Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Харитонова Наталья Сергеевна

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)

  • Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочитаете сценарий) или объясните как иначе проблема будет представлена ученикам (фотографии, видео, рассказ)
  • Определите вид проблемы (сценарий-рассказ, диагностика и т.д.)
  • Если возможно, включите героев (персонажей) в рассказ, чтобы он был интереснее для работы
  • Опишите проблемный вопрос, конечный результат и сроки
Прикрепите сам текст сценария (полную версию с проблемным вопросом, конечным результатом и сроками).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturyproblemno-orientirov.obuch-e.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)

A) Информация о предмете

Учитель:

Харитонова Н.С.

Дата:

Апрель  2017

Предмет:

литература

Tема

Проблема нравственной памяти  в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»).

Класс:

8 класс

Цель

Было отмечено, что ученики очень часто не могут ответить на вопрос: "Что такое нравственная память?"

B) Сценарий проблемы PBL

Название проблемы: 

Мотивация вопрос:

Что такое нравственная память? Нужна ли современным людям нравственная память?

  • Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочитаете сценарий) или объясните как иначе проблема будет представлена ученикам (фотографии, видео, рассказ)
  • Определите вид проблемы (сценарий-рассказ, диагностика и т.д.)
  • Если возможно, включите героев (персонажей) в рассказ, чтобы он был интереснее для работы
  • Опишите проблемный вопрос, конечный результат и сроки
  • Прикрепите сам текст сценария (полную версию с проблемным вопросом, конечным результатом и сроками)

Сценарий:                                                                                                                                                                                                                                      Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.                                                                                                                                                                                                                                                                    Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.   Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
Представьте себе, что вы историки и литературоведы, журналисты и актёры, которым предстоит ответить на вопрос:
 «Что такое нравственная память? Нужна ли современным людям нравственная память?»

Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры.

Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово.

Время: 13-22 апреля.

Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка.

C) Результаты обучения:

  • Связь PBL с учебной программой
  • Оценивание успеваемости учеников

Знания:

Навыки:

Установки:

знать, что такое нравственная память;
знать ключевые понятия нравственной памяти;
знать произведения, в которых поднимается проблема нравственной памяти

Развивать навыки сотрудничества, прогнозирования, поиска и переработки информации, а также её классификации и структурирования

Осознание необходимости получения информации с целью познания

D) Таблица FILA:

Таблица FILA должна включать в себя основные аспекты обучения для достижения поставленных задач. График окажется незаменимым, особенно если в решении одной проблемы задействованы более одного фасилитатора.

Факты

Идеи [Гипотезы]

Обучающие вопросы

План действий

«нравственная память»,

воспоминания,

 

предметы,

произведения искусства, фотографии,

литературные произведения


  • передать «нравственную память» последующим  поколениям
  • изучить  воспоминания родителей, бабушек и дедушек
  • исследовать «старинные» предметы, произведения искусства, фотографии
  • исследовать литературные произведения

  • Нужна ли нам «нравственная память»?
  • Как нам не потерять «нравственную память»?
  • Как передать информацию о «нравственной памяти» последующим поколениям?
  • Что делает государство для сохранения «нравственной памяти»?
  • А что можем сделать мы?
  • Обсуждение и принятие командного решения:1 день (все)
  • Поиск информации в интернете:1 день (отв:____________)
  • Поиск информации в библиотеке:1день (отв:____________)
  • Проведение интервью/беседы с кем-л. (Напр., с представителями старшего поколения): 1 день (отв:____________)
  • Посещение музея для получения опыта и полезной информации: 1 день (отв:____________)
  • __________________ (отв:____________)

E) Lesson Schedule:

Урок 1

Консультации

Урок 2

Консультации

Урок 3

Дата:

13 апреля 2017г.

 14 апреля 2017г.

15 апреля 2017г.

20 апреля 2017г.

22 апреля 2017г.

Цели и задачи урока

Формирование команд (использование пословиц); установление правил работы в группе;
активизация знаний для анализа проблемы

помощь каждой команде в повторном рассмотрении вопросов для дальнейшего исследования;
самостоятельное изучение, нахождение дополнительной информации

предоставление новой информации, чтобы произвести повторный анализ проблемы с учетом приобретенных знаний

помощь ученикам в структурировании полученной информации

постоянное задавание вопросов; самооценка и анализ

Процесс урока PBL (6 шагов)

1.Формирование команд

упражнения на тимбилдинг  с целью сплочения учеников для эффективного сотрудничества в командах;
использование структуры ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС для создания правил работы в команде

-

-

-

-

2.Введение в проблему

использование структуры СИ-ФИНК-УАНДЕ (посмотрите-подумайте-задумайтесь)

-Что вы видите?

-Что вы думаете об этом?

-О чём это вас заставляет задуматься?

-

-

-

-

3.Анализ проблемы

использование структуры КОНТИНИУС РАУНД РОБИН для помощи в заполнении таблицы FILA

-

-

-

-

Действия (ученики):

-

ученики проводят первоначальный поиск информации по обучающим вопросам в интернете, библиотеке; проведение консультирование команд

-

-

-

4. Переоценка проблемы

-

-

проведение ДЖОТ ТОТС для повторения и систематизации пройденного материала;
проведение структуры ФО БОКС СИНЕК-ТИКС, чтобы помочь ученикам структурировать ключевые идеи

-

-

Действия (ученики):

-

-

-

консультирование каждой команды, чтобы помочь структурировать полученную информацию;
сбор дополнительной информации

-

5. Презентация решения

-

-

-

-

презентация решения проблемы: защита проектов, в то время как слушатели задают вопросы

6. Рефлексия и оценивание

-

-

-

-

самоанализ и самооценка посредством вопросов по этапам PBL

Формирующее оценивание

оценивание первоначальных знаний учеников при помощи ЭЙ АР ГАЙД (колонки "до" и "после"), по уровню заполнения индивидуальной таблицы FILA

наблюдение динамики прогресса и работы команды при помощи проверочного листа

сбор и проверка работ по структурам ФО БОКС СИНЕКТИКС и ТАГ-ОФ-ВО в качестве подтверждения владения ключевыми понятиями

наблюдение за тем, как каждая команда обрабатывает и структурирует информацию

оценка навыков защиты проектов и самоанализа;
проведение теста для проверки усвоения информации

Требуемые ресурсы

листочки со сценарием проблемы, мультимедийное оборудование, бумага А4 для таблицы FILA, ручки, карандаши и фломастеры

бумага А4 для мыслительного приема ТАГ-ОФ-ВО и обучающей структуры ФО БОКС СИНЕКТИКС, ручки, карандаши и фломастеры

проектор и экран для презентации работ


Итоговый контроль

Оценка работ учеников в конце урока PBL (по проектам)

ПРИЛОЖЕНИЕ (Раздаточный материал)

Пословицы для распределения учеников на группы (каждая пословица разрезана на 4 части):

  • Добро творить – себя веселить.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • В ком добра нет, в том и правды нет.
  • Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Про добрые дела говори смело.

ЭЙ АР ГАЙД

до

утверждения

после

Прошлое проходит бесследно.

Прошлое не проходит бесследно, а иногда возвращается к нам через воспоминания.

Нравственная память – способность человека помнить то, что ему нравится.

Нравственная память – способность человека уважительно относиться к своему прошлому, к своим корням.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.                                  

Нравственная память актуальна по сей день.

Нравственная память потеряла свою актуальность.

Таблица FILA

Факты

Идеи [Гипотезы]

Обучающие вопросы

План действий (сроки/ ответственный)

«нравственная память»,

воспоминания,

предметы,

произведения искусства, фотографии,

литературные произведения


  • передать «нравственную память» последующим  поколениям
  • изучить  воспоминания родителей, бабушек и дедушек
  • исследовать «старинные» предметы, произведения искусства, фотографии
  • исследовать литературные произведения

  • Нужна ли нам «нравственная память»?
  • Как нам не потерять «нравственную память»?
  • Как передать информацию о «нравственной памяти» последующим поколениям?
  • Что делает государство для сохранения «нравственной памяти»?
  • А что можем сделать мы?
  • Обсуждение и принятие командного решения:1 день (все)
  • Поиск информации в интернете:   1 день (отв:____________)
  • Поиск информации в библиотеке: 1день (отв:____________)
  • Проведение интервью/беседы с кем-либо (Например, с представителями старшего поколения):  1 день (отв:____________)
  • Посещение музея для получения опыта и полезной информации:     1 день (отв:____________)
  • ___________________________ (отв:____________)

Таблица FILA

Факты

Идеи [Гипотезы]

Обучающие вопросы

План действий (сроки/ ответственный)

Сценарий:                                                                                                                                                                                                                                         Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.                                                                                                                                                                                                                                                                    Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.   Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
Представьте себе, что вы историки и литературоведы, журналисты и актёры, которым предстоит ответить на вопрос:
 «Что такое нравственная память? Нужна ли современным людям нравственная память?»

Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры.

Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово.

Время: 13-22 апреля.

  Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка.

Сценарий:                                                                                                                                                                                                                                      Человеческая память. Она хранит то, что было самым важным, то, что обрадовало или огорчило больше всего, будь то великая победа или первая потеря близкого человека. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.                                                                                                                                                                                                                                                                    Запечатлёнными мгновениями жизни по праву можно считать фотографии в семейных альбомах. Особое место в них занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.   Не потому ли так дорога старая фотография герою рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
Представьте себе, что вы историки и литературоведы, журналисты и актёры, которым предстоит ответить на вопрос:
 «Что такое нравственная память? Нужна ли современным людям нравственная память?»

Роль: историки и литературоведы, журналисты и актёры.

Аудитория: учащиеся школы и жители пгт Апастово.

Время: 13-22 апреля.

  Продукт: буклет, газета, презентация, инсценировка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

·                  Урок литературы проведён в 6  классе с использованием таких сингапурских структур как    ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....

ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА "ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ"

Урок литературы в 8 классе по программе Г.С. Меркина...