Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шеховцова Светлана Васильевна

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,   воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:1)Компьютер. 2)Тексты рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»3)Иллюстрации к рассказу. 4)Портрет Е. И. Носова 5)Презентация.  Е. И. Носов.6) Презентация. Ю. Антонов«Маки».7) Песня из к/ф «Офицеры»

Эпиграф:                                     

Нет в России семьи такой,

где б ни памятен    был свой герой…      

                                                                                 Песня из к/ф «Офицеры»

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Вступительное слово учителя о Победе.

«Сладость победы стирает горечь поражения»,- гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже прошло 70 лет, когда в Москве прогремели  30 залпов из тысячи орудий, знаменующих Победу над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.

 

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берёз

Победу 9 Мая

Отпразднуют люди без слёз…-

писал поэт-фронтовик С. Орлов.

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём. Память. Она всегда с нами.

И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами,как на дыбу, русскую землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков. Одним из таких произведений является рассказ  писателя-фронтовика,нашего земляка  Е. И. Носова «Живое пламя».

3.Ученик рассказывает биографию Е.И. Носова+ Презентация.Е. И. Носов

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.e.nosov_.zhivoe_plamya.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,   воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1) Компьютер. 2) Тексты рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»3) Иллюстрации к рассказу. 4)Портрет Е. И. Носова 5) Презентация.  Е. И. Носов. 6) Презентация. Ю. Антонов «Маки».7) Песня из к/ф «Офицеры»

Эпиграф:                                    

Нет в России семьи такой,

где б ни памятен    был свой герой…      

                                                                                 Песня из к/ф «Офицеры»

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя о Победе.

«Сладость победы стирает горечь поражения»,- гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже прошло 70 лет, когда в Москве прогремели  30 залпов из тысячи орудий, знаменующих Победу над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берёз

Победу 9 Мая

Отпразднуют люди без слёз…-

писал поэт-фронтовик С. Орлов.

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём. Память. Она всегда с нами.

И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, русскую землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков. Одним из таких произведений является рассказ  писателя-фронтовика,  нашего земляка  Е. И. Носова «Живое пламя».

3.Ученик рассказывает биографию Е. И. Носова+ Презентация. Е. И. Носов

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

Писателю-земляку установлен памятник в городе Курске, установлен памятник и герою одного из его рассказов – Белому гусю.

  1. Краткий пересказ рассказа Е. Носова «Живое пламя»
  2. Беседа с классом.

-О чём этот рассказ?

-Какова его главная мысль?

-В рассказе тётя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что даёт нам право сделать такой вывод?

-Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

-Какой же он, человек, способный на такой поступок?

-Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой (предметы быта, речь тёти Оли – прост, выдаёт в ней малограмотную женщину)

Вывод (с помощью учителя):  для того, чтобы воспитать в себе чувства патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека может быть только одна.

6. Чтение учащимися писем с фронта (Л. в шк. 1995 №3.с.79)

1) 23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо  известного лётчика М. Водопьянова сыну Василию.

«…Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбёжку наших городов, наших деревень и сёл.

…Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых лётчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы  и когда бы он ни появился.

Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран – верное и излюбленное средство наших пилотов – поможет тебе уничтожить стервятника. Я, твой отец, благославляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был…

Твой отец М. Водопьянов»

2) Газета «Правда» (1 июля 1941 года) напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»:

«Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолёты, выполняя приказ командования.

Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолёту, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой лётчик нашей эскадрильи убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю.

Ваня, будешь писать родным, сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ…»

      -Каким  чувством  наполнены эти письма?

7. Выступления обучающихся о подвигах героев-лётчиков Гастелло, К. Зеленко.

8. Вопросы:

-Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

-О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

-Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека также коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

-Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

-Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

-Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

- Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

9. Легенда о маках.

 Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатамкоторый отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

10. Обучающийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит, не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

11. Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете строки эпиграфа?

-Как они связаны с темой сегодняшнего урока?

-Что вы знаете об акции «Бессмертный полк»?

12.Презентация. Ю. Антонов. «Маки».

13. Сочинение-миниатюра «Чтобы не дать погаснуть живому огню». Чтение 2-3 сочинений

14.Заключительное слово учителя. 

Прошло70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы  не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить. Мечтаем о том, чтобы «каждый солдат красным маком не стал у дороги…»

15. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок о цветущих маках; подготовить рассказ о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"

Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...