит свой цвет. А ещё она часто молилась о том, чтобы её Абдулла вернулся домой, пусть израненный или покалеченный, но только живой. Не сбылось. Абдулла прошёл дорогами войны до 1944 года, участвовал в обороне Сталинграда, где и был убит. За доблесть и отвагу он был награждён медалями, но я не могу их видеть, так как они остались у родственников в Узбекистане.

            Прабабушка выполнила наказ мужа и в день свадьбы одной из дочерей подарила ей серьги. А кольцо странным образом исчезло, будто прадедушка забрал его с собой. Мистика? Кто знает, но прабабушка после войны так его и не нашла. А серьги от бабушки в день свадьбы перешли к моей маме. И мама обещала, что они перейдут ко мне тоже в день моего бракосочетания.

        После маминой истории я теперь по-другому смотрю на старинные серьги с бирюзой. Это не только наша семейная реликвия, это наше прошлое. А ещё я верю, что это наш семейный оберег.  Иногда украдкой я беру их вв руки, смотрю на вечернее небо, и мне кажется, что где-то там наблюдают за мной мои прадедушка и прабабушка, Абдулла и Тахтыхон.  И я тихо говорю им: «Дорогие мои, я помню о вас, я люблю вас, я сохраню нашу семейную традицию и передам эти замечательные серьги своей дочери». Не должна прерваться нить памяти поколений!  

    https://i.pinimg.com/originals/b4/b5/c1/b4b5c1d83ec107ffe1ef71c8563f4321.jpg

Узбекская девушка на этой старой фотографии очень похожа на мою прабабушку (увы, но её фотографий у меня нет).

IMG-20200205-WA0023

 Это наша семейная реликвия – серьги с бирюзой.

IMG-20200205-WA0025

Здесь видно, какая серьга сломана.        

IMG-20200205-WA0024

Я с разрешения мамы померила серьги.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

Урок по литературе для 7 класса "Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)"

Урок - мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - моти...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...