Главные вкладки

    План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Гусарова Ирина Владимировна

    План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bezhin_lug.docx17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

                               План-конспект урока по литературе

     «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

    Предварительная подготовка к уроку.

    Внимательно прочитать рассказ И.С.Тургенева»Бежин луг» из цикла «Записки охотника», найти определение былички. Сравнить былички и сказки.

    Цель:

    -познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг»,дать представление о том, что такое былички, в чём их отличие от сказок.

    Задачи:

    - охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые  характеристики;

    - развивать способность искать нужные цитаты. Выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением; понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы;

    - воспитать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.

                                                Ход урока.

    1.Повторение изученного.

    Учитель:

    - На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе.Сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством посредством одного из цикла»Записки охотника».Дома вы прочитали рассказ «Бежин луг», расскажите, о чём он.

    Ученик:

    -В рассказе «Бежин луг» повествование ведётся от лица автора. Он заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу. Там собрались ребята. Пока табун пасётся, пятеро мальчиков- Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня- рассказывают у костра разные истории. Притворившись спящим. Автор слушает былички про нечистую силу, утопленников, о солнечном затмении. Дети спорят, правда ли то, на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех , кто умрёт в этом году. Илюша говорит о Тришке, который явится перед концом света соблазнять народ христианский. Ночь- особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он слышал голос утопленника Васи. Наутро автор уходит домой. Позже он узнает. Что в том же году Павел умер , упав с лошади.

    2.Работа над новым материалом.

    Учитель:

    - найдите в тексте, как автор описывает мальчиков. Каким былФедя?

    Ученик:

    «Всех мальчиков было пять: Федя,Павлуша,Илюша,Костя и Ваня.(Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя).

    Первому, старшему изо всех, Феде. Вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал , по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле по нужде. А так, для забавы…»

    Учитель:

    - Каким, по-вашему, был этот мальчик?

    - Найдите описание Павлуши.(« У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой. Но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое,- что и говорить!- а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила .Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи и портов…»

    - Как автор относится к этому герою?

    - Найдите описание Илюши.(«лицо третьего, ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, послеповатое, оно выражало какую-то тупую болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились- он словно всё щурился от огня. Его жёлтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из- под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка. Три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему, и Павлуше на  вид было не более двенадцати лет».)

    - Что мы можем сказать об этом герое по описанию автора?

    -Как выглядел Костя?(«Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что- то высказать, для чего на языке,- на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».)

    - Почему Костя показался рассказчику интересным?

    - Найдите описание младшего мальчика.(«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирёхонько приконув под угловатую рогожу,

     И только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».)

    - Что можно сказать о Ване по его описанию?

    Учитель:

    -Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые слушают и рассказывают?( Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему-то привычному, житейскому.)

    - Как Павел реагирует на страшные истории?( Павел всегда находит им правдоподобное объяснение, он уже имеет большой  житейский опыт.)

    - Что необычного произошло с самим Павлом?( Пока он ходил на реку за водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васе, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал у реки голос Васи, Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает, что своей судьбы не минуешь.)

    Учитель:

    -Давайте прочитаем, что такое былички, и объясним это понятие.(Быличка- это небольшое по объёму произведение устного народного творчества, имеющее мифологическую основу, традиционный набор сюжетов, установку на достоверность и трагический исход сюжета. Это короткие истории сказочного характера о встречах человека с домовыми. Эти явления воспринимаются слушателем как реальные, невымышленные. Их обычно рассказывает свидетель проишедшего.)

    - Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички, сказки- всё это произведения устного народного творчества, фольклор. Как вы считаете, похожа ли быличка на сказку?( Сказка- это всегда вымышленная история, которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что было на самом деле, с каким- конкретным человеком, это страшная история, и заканчивается она трагично..)

    Учитель:

    -Атмосфера вокруг нагнетает тревожное ощущение , ситуация и личность рассказчика тоже играют большую роль в том, как воспринимают былички слушатели. Быличка сложилась за многие века из народных обрядов и верований, в ней можно найти и подсказку, как вести себя в такой ситуации, и предостережение. Главная тема этого рассказа Тургенева- человек и его судьба. В происходящем немало мистики, даже смерть Павла кажется предсказанной именно той ночью.

    3.Подведение итогов.

    Мы познакомились с одним из рассказов охотничьего цикла И.С.Тургенева, научились находить в тексте авторскую характеристику героев, сопоставили жанр былички и сказки, нашли их отличия

    4. Анализ и оценка итогов работы.

    5.Домашнее задание

    Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их цитатами( письменно) Обратите внимание, какими эпитетами описывает героев автор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

    Цель данного урока -  познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

    Цель данного урока -  познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...

    конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

    Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственное преображение Герасима, или немой протест против крепостного права"  по рассказу И.С.Тургенева "Муму"( УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Жура...

    Мастерство портретных характеристик в произведении И.С.Тургенева "Бежин луг"

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"...

    Методическая разработка урока "Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

    Урок составлен для учеников 6 класса. Даёт возможность работы над темой портрет в художественном произведении....