Конспект урока по литературе "Проблемы нравственной памяти в рассказе В.П.астафьева "Фотография, на которой меня нет" 8 класс, IVчетверть
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 8 класс, 4 четверть

Тема: Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева       «Фотография, на которой меня нет»

Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.

2. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Оборудование: компьютер, презентация

Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ

2.Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Тема урока. Запись эпиграфа

Как много жёлтых снимков на Руси

 В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил

 Сиротский смысл семейных фотографий:

 Огнём, враждой

 Земля полным-полна,

 И близких всех душа не позабудет…

                                                                             Николай Рубцов

Как прекрасно устроен человек!

 Какой великий дар ему дан - Память.

                                                                             В.П.Астафьев.

–Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе(«Васюткино озеро»)

3.Сообщение ученицы об авторе (презентация)

Беседа по содержанию рассказа.

–Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

–Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

–Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

–В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)

4.Слово учителя:

–Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.

– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?

–Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.

–Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа? (Рассказ включает ряд эпизодов из прошлого. Эти  эпизоды, как страницы фотоальбома, листает в своей памяти герой.)

– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? (слайд)

5. Анализ текста

–Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

–Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

–Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька - друг) пересказ отрывка

–В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

–Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)

–Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

–Хорошая бабушка у Витьки?

–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

–Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

–Кто был инициатором этого события? (Учителя).

– Ребята, дайте определение слову «учитель» ( после ответов – слайд)

–Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово?

– Какое из определений больше соответствует образу учителя из рассказа?

( запись в тетради)

–Расскажите об учителях Виктора.

–За что жители деревни уважают учителей?( за нравственный пример и в поведении, и по отношению к людям)

–Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение). Чтение отрывков.

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию,» - сказал учитель.

Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

–Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

–С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя). Чтение отрывка

–Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй?( Именно в этот момент герой получил настоящий урок мужества)

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

–Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

–Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

–Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

–Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?

Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

–Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».

–А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

5.Подведение итогов.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

– О том, как быть добрым,

–О человеческой памяти,

–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

–О любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

–Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

6. Домашнее задание:

 подготовить рассказ о фотографии из семейного альбома, пользуясь памяткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Л.Андреев был очень талантливым и увлекающимся человеком. Он любил театр, прекрасно рисовал, был отличным фотографом... Судьба многих героев Л.Андреева напоминает судьбу самого писателя. Но писатель, ...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....