«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Коршунова Мария Винцентовна

Урок с использованием технологии модерация АМО.

Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель урока:  формирование у учащихся навыков анализа короткого рассказа. Урок стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует у учащихся нравственные ценности; формирует личностные качества: совместная работа в группах.  Развивает коммуникативные качества, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_amo_tma_pamyati_e.nosov_.rar63.57 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для групп  

1 группа

Заполните таблицу, составив цитатный план рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»

Композиция рассказа

Цитатный план

Экспозиция (изображение жизни непосредственно предшествующей завязке)

Завязка (событие, определяющее начало развёртывания сюжетного)

Развитие действия (система событий, вытекающих из завязки)

Кульминация (точка высшего напряжения)

Развязка (конец, разрешающий или предшествующие обстоятельства.)

3 группа

Охарактеризуйте образ рассказчика, ответив на вопросы. Ответ подтвердите цитатами.

  1. Что нам известно о рассказчике? (Писатель «опять застала за бумагами»,  «Будет писать-то!»)
  2. Кем он приходится тёте Оле? (Жилец: «Когда я снимал эту комнату», снимет комнату временно)
  3. Почему рассказчик посеял маки? (Нравятся эти цветы: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.».  Он не стал спорить с женщиной, а просто сделал сам то, что считал нужным)
  4. Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки? (Наблюдательный, внимательный к деталям, знает старинные песни – любит народ, мудрый, переживающий, сочувствующий)

2 группа.

Охарактеризуйте образы тети Оли и ее сына, выполнив задание:

  1. Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.

  1. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

  1. Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

4 группа.

Выразительно прочитайте описание клумбы. Ответьте на вопросы.

  1. Каким цветам автор уделяет особое внимание?
  2. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки  так же сильно волновали сердце героя, как и маки?
  3. Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?
  4. Как показана их недолгая красота?

 Заполните таблицу:

СРАВНЕНИЯ: густой покров цветов напоминал настоящий ковер, аромат, похожий на запах ванили,  маки походили на зажженные факелы, стоит только прикоснуться - сразу опалят

ЭПИТЕТЫ: скромных ночных цветков,  нежно-горьковатым ароматом, куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, пурпурно-бархатные шляпки (цветы), тугие, тяжелые бутоны, живые, весело полыхающие  на ветру языками пламени, легкий ветер, алые лепестки, вспыхивали трепетно-ярким огнем,  наливались густым багрянцем,

МЕТАФОРЫ: коврик цветов, лента маттиол, шляпки парижских красавиц, цветочная  пестрота,  поднялись маки, выбросив навстречу солнцу (олицетворнеие), Маки слепили, озорной, обжигающей яркостью, цветочная аристократи

5 группа

Раскройте идею рассказа, авторский замысел, выполнив задание

 1. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

2.  Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

3. Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

Ответ начните со строчки из стихотворения Александра Трифоновича Твардовского: «Война — жесточе нету слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

Читательская конференция в 7-ых классах по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»

Читательская конференция о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя&ra...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...

Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...