Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Мамай Татьяна Александровна

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «нравственный человек»;

- развивать способности к самоучению, саморазвитию;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_7_klasse.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Краснодарский край

Приморско- Ахтарский район ст. Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднеобразовательная школа № 5

Урок по литературе в 7 классе

«Уметь любить человека»

( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

                                                                     

                                        Разработала учитель

                                                        русского языка и литературы

                                 МБОУ СОШ №5

  Мамай Татьяна Александровна

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу                        А.П. Платонова «Юшка»)

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «нравственный человек»;

- развивать способности к самоучению, саморазвитию;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

-  обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;

- помочь учащимся выявить нравственную основу  платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к   герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,  

любовь и уважение к человеку.

Оформление доски: портрет А.Платонова (1899-1951),

иллюстрации детских рисунков.

Оборудование: портрет А.Платонова (1899-1951),иллюстрации детских рисунков к рассказу, опорные слова из текста произведения, заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски, мультимедийная презентация, выставка художественных произведений А.П.Платонова, Библия, словари (толковый, энциклопедический, философский, этический).

                                         Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о А. Платонове.

Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Мне очень хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, терпимее ко всему, что вас окружает.

Говорить мы будем с вами об актуальных для нынешнего времени проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

Андрей Платонович Платонов прожил чуть более пятидесяти лет. Он родился 20 августа (1 сентября)  1899 года в Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Клементова. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет «в люди»: выполняет разную черновую работу. Платонов был универсально начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять стихи, которые появляются в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в его творчестве становится проза. На стенде (учителем заранее сделана подборка с портретом писателя) вы видите книги Платонова, изданные при жизни писателя и после его смерти.

        В годы Великой отечественной войны Платонов - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулезом. Корреспонденции, рассказы, очерки Платонова появляются во фронтовых и центральных газетах, в издательствах выходят его сборники военных рассказов.

        Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы  покидают его. В эти годы им созданы такие произведения, как «Возвращение», «Любовь к Родине», сказка «Уля».

        Умер А.П.Платонов 5 января 1951 года. Он сам избрал для себя трудный путь в искусстве: путь, говоря его собственными словами, «сквозь страдание, а не в обход его». И он прошел этот путь до конца. Платонову удалось главное: его книги продолжают его жизнь.

   II.       Ребята, встреча с Платоновым – сказочником состоялась у вас в пятом классе, когда вы изучали сказку «Волшебное кольцо». Герой этой сказки Семен – добрый, бесхитростный, справедливый, мудрый человек.

Автор показал, что доброта- это лучшее человеческое качество. Эту же мысль он развивает в рассказе «Корова», который вы изучали в шестом классе. Вновь звучит идея доброты, взаимопомощи, жизни для других.

        Любимые герои в прозе Андрея Платонова…

Чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Таков и его рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку. Обратите внимание на экран.

Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. –

Тихо ответили жители:

- это на том берегу…

                          (Н.Рубцов)

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

                  (Б. Пастернак)

Провозглашать я стал любви

И правды чистые учения:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

          (М.Ю.Лермантов)

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

                     (М.Ю.Лермантов)

III.       Ребята, обратим внимание на высказывания Н.Рубцова, Б.Пастернака, М.Лермонтова. Какое из высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» и почему?

- Я  выбираю отрывок Н.Рубцова. Юшка любил тихую свою родину по- своему. Родина для него – это мать родная. О любви к матери громко не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки только после смерти.

- Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.

- Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю цитату М.Ю. Лермонтова.

IV.      Словарная работа.

Посмотрите на экран, вы обратили внимание на то, что в тексте есть слова, значение которых вам не понятно.

        Серчать (просторечное) – то же, что сердиться. Данное слово в повседневной жизни используется редко. Автор употребляет его для того, чтобы передать особенности речи героев, индивидуальные черты характера.

         Блажной (просторечное) –  взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.

Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

        Навзничь опрокинувшись на спину, вверх лицом.

        Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

        Гнев – чувство сильного возмущения, негодования.

V.   Следующий этап нашей работы – это беседа по вопросам с использованием текста.

1. Какого человека мы называем нравственным?

(нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек, он должен почитать родителей своих, не обижать других, помогать им). Есть дополнения к ответу?

2. Легко ли быть нравственным человеком? (очень трудно, так как надо понимать других.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев. Значение имени Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Это имя отражает черты характера Юшки.

3. Можем ли мы назвать главного героя (Юшку) нравственным человеком? (Да, он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)

          «Побеждай зло добром»,-  сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.

Портрет литературного героя.

Найдите в тексте описание Ефима (Юшки), зачитайте   (с.230, 137).

Мы видим, что автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность. (обратим внимание на рисунок, таким представила себе Юшку ученица).

4. Почему Платонов особо выделяет глаза  Юшки? (Глаза – зеркало души – плачет душа). Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим.

Юшка – слепец со зрячим сердцем, с другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.

5.Почему в руках у Юшки мало силы? (Он тяжело болен туберкулезом).

Каким видят Юшку люди?

Что знают о нем, что думают?

Чего не знает о нем никто?

Каким никогда не видят Юшку люди?

Когда он чувствует себя счастливым?

Кому отдает он свою любовь?

Рассмотрим рисунки ребят.

Главное в жизни Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего – навсего Юшка. Поэтому всякий считает себя вправе кинуть в него камень или ранить словом. «Урод негодный», «божье чучело», «блажной», «непохожий» - слышит он от тех, с кем живет на одной улице. Словом, как сказал о нем столяр «Забраковали его люди».

VI. В композиции рассказа отчетливо выделяются три эпизода, когда герой сталкивается с миром человеческим. Каждой группе ребят были заранее предложены вопросы конкретно к определенному событию.

1. Встреча Юшки с детьми.

I. Каково отношение детей к Юшеке?

(«дети удивлялись Юшке…

не знали другого такого человека…

кидали в него каменьями земли, ждали, чтобы он разозлился…

сами начинали серчать…»).

II. Что влечёт детей к Юшке?  (Дети ждут «нормальной» (по их понятию) реакции – зла в ответ на зло. Зло для них – это норма жизни и источник веселья (ведь неслучайно совпадение: жизнь Юшки оборвет встреча с веселым прохожим). Они не могут его понять, он не такой, как все, и это возбуждает их любопытство).

III. Почему Юшка не обижается на детей?

  «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и терзают его». (Текст с.232.) Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей .

Дополнительный вопрос: можно ли издеваться над любимым человеком?

              2. Встреча Юшки со взрослыми.

I. Как относятся взрослые к Юшке? Взрослые видят в нем « непохожего, блажного» человека, вымещают на нем горе и обиду, ярость своего сердца.

II. Почему же и взрослые обижают Юшку?  Они не могут простить ему непохожести, молчаливой кротости. « Ты живи молчаливо и честно, как я живу, а тайно ничего не думай».

III. Чем отвечает им Юшка? (Он молча сносит удары и верит, что народ его любит.)

IV. Какое чувство эти взрослые вызывают у вас? (Они омерзительны и очень жестоки.)

Человек и общество, добро и зло трагически противопоставлены в рассказе А. Платонова.

            3. Юшка и весёлый прохожий.

I. Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Прохожий  укорял его за то, что он по земле ходит, и пожелал ему смерти).

II. Почему Юшка осерчал, а не разгневался?

(Он не может разгневаться (гнев – значение слова  на экране) по своему характеру. Он очень добрый человек и осерчал первый раз в жизни).

 

III. Может не надо было серчать?

(Обязательно надо было – нельзя все время терпеть).

Общие вопросы.

Почему, выбирая эпиграф к уроку, вы не назвали изречение М.Ю.Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой»? (Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению.)

        Вспомним легенду о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (Они обладают главныи человеческим качеством – добротой. Один гордый, смелый и добрый, другой тихий, терпеливый и с очень добрым сердцем. Они уходят из жизни, но искры их доброты остаются среди людей. О них помнят. А те, кто хотели их гибели, остаются безымянными.

VII. Итог урока.

  1. В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека?
  2. Удалось ли Юшке победить зло добром? Когда это произошло?

(После смерти Юшки. Проститься с ним пришли все люди, столяр просит у него прощения за всех. Справедливое слово о Юшке сказано. «Однако без Юшки жить людям стало хуже» с.235)

  1. Почему же этим признанием не заканчивается рассказ? Ушло ли добро Юшки вместе с его смертью?
  2. Каково последнее упоминание о Юшке в рассказе? (Докторшу называют дочерью доброго Юшки).

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

        Мы сегодня много говорили о добре и милосердии и я прочту вам такие строки:

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Закончить наш урок хочется словами А.Я.Яшина: «Спешите делать добрые дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Презентация урока по литературе ( 10 класс)

Представленный материал может быть использован учителем для проведения урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".Данный урок возможно провести в форме творческого исследования, основанного на интерп...

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...

Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")

На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова.  На примере  отношения главного героя рассказа "Юшка"  к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....

Открытый урок по литературе в 7 классе «Любить человека» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Открытый урок по литературе в 7 классе   «Любить человека» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»...