Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, совершенствуют навыки выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov.kukla_.odt26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Макурова Л. В., учитель русского языка и литературы

МКС(К)ОУ  школа-интернат 5 вида г. Подольска

Урок литературы на тему

 «Нравственные проблемы в рассказе

 Е. И. Носова «Кукла»

7 класс МКС(К)ОУ школа-интернат 5 вида ( для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

 

Образовательные цели урока: 1) сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе ( потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения ); 2) обогатить словарный запас учащихся, проведя лексическую работу над словами «экология», «цинизм», «глумление», «святотатство» с помощью Словаря русского языка С.И.Ожегова; 3) развивать устную речь учащихся; 4) продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения текста; 5) продолжить работу над правильным произношением слов; 6) развивать навык вдумчивой работы над текстом с карандашом в руках.

Воспитательные цели: способствовать нравственному воспитанию учащихся и прививать им любовь к природе и родному краю.

Оборудование: портрет Е.И.Носова на доске; выставка кукол, принесённых учащимися; « Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного учителю. ( 1 мин.)
  2. Объявление темы и целей урока. ( 2  мин.)
  1. Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф:

Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ...

о том, как жить и что делать...

                   И.Баскевич

( Учитель выясняет, как учащиеся понимают значение слова «существенно»)

    3. Слово учителя:

  1. Е.И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.

( Выразительное чтение текста учащимся) ( 3 мин.)

Работа над текстом рассказа ведётся в форме беседы учителя с классом

    4. Задание классу: а теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором автор подчёркивает величие нашей российской природы

( выразительное чтение текста со слов « Мы пошли мимо школьной ограды по дороге...») ( 2 мин.)

  1. Вопросы  классу:

- Всегда ли природа, окружающая автора, вызывает у него только чувство радости и восторга? Или иногда и другие чувства охватывают писателя?

( учащиеся находят в тексте рассказа и зачитывают выразительно три описания реки) ( 5 мин.)

  1. - Скажите, пожалуйста, а причастен ли человек к тому, что произошло с рекой? Или это случилось без его участия? Докажите текстом.

    ( 3 мин.)

  1. Слово учителя: « Итак, как же мы сформулируем первую проблему,  поднятую Е.И.Носовым в рассказе «Кукла»?

 После краткого обсуждения в тетрадях делается запись:

« Проблема 1. Потребительское отношение человека к природе.» ( 3 мин.)

  1. 7. Слово учителя: «Ребята, в последнее время по радио, в телевизионных программах, в газетных статьях всё чаще встречается слово «экология». Каково его лексическое значение? Давайте заглянем в  «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.»

После прочтения словарной статьи, посвящённой слову «экология», в тетрадях делается запись: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». ( 3 мин.)

  1. Вопросы классу: скажите, пожалуйста, обмеление реки Сейм — это исключительный случай в нашей жизни или подобное бедствие происходит и с другими реками и озёрами?

 А кто знает, как обстоят дела с нашей рекой Пахрой?

( Учащиеся говорят о том, что Е.И. Носов верно подметил бедственную ситуацию, которая характерна для многих водоёмов нашей страны, когда в результате обмеления рек и озёр исчезает рыба, а люди страдают от нехватки воды) ( 3 мин.)

  1. Вопрос классу: «Ребята, а отразились  ли изменения, произошедшие на реке, на судьбах героев рассказа? Как отразились?»

(Учащиеся говорят, что рассказчик стал гораздо реже приезжать сюда, а про Акимыча сказано, что «...избыл его старый речной перевоз...»)  ( 2 мин.)

  1.  Слово учителя: « Итак, ребята, мы видим, что человек отдалился от природы, рвёт связи с ней, относится к природе безжалостно. Давайте посмотрим, сказалось ли это как-то на характере людей, стали ли они от этого добрее или нет?»

( Учителем зачитывается эпизод с куклой ) ( 2 мин.)

Вопросы для анализа эпизода: ( 3 мин.)

- Как бы вы назвали такой поступок?

  1. Что это — баловство, шутка, бессердечие?
  2. Что, по-вашему, заставило человека поступить так жестоко, по-варварски?

( в результате обсуждения приходим к выводу, что этот поступок — свидетельство морального обнищания, нравственного падения людей)

       11. Лексическая работа над словами с привлечением « Словаря русского языка» С.И.Ожегова ( класс — от 8 до 12 человек —  делится  на 3 группы для работы : 1 группа определяет значение слов цинизм, цинично; 2 группа — глумиться; 3 группа — святотатство)

В тетрадях делаются записи:

цинизм — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство;

цинично — бесстыдно;

глумиться — злобно и оскорбительно издеваться;

святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

Формулируется 2-ая нравственная проблема рассказа

Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей.» ( 3 мин.)

       12. Вопрос классу: этот страшный случай с куклой единичный или нет? Докажите.

( Учащиеся говорят, что, к сожалению, этот случай не единичный. В качестве доказательства звучит выразительное чтение стихотворения К.Случевского «Кукла») ( 2 мин.)

       13. Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол, принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами. Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

        14. Вопросы классу: как вы думаете, почему все проходят мимо изуродованной куклы спокойно, а Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость?

( Учащиеся отвечают, что Акимыч — фронтовик, воевал, был тяжело ранен, видел смерть своих друзей. Он сам признаётся: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины...Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий.»)

           - Ребята, а как герои рассказа объясняют истоки зла?

( Учащиеся зачитывают отрывок из текста: «Многие притерпелись к худу и не видят, что сами худое творят. А от них дети того набираются...»)

Слово учителя: « Вот и ещё одна проблема, затронутая писателем в рассказе, - проблема отцов и детей, проблема ответственности взрослых за судьбу подрастающего поколения.»

( Запись в тетрадях: Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения) ( 3 мин.)

Выразительное чтение текста учеником со слов: « А люди идут мимо — каждый по своим делам — и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» до слов « Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..» (1 мин.)

  1.  Задание классу:  «Выразительно прочитайте описание похорон изуродованной куклы»

Вопросы:

  1. Зачем Акимыч хоронит куклу?

О чём это он говорит: « Всего не закопать...»? ( 2 мин.)

16. Заключение. Рефлексия. Слово учителя: «Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели,    сумевшие понять авторский замысел. И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил:

«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»

Далее учитель рекомендует учащимся прочитать и другие произведения Е.И.Носова:  ( 2 мин.)

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Выставление оценок. ( 1 мин.)

Домашнее задание:  ( 1 мин.)

Написать мини-сочинение на тему « Почему Е.И. Носов изменил первоначальное название рассказа?»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....


 

Комментарии

На уроке проводится большая работа над лексикой с привлечением толкового словаря.

На уроке проводится большая работа над лексикой с привлечением толкового словаря.