Конспект урока литературы в 7 классе «Чтобы сердце не ослепло….» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фазлова Наиля Исмаиловна

Конспект урока литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_serdtse_ne_osleplo.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока литературы в 7 классе

«Чтобы сердце не ослепло….» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

ТИП УРОКА:

- урок формирования нравственных ценностей;

-формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

ФОРМА УРОКА: урок - размышление.

ЦЕЛИ УРОКА:

Личностные:

- различать основные нравственно - этические понятия;

- соотносить поступок с моральной нормой;

- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.

Предметные:

 - уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному

из литературных родов и жанров;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно - выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания изведения;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- понимать авторскую позицию и своѐ отношение к ней;

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку.

Метапредметные:

 - освоить способы решения проблем поискового характера;

- составлять литературный портрет героя;

- находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы;

- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

Ход урока

I.Организационный момент

- Сообщение темы, формулирование целей.

Звучит песня «Каменное сердце»

Слово учителя.

- Как жить, чтобы сердце не стало каменным, не ослепло?

- Почему кто – то дарит тепло людям, а кто – то в ответ на добрые дела бросает камни?

Ответы на многие вопросы дают книги.  Мы не зря называем уроки литературы уроками жизни. На примерах героев рассказов и повестей мы анализируем поступки людей, даем им оценки, извлекаем уроки для себя. А. П. Платонов, как и другие писатели, ищет ответы на эти вопросы на примере жизни своих героев.  Давайте и мы попробуем вместе с ним и его героями подумать и ответить на эти непростые вопросы.

II. Работа с текстом

- Итак, давайте вспомним, что такое рассказ, который вы прочитали, каковы его отличительные особенности?

(Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Особенности: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная).

 - К какому роду литературы относится это произведение?

(Эпос, т.к. повествует о событиях, происходящих с главным героем).

- История чьей жизни лежит в основе данного рассказа?

(Жизнь Юшки……)

- Это единственный герой рассказа?

(Нет. Но он отличается от всех и он главный)

- Каков он?

- Из чего складывается портрет героя?

(Внешность, одежда, походка, жесты, речь и т.д.)

- Найдите в тексте описание героя.

(«Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать.

Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы.

Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел.»)

III. Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах)

1 группа: Как жил Юшка? Почему так жил?

 Что было для него главным и важным?      (душа и доброе сердце, а не материальные ценности)

Какое у него было сердце?

2 группа: Как жили односельчане? Почему?                 (по расчёту; для них главное в жизни - не любовь, а сытая жизнь; сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)

Какие сердца с были у них?

Найдите оценочные слова, которыми автор характеризует Юшку, односельчан.

ГРУППОВА РАБОТА (составить кластер)

- А теперь давайте подумаем, почему герои рассказа такие разные?

- Как вы понимаете данные понятия? Подберите к ним эпитеты.

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ (1 группа)                                      СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ (2 группа)

- любящий                                                                 - эгоистичный

- неравнодушный                                                    - жестокий

- непритязательный                                         - равнодушный

- отзывчивый                                                          - черствый

-  бескорыстный                                                     - себялюбивый

                                                                                          - злобный

Выступление групп.

- Назовите авторскую позицию. На чьей стороне А. Платонов? Докажите текстом, оценочными словами автора.

(Платонов  выступает  в  защиту  «маленького  человека».  Он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами).

- На чьей стороне вы, ребята? Почему?

ВЫВОД: значит Юшка - «слепец» со зрячим сердцем, односельчане - зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.

- Как стали жить люди без Юшки?

(«Без Юшки жить людям стало хуже». Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

- Какова идея рассказа? Что хотел сказать автор, поведав нам о судьбе Юшки?

(Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.  Автор учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.  К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки).

- Ребята, давайте составим ассоциативный ряд литературных героев, похожих на Юшку.  Ведь не только Платонова волновала эта проблема, есть подобные герои у других писателей.

          Ответы детей.

- Есть ли сегодня люди, подобные Юшке?

-Много ли  их в нашем обществе?

(Нет, мало, но они есть)

-А нужны они сегодня?

- А если их не будет?

(Общество очерствеет)

- Что же сделать, чтобы сердце людей не ослепло?

(Надо уметь любить других! Делиться малым! Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Нужно не бояться делать добро – от этого станет радостно и мирно, не бояться отдавать частичку своего сердца, милосердия.)

IV. Итоги урока. Рефлексия

 Результаты своих размышлений, свои выводы изложите в синквейне

Синквейн   Чтобы сердце не ослепло….

Заключительное слово учителя.

Чтобы сердце не ослепло, оно должно быть горячим, как у людей, которые создали фонд, который и называется «Горячие сердца». Это Всероссийская общественно-государственная инициатива, которая чествует и выражает признательность детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации. Они награждаются нагрудным знаком «Горячее сердце».     (информация на слайде) Песня о добрых делах

Какие же поступки признаются за «доброе дело» в нашей стране сегодня? Поступок, продиктованный заботой, беспокойством о других (когда кому-то от этих дел становится лучше), когда люди уважают друг друга, достойно ведут себя - это доброе сердце, главное – «любить людей». Добрые дела – это дела, сделанные «по совести».  

Если оглядеться и внимательно посмотреть вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которые готовы бескорыстно прийти на помощь, которые обладают такими качествами, как: человеческое внимание, доброта, отзывчивость, милосердие, умение общаться с другими. О таких людях не скажешь, что у них «слепое сердце». 

Наше общество взяло курс на добрые дела, поэтому появилось такое понятие, как волонтерство. Вы знаете, что прошел год волонтера, что они многое сделали во время чемпионата, студенческой универсиады, что они продолжают свою работу и сегодня, что они есть и среди вас.

 

V.Домашнее задание. 

Написать мини-сочинение:

«Знакомый волонтер»

«Что хорошего я сделал для других»

     

  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

Урок по литературе для 7 класса "Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)"

Урок - мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - моти...

Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")

На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова.  На примере  отношения главного героя рассказа "Юшка"  к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....

Открытый урок по литературе "Делайте добро, пока не стало поздно" по рассказу А.П.Платонова "Юшка"

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира...

Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета....