Урок по литературе для 7 класса "Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мамонова Евгения Анатольевна

Урок - мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - мотивационный этап (фаза вызова), осмысление, размышление ( рефлексия, подведение итогов), домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Мамонова Евгения Анатольевна

Район

Городецкий

Место работы

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Тема занятия

Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Тип занятия

мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: добиться осознания детьми необходимости сострадания, милосердия, толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования навыков и умений литературного анализа и осознанного чтения, формировать монологического   аргументированного высказывания, обогащение словарного  запаса.

Развивающие: формировать умение работать в группе, работать с текстом учебника, высказывать свою точку зрения, развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, милосердия, доброго отношения к окружающим.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель.

Дидактическое обеспечение

  • Учебник   по литературе В.Я. Коровиной;
  •  «Поурочные разработки по литературе» Н.В. Егоровой;
  • Рабочие листы с заданием для групп;
  • Флеш - накопитель с музыкой Бетховена;
  • слайд № 1 с эпиграфами;
  • слайд №2 с объяснением имен;
  • слайд № 3 с «толстыми и тонкими» вопросами;
  • слайд №4 для словарной работы;
  • слайд №5 с домашним заданием.

Планируемые результаты урока

  • личностные
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
  • предметные
  • знание  содержания рассказа «Юшка»;
  • умение искать и анализировать информацию;
  • умение составлять литературный портрет героя;
  • выявить нравственную основу платоновских героев.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе;
  • уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем;
  • освоить способы решения проблем поискового характера;
  •  уметь строить речевое высказывание,  использовать информацию для обоснования своего суждения;
  • Уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник   по литературе В.Я. Коровиной и «Поурочные разработки по литературе» Н.В. Егоровой

Дополнительная

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык,1989;
  • «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город Сыктывкар, 2006 год;
  • Технология « Развитие критического мышления»-74214s002.edusite.ru

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1.Организационный

2 мин.

Приветствие педагога.

Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих

Дети приветствуют учителя.

2. Вводно-мотивационный

Фаза вызова

3. Осмысление

4.Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин

30 мин.

.

10 мин.

-Сегодня мы в литературной  мастерской. А значит, мы с вами мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО.

-Дома вы прочли рассказ А.П.Платонова «Юшка». Какие вопросы у вас возникли?  

 - На эти и другие  вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Работа с эпиграфом

- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»?

Объясните, почему выбрали этот вариант? Слайд №1

1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.    

  (Б.Пастернак)

2. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.        (М.Ю.Лермонтов)

3. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.    

  (И.Суриков)

4.Побеждай зло добром.  

  Библия

5. А он, мятежный просит бури,

Как будто в бурях есть покой.      (М.Ю.Лермонтов)

- Почему не выбрали последний эпиграф?

- До смерти его называли Юшкой, а после смерти его называют Ефимом Дмитриевичем. А  вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий?

- Послушайте, что нам скажут по этому поводу наши следопыты (заранее подготовленные ученики).

- Почему «Юшка» ?

Появляется слайд №2

- Анализируя  произведение, мы убедимся в том, что автор не случайно называет главного героя этими именами.  Платонов даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых.

Давайте поработаем, чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Тема: «Портрет Юшки») .СЛАЙД №3

  • Работа с «тонкими» вопросами от учителя.
  • Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?
  • Работа с «толстыми»  вопросами.
  • Какие вопросы задали бы вы?

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Каким видят люди Юшку? Что знают о нем?Что думают?

Почему автор особо выделяет его глаза?

Почему прохожий оттолкнул Юшку?

Когда и по какому поводу всплывает художественная деталь «чай с сахаром»?

Почему в руках у него было мало силы?        

Почему люди жестоко относятся к Юшке?

Что значил для жителей села Юшка?

Каким люди не знают Юшку, каким они его не видели?

- Давайте поработаем в группах над эпизодами, показывающими отношение детей и взрослых к Юшке.

Прием «Двухчастный дневник»

 1 группа: тема «Юшка и дети».

- Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?

.2 группа: тема  «Юшка и взрослые».

-Почему взрослые жестоки к Юшке?

3 группа: тема  «Юшка и природа».

        

- Почему же Юшка уходил в леса, поля?

4 группа: тема  «Юшка и «веселый прохожий».

- Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?

- Однажды взрослый человек назвал Юшку «блажным», а весёлый прохожий «юродом негодным».

- Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это?

Прием «Корзина идей». 

После коллективной работы появляется слайд №4.

Юродивый?

  • Глуповатый, чудаковатый, безумный.
  • Христианский аскет – безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
  • Есть особый лик святых, которые называются Блаженные или Юродивые Христа  Ради. Они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
  • Именно русский народ особо почитает «блаженных», что это чисто русский тип святости.

Работа с художественной деталью.

-Мы уже говорили, что Юшка никогда не отвечал людям плохим словом, только единожды он осерчал, найдите это место, когда он первый раз в жизни ответил на жестокие слова, прочитайте

  ( …я по надобности)

 -Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался?

- Что говорит Юшка о людских сердцах?

- Что значит «слепое сердце»?

Прием «Кластер» «Слепое сердце»

Учитель рисует на доске.

Вывод:

«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

- Вернемся к началу урока. Так почему же автор назвал главного героя именно этими именами?

-Что же хотел сказать своим рассказом А. П. Платонов?  

- Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?

- Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?

- А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.

Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом?

-  Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

- Давайте закончим нашу таблицу, заполнив  третью колонку «Узнал».

Заключительное слово учителя.

- Проявлять сочувствие и принимать его от других - важная особенность человеческих отношений, придающая им теплоту и доверие. Поэтому Ф.И.Тютчев говорил, что «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать».

Я желаю вам, ребята, никогда не забывать об этом. Не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании. А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Домашнее задание : мини-сочинение на одну из тем:   Слайд №5

«Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?»

«О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка?»;

«Случай из моей жизни: как моя любовь (или чья – то) помогла другому человеку?»

-Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора  Ф.П. Гааза:  «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

Дети зачитывают вопросы из таблицы, составленной дома (колонка «Хочу знать»)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже

Почему рассказ называется «Юшка»?

Учился в церковно-приходской школе

Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?

Работал в журнале «Железный путь»

Почему люди не любили Юшку?

Служил в Красной Армии

начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

-Я выбираю стихи Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.

-Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И.Сурикова.

- Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий ,  безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.

Ответы детей.

 

-Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.

– Имя  Дмитрий  восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.        

-  Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Пустить юшку – избить до крови.

Ответы детей

Дети пишут в рабочих листах

Встреча Юшки с детьми (цитаты)

Комментарий

… переставали играть, бежали, кричали…

Решили подразнить, пошутить

… поднимали ветки и бросали…

Меня возмущает поведение ребят

… снова окликали, бросали, трогали и толкали…

Они издеваются над человеком

… опять толкали и кидали комья земли…

Они безжалостные

… сильнее толкали… кричали вокруг Юшки…

… делали слишком больно, радовались…

Как вел себя Юшка?

Мое мнение

…ничего не отвечал и не обижался…

Сносил все кротко

… шел тихо и не закрывал лицо…

Он не желал никому зла

… шел и молчал…

Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви

… говорил, радовался…

Мне его жалко

Вывод:

Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это источник радости и веселья.

Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник  тяготения людей друг к другу

Встреча Юшки со взрослыми (цитаты)

Комментарий

… злое горе или обида…

Ненависть и злость движут взрослыми

… сердце наполняется лютой яростью…

Часто они вымещали злобу на Юшку, беззащитного человека

… что ты блажной, непохожий ходишь тут?

… бил…и в зле забывал на время свое горе…

Не умеют любить людей

Проявление злобы

… от кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение…

Очень жестокие

… хоть бы ты помер, что ли…

Унижение человеческого достоинства

… ничего не отвечал, не обижался на них…

Безропотно сносил все унижения

… не закрывал своего лица…

Любовь и доброта не позволяли ему ответить жестокостью

… Вы, должно быть, любите меня?

Любил весь свет

Вывод:

Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они  не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.

Юшка и природа (цитаты)

Комментарий

В пути он дышал благоуханием трав и лесов…

Юшка умел ценить природу

… больная грудь Юшки отдыхала

Он находил покой в мире природы

… Юшка не скрывал своей любви к живым существам

Далеко от людей Юшка преображается

...Он склонялся к земле и целовал цветы…

Он распахнут миру

Вывод:

Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит их только в мире природы, а не среди людей.

Юшка и «веселый прохожий» (цитаты)

Комментарий

Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!

Проявление грубости, невежества

Хоть бы ты помер что ли!

Цинизм

Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!

Высокомерие

Я тебя выучу уму.

Жестокость

Вывод:

Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для вседозволенности, подлинной жестокости.

Выступление творческих групп

-Есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.

Работа индивидуальная, затем в парах и далее- с классом.

Дети зачитывают эпизод.

-Трудно представить тихого безответного Юшку разгневанным или негодующим, поэтому мягкое «осерчал». Он расстроился. Юшка осознаёт свою ценность в этом мире: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».Таким образом, Юшка отстаивает своё право на жизнь.

-«сердце в людях бывает слепое»

- Человек не задумывается о том, что творит зло.

Дети называют качества:

Эгоизм

Злоба

Жестокость

Равнодушие

Черствость

Себялюбие

Ответы детей

- Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца»

Работа в тетрадях

Ответы детей

Знаю

Хочу знать

Узнал

Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже

Почему рассказ называется «Юшка»?

Рассказ назван именем главного героя.

Учился в церковно-приходской школе

Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?

На примере героя автор показал, что любой человек заслуживает сострадания.

Работал в журнале «Железный путь»

Почему люди не любили Юшку?

. Истинная любовь – это любовь к ближнему…

Служил в Красной Армии

В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"

Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...

Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета....

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...