ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА "ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Урок литературы в 8 классе по программе Г.С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pamyati_v_rasskaze_viktora_petrovicha_astafeva.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тема памяти  в рассказе Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

       

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-мастерская

 

Цель урока:

- осмысление важности детских впечатлений для формирования характера человека, сохранения памяти о прошлом, о близких и дорогих людях посредством анализа рассказа В.П. Асафьева «Фотография, на которой меня нет».

Задачи урока:

1. Получить представление о художественном мире В. П. Астафьева. Совершенствовать навыки анализа прозаического произведения, готовить рабочие материалы для написания сочинения.

2. Развивать умение пользоваться текстом для подтверждения собственного мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.  

3. Развивать навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формировать мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознавая потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывать личное отношение к событиям прошлого.

 

Оборудование урока: компьютерная презентация, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, учебник Литература под ред. Г.С. Меркина.

Используемые педагогические технологии: 

- РКМЧП

- ИКТ

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, кластер, синквейн, «Ромашка вопросов»,  индивидуальная работа, проблемный вопрос.

 «Прошлое – родина души человека»

Г. Гейне

                                            Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин.

Приветствие.

2.  Стадия вызова 5 мин.

Актуализация знаний .

Чтение учителем поэтических строк..

Слайд 1

Жизни мгновенья летят, словно ветер,

И не поймать их, не остановить.

И только фото мгновения эти

Нам помогают в сердцах сохранить.

Старые фото, как мостик незримый,

Для поколений, и, зная о том,

Бережно очень и свято храним мы

Главную ценность – семейный альбом.

- Назовите ключевые слова в данном стихотворении. («жизни мгновенья», «в сердцах сохранить», «фото, как мостик незримый», «бережно и свято храним»)

- Каким общим словом можно объединить их? (память)

Слово учителя.

 Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

 Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова.

- Что такое память?

Слайд 2.   Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.

- Насколько важна способность помнить для человека? (ответы детей).

В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Учащиеся предполагают, что им предстоит раскрыть тему памяти в произведении).

Слово учителя. Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

- С какими произведениями В.П. Астафьева вы знакомы? («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).

Слайд 3.

- Дайте краткую характеристику героев изученных произведений. Какие проблемы поднимает писатель в своих произведениях?  (Астафьев исследует нравственную проблематику, показывает нравственное становление маленького героя, выбирая такие эпизоды его жизни, в которых он ярко проявляет свой характер).

Мотивация к дальнейшей работе: 5-7 мин.

Реализация домашнего задания  ( просмотр семейных фотографий)

  • Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?
  •  Почему они так вам дороги?

 (Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Слайд 4.

Листая жизни прошлые страницы,

Мы часто возвращаемся душой

В те годы детства, чтобы поклониться

Тем, кто дарил нам этот мир большой.  

Слайд 5. Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

Слайд 6. Запись в тетради темы урока. (тему формулируют учащиеся)

 Выявление восприятия: 7 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?
  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так? Как название рассказа связано с темой и идеей рассказа?
  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Слайд 7. Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

  • Прошлое – родина души человека.                      (Г. Гейне)

  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.                             (М. Лермонтов)

                                                                     

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.                                  

                                                                                     (Цицерон)

 Пусть эти слова станут эпиграфом нашего урока.

Запись эпиграфа в тетради. «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение «родина души»?

  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

Определение задач урока (формулируют учащиеся):

Почему эти воспоминания так важны для В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

          (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

3. Стадия осмысления

 Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном герое, используя  цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся фиксируют результаты своей работы в таблице)

     Материал для наблюдения:

     1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

        падение

очищение через страдание

        восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Слово учителя: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

- Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

- Как изменился герой после болезни?  О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

- Чему научил этот случай героя?   (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запись ключевых слов.

Слово учителя. Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

- Какие предложения вы записали?

Слово учителя.  Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «бабушка»?

Составление кластера «Обобщённый портрет бабушки» (каждый учащийся записывает на доске своё слово-ассоциацию).

Задание 2 группе.

Соотнесение обобщённого портрета бабушки  с конкретным образом героини рассказа Астафьева, Катерины Петровны.

 Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
  2. Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

- Рассмотрите репродукции картин, на которых запечатлен образ бабушки. Какая их них больше соответствует вашему пониманию этого образа?    

- Почему писатель говорит о чувстве вины?

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

- Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

- Какие предложения вы записали?

Слайд 8. Слово учителя.  Много хорошего мы сказали о бабушке, героине рассказа Астафьева. Но как нельзя более точно и ёмко сказал о ней литературовед В. Курбатов: «Главная героиня «Поклона» - Витькина Бабушка Катерина Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберёт в себе в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно русского, что мы про себя каким-то внесловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не прикрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово - Генерал). И бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод..»  

- Согласны ли вы с Курбатовым?

 Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Обращение к цитате из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Задание 3 группе.

Слайд 9. Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Какими  вспоминаются первые учителя?

2.  Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о школе;

        б) отношение к детям и деревенским жителям;

        в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Слово учителя.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

- А легко ли было учителям в то время?

Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

- Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

Слово учителя.  Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

Задание 4 группе.

Слайд 10. Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

Почему и его не оказалось на фотографии?

  1. Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

 Чтение заключительной части рассказа:

- Какой художественный приём использован в заключительной части рассказа? (антитеза).

(Фотографии – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях. Но он не хочет смеяться. Ему не смешно. Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, как ни странно, связаны с трагедией жизни)

 Итоговая беседа: 5 мин.

Слайд11,12.

- Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

Слово учителя. Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом - «родиной души героя».

Вернемся к главному вопросу:  

Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее быть полноценной?

А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

- А вот что сказал о памяти академик Д.С. Лихачёв: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

- Составление синквейна «Память»

  1. Рефлексия: 1 мин.

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

                                  почувствовал…

                                  узнал…

                                  понял…

                                  задумался…

                                  испытал…

  Закончите предложение.

Обращение к слайдам 14,15.

5.  Оценочная деятельность: 1 мин.

6. Домашнее задание: 1 мин.

  1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
  2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

Приложения.

                                 Карточка                                              

                       Мастерская письма.

Эпиграф урока:

Ключевые слова:

Продолжите предложение:

Герой:

  1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

Бабушка:

  1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

Учитель:

  1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

Школа:

  1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

                              Карточка №2

Закончите предложение:

«Сегодня на уроке я открыл…

                                   почувствовал…

                                   узнал…

                                   понял…

                                   задумался…

                                   испытал…

                       Карточка-задание №1.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

  1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

                      Карточка-задание №2.

      Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и  

      выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7
  2. Как ее характеризует:

                     а) речь;

                     б) любовь к цветам;

                     в)  украшение зимних окон;

                     г) приход учителя в дом?  

     3. Почему писатель говорит о своей вине?

                             Карточка-задание №3.

      Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

       цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Какими вспоминаются первые учителя?
  2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

                  а) забота о школе;

                  б) отношение к детям и деревенским жителям;

                  в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

                        Карточка-задание №4.

 

     Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?
  3. Перечитайте описание школьной фотографии.

     Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

     Какие чувства она вызывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...