Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Хомушку Мария Романовна

Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)

Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся

1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.

2.Развивать аналитические умения через организацию работы с текстом, мышление учащихся.

3.Способстовать формированию коммуникативных качеств учащихся, повышения интереса к предмету.

       I.            Дома вы должны были познакомиться содержанием “Севастопольских рассказов”. а теперь сначала узнаем, как появились эти рассказы, что послужило их возникновению. (учитель)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_10_kl_sevastopolskie_rasskazy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)

Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся

1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.

2.Развивать аналитические умения через организацию работы с текстом, мышление учащихся.

3.Способстовать формированию коммуникативных качеств учащихся, повышения интереса к предмету.

  1. Дома вы должны были познакомиться содержанием “Севастопольских рассказов”. а теперь сначала узнаем, как появились эти рассказы, что послужило их возникновению. (учитель)

Об авторе. Л.Н.Толстой-участник Крымской войны. в 1853 года. началась русско-турецкая война. Она началась морским боем под Синопом, в котором адмирал Нахимов разгромил турецкий флот. Главнокомандующим южной армией был назначен тогда дальний родственник Толстого, князь М.Д. Горчаков, занявший Дунайские княжества.

     Охваченный патриотическими чувствами, Толстой обращается с просьбой к брату М.Д.Горчакова Сергею Дмитриевичу о переводе в действующую армию. Его просьба удовлетворена, и в начале 1854 года. Толстой переведён в Дунайскую армию и произведён в прапорщики. он мечтал о подвиге, о славе. Он оставляет южную армию и отправляется в осажденный Севастополь. Военные неудачи глубоко волнуют его. Обучаясь с солдатами и матросами, Толстой убеждается в том, что истинный патриотизм, глубокую любовь к Родине следует искать не в высших сферах, не у штабных офицеров, а в среде простых людей, на плече которых подает основная тяжесть войны.

     Испытав тяготы Севастопольской осады с июня 1854 года по апрель 1855 года, Толстой решил показать Крымскую войну в движении в необратимых и трагических переменах. Так возникли “Севастопольские рассказы”.

II. Работаем с текстом. Из каких частей состоят “Севастопольские рассказы”.

а) “Севастополь в декабре”

б) “Севастополь в мае”.                      Трилогия

в) “Севастополь в августе”

Начинаем знакомиться с Севастополем. 

Севастополь(какой?)  осажденный (т.е?) какими понятиями мы знакомимся в этих рассказах? (патриотизм → истинный,

                                                        ↓  мнимый,                 УУД

тщеславие, героизм, духовный…)

Каким показан Севастополь в декабре, в мае, в августе? Какие события происходят? Каковы люди?

           Есть ли поражение, любовь, вражда, победа, дружба? (найдите эпизоды)→ ууд

 

  “Севастополь в декабре”→ ключевой очерк Севастопольской трилогии Толстого. Рассказ напоминает диалог двух разных людей. Один- новичок, впервые вступивший на землю осажденного города. Другой- человек, умудренный опытом, это сам автор, который, изображая первоначальные ощущения новичка, учит “жить Севастополем”. С другой- атмосферы какого-то оживления, которая царит в осажденном городе.

     Толстой учит сравнивать, связывать друг с другом разные впечатления бытия.

     Автор призывает собеседника к открытому, сердечному обучению, которые пробуждает в участниках обороны атмосферы наградной войны.

 “Севастополь в августе”→ посещение госпиталя, дорога на четвертый бастион, пребывание на переднем крае обороны.

     Показывает героев- аристократов, перемену в настроении и поведении верхов на втором этапе Севастопольской обороны.

     

     Автор видит, что все идут на дороге смерти, что солдаты и матросы под бомбами курят трубки, играют в карты, переобуваются, едят- живут. Он чувствует “скрытую темноту патриотизма; ? этих людей в минуты общенационального испытания, где на первом ?, побеждая смерть, стоит чувство любви к родине, к России.

    Не случайно героями “Севастополя в августе” оказываются люди не родовитые, принадлежащие к мелкому и среднему дворянству. Это аристократы:

а) тянутся к своим ( штабе- капитан Михайлов)

б) лишь единицы из офицерского сословия оказываются вместе с народом (Михаил Козельцов).

   

 “Севастополь в мае”→ знаменует новую фазы этой войны, а не патриотизм оказалось решающим у власти, в штабах армии и полков, а тщеславие. И Толстой беспощадно осуждает такую войну, которая ради крестиков- наград, ради повышений по службе требует новых и новых жертв.

     В “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “Наполеоновская тема”.

         поражение                                                                      победа

   Севастополь пал,  но русский народ вышел из него непобежденным духовно.

Таким образом, “ диалектика души” играет в его творчестве большую содержательную роль.  

                                                          Рефлексия

О духовной победе, красоте души севастопольцев.

о патриотизме→ истинный

                             ↓ мнимый

Узнал

участник войны, рассказчик, патриот, психолог.

война→ ради наград

         ↓ради спасения родины  

понял

Д/з: история создания романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н.Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"

Тема урока:    Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.Учащиеся научатся работать  с художественным текстом, научатся...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....