конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственное преображение Герасима, или немой протест против крепостного права" по рассказу И.С.Тургенева "Муму"( УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева,В.И.Коровина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_preobrazhenie_gerasima.posledniy_konspekt.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное преображение Герасима, или немой протест Герасима.
Цель урока:
показать, как происходит нравственное преображение Герасима.
Формируемые УУД:
Познавательные: научить школьников навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; прогнозирование своей деятельности;
Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать кластеры, …
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах.
Оборудование
Словарная работа
Ход урока
- Оргмомент
Учитель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мне очень приятно видеть вас! Очень хочется, чтобы этот урок принес вам радость общения и наполнил души прекрасными чувствами. Сегодня пасмурный день, я хочу , чтобы это солнышко согрело ваши души. Надеюсь на плодотворную работу в содружестве, сотворчестве, содействии.
- Стадия вызова:
Учитель: Ребята, а что вы изучаете на уроках литературы? Вам понравился этот рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? Кто из героев запомнился больше и почему? А кто является главным этого рассказа?
Дети: Герасим
Учитель: Кто же он такой? Что вы узнали о его судьбе?
Дети: Немой дворник. Тяжелая, трудная
Учитель: Сегодня вот этот образ будет присутствовать вместе с нами на уроке. (вывешиваю силуэт на доску)
А для того, чтобы лучше, понять его, проникнуться к нему , нам необходимо поработать с текстом. Обратим свои взоры на экран. Кто-то один зачитает сейчас текст.
Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.
Учитель: С кем же сравнивает Герасима автор?
Дети: С пойманным зверем
Деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда . Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде
видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...
Учитель: С кем сравнивает в конце произведения автор героя?
Дети: Со львом (вывешиваем распечатки)
Учитель: Что мы видим?
Дети : Герасим меняется: (Из пойманного зверя он превращается в льва .Меняется внутренний мир, поведение героя, он бунтует протестует против барыни, а значит против крепостного права, произвола и т. д.)
Учитель: Какова же тема нашего урока (называют варианты)
Учитель объявляет тему: Нравственное преображение Герасима, или немой протест Герасима против крепостного права
Запись темы в карте.
Нравственность, по-вашему, это…
Вот какое значение этого слова имеется в Толковом словаре С.И.Ожегова
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.
Учитель: Определим алгоритм наших действий. Что мы будем сегодня делать, чтобы проследить за изменениями Герасима
Дети:
1Работать с текстом
- Сравнивать
- Анализировать
- Делать выводы
(Учитель выносит их (распечатки) на доску)
Учитель: Чтобы понять, какими качествами обладает Герасим, обратимся к таблице, которая находится у вас на карте. Вы должны заполнить её эпитетами, которые даны в справках
Цитаты из текста | Качества |
сложенный богатырем и глухонемой от рожденья | Сильный и немой |
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей | трудолюбивый |
Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.. | замкнутый |
Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! | Скучающий и недоумевающий |
вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко | страдающий |
усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья; в точности исполнял все приказания Она его жаловала как верного и сильного сторожа. | Усердный, исполнительный, послушный |
а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; | Уважаемый чужими |
никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, Герасим терпеть не мог пьяниц... гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. | Строгий и степенный |
. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись | Догадливый, понятливый |
Герасим порядком ее побаивался | Боящийся барыню |
Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью | Смиренный(послушный) |
Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. | заботливый |
Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть! | любящий |
Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый, ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню.
Учитель: Проверим. Мне кажется, ярче представить и понять, какими качествами обладает Герасим , нам поможет вот этот файл., который будет символизировать(представлять условно) душу Герасима.
Почему файл бесцветный , наверняка, подумали вы ? (пока мы ещё не назвали качества его души)
А вот почему файл в клетку, вы уже можете сказать сами? ( потому что, как было сказано выше, он пойманный зверь)- посмотрев на опорную схему
Дети: пойманный зверь
Заполняем душу, называя качества (распечатать на листах, вырезать сердце)
Дети: Дети поочередно называют качества:
………………………………………………….
Учитель: А теперь посмотрите. Душа Герасима не пуста, а полна чувствами. Есть в ней даже любовь, которая делает его счастливым. Эти чувства, молча, хранятся в его душе(файл ровный, гладкий, как послушные действия Герасима).
Вспомните, как он выполнял поручения барыни(не мог ослушаться).
Почему? ( Крепостной. Он не может быть счастливым).
Кто же разрушил его счастье?
Дети: Барыня
А как она это сделала?
(Отняла Татьяну)
Достаю сердце и сжимаю его. Кладу назад.
Сердце Герасима изранено, но появляется новая любовь.
К кому эта любовь?
Дети: Собаке. Теперь любовь к живому существу.
Что делает любовь с сердцем Герасима? ( Лечит раны).
Но и эту любовь уничтожает барыня.
Сердце Герасима сжимается ещё больше. Посмотрите на душу.
Что с ней происходит?
Дети: Она уже не гладкая, покладистая как была. Клетка гнется
.
Учитель: А пока чувства кипят в душе у Герасима, мы немного отдохнем. Встаньте и выйдите из-за парт. Проведем физминутку. Помните, как общаются глухонемые. (с помощью жестов, знаков). Мы проделаем подобное.
КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ. ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОЙ КОЛПАК.
Взбодрились. А теперь посмотрим, что назревает в душе Герасима . (Протест).Как выглядит файл(Он уже не ровный, чувства распирают душу, рвутся наружу.
Разрывают душу.)
Это о чём свидетельствует?
Учитель: Посмотрим отрывок из фильма. К сожалению, фильм черно-белый, так как был поставлен режиссером Е.Тетериным и А.Бобровским, в 1959году, но он как нельзя лучше иллюстрирует состояние главного героя.
Сделайте вывод. Как можно расценить его поступок?
Дети:(смелый, решительный)
Учитель: А что держало душу и поведение Герасима в неволе?
Дети: Крепостное право.
Действительно, крепостное право отнимало у людей не только волю, но и способность думать, способность действовать, лишало возможности чувствовать, говорить…
Учитель: А теперь проведем небольшой самоконтроль. Обратимся снова к карте урока
Кто выполнил задание? Зачитывают несколько вариантов. А теперь проведем самоконтроль, посмотрите на экран. Там приводятся правильные ответы .
Учитель: Что чувствует главный герой? Что с ним происходит?
Учитель: Действительно это жестоко со стороны Герасима. Но ослушаться приказа он не мог. И это стало последней каплей, которая помогла раскрепоститься (освободиться) Герасиму.
От чего он освободился?
Дети: Он перестал молчать.
Учитель: Он совершил поступок. Не случайно автор дает герою имя Герасим (Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый». )
За что мы уважаем Герасима?. (Он выступил против крепостного права)
Учитель: Его поступок – это немой протест. (посмотрите на тему, записанную в вашей карте. Раскрыли мы её. Значит урок достиг своей цели.
Учитель:
-Итак, какие перед нами стояли задачи?(доска)
-Удалось ли нам решить их?
Д/З: к следующему уроку вам предстоит написать небольшое сочинение(тему выберите 1 из 2)
За что я уважаю Герасима.
Герасим победитель или побежденный?
Завершая урок, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях .
Я предлагаю вам закончить предложения:
Сегодня я понял…
Мне особенно понравилась мысль…
Я хотел бы отметить работу…
А я бы закончила их так:
Сегодня я поняла, что все дети талантливы и отзывчивы, неравнодушны к чужим страданиям и горю.
Мне особенно понравилась мысль…
Я хотела бы отметить вашу активную работу и неплохое знание текста…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....