Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Коркунда Людмила Михайловна

План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 8 классе

по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Составила   Коркунда Л.М., учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №667 Невского района г.Санкт-Петербурга.

Тема: « Контраст как основное средство построения рассказа»

Цели  урока:

Предметные: посредством текстуального  анализа рассказа раскрыть своеобразие композиции, дать представление о контрасте как основном средстве построения произведения, выявить способы выражения контраста .

Метапредметные:  уметь строить логическое, рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключение, формулировать и аргументировать свое мнение;

Личностные:  самоопределение,  стремление к речевому самосовершенствованию,  способность к оценке действий героев, самооценке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.      

                                             Ход урока

  1. Этап. Мобилизующий.  

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя (учебный диалог).

Вы прочитали рассказ  Л.Н.Толстого «После бала». Над чем он заставил вас задуматься?

Что показалось интересным в композиции произведения?

В чем, по-вашему, заключается своеобразие построения рассказа? Слайды  №№1-3

  1. Формулировка темы учащимися.

 «Контраст  как основное средство построения рассказа».  Запись темы в тетради.)

  1. Актуализация знаний.  Целеполагание.

- Какие средства выразительности использует автор?

( Учащиеся называют эпитеты, синтаксические средства, приемы контраста)

- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?

Сформулируйте цель урока с помощью опорных глаголов.  Ответы учащихся, дополнения учителя , формулирование цели: узнать, что такое контраст как литературный прием, какова идея произведения; понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа «После бала».

  1. Работа с текстом. Наблюдение за особенностями композиции.
  1. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа. Слайды №№4-6

Вы уже отметили, что рассказ имеет особое композиционное своеобразие: он состоит из четырех  частей - введения, двух основных частей: на балу , после бала(экзекуция) и заключения. Две основные части контрастны по содержанию и настроению, в них выраженному, по  представленным в них по-новому уже известных героях рассказа.

Толстой избирает необычную форму для произведения – рассказ в рассказе.

- В чем заключается сюжет этого небольшого рассказа?

( Иван Васильевич вспоминает молодые годы и самое большое чувство своей жизни - любовь к Вареньке Б.. чем и как закончилось это чувство.)

-  А как выстроено это произведение? Какие части, на ваш взгляд являются центральными в рассказе? Почему?

(Бал - на балу - экзекуция).

Сравните центральные эпизоды произведения. Какой вывод логично сделать в результате такого наблюдения?

-(Эпизоды контрастны и вместе с тем очень связаны друг с другом. Описание бала занимает большую часть рассказа. )Почему же он назван «После бала»? Слайд № 7

- Что изменилось? Почему? Что помогла почувствовать состояние героя? (пейзаж). Найдите примеры в тексте.

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?

Попробуйте схематично выразить этот контраст.( запись в тетрадях) Слайд№16

На балу

После бала

обстановка

Основные события

Действующие лица

Настроение героя

прекрасный зал…

танцы…

Варенька…

Полковник

восторженное

туман…

сквозь строй…

солдат-татарин…

наказуемый

подавленное

  1. Практическая работа.  Слайды №№8-15                                                                                                                                  1) Задача: выберите из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

Опорный план:

- краски, цветовая гамма этих эпизодов;

- описание внешности главного героя эпизода;

-звуки, характер музыки;

- внешность и поведение полковника;

- психологическое состояние рассказчика;

- какие художественные средства использовал автор, изображая бал?

2) Зачитывают эпизоды 1-й части. Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала окружающее герой воспринимает  «с восторженным умилением»?

- Какие эпитеты использует автор во 2-й части рассказа? (зачитывают по схеме).

-  на какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его  отношением к дочери на балу?

-Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

-Каково психологическое состояние Ивана Васильевича?

-Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3) «Сцена экзекуции - кривое зеркало бального ритуала». Согласны ли вы с этим мнением?

Слайд №  17 . Наблюдение.

  1. Вывод.

-  Как работает в произведении Толстого прием противопоставления частей рассказа, использование контрастных красок?

(Контрастное  изображение  – это основной прием  для достижения идеи произведения. Светлые  радостные краски бала,  беззаботное веселье резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа).      

-В чем корень противоречий по мнению Толстого? (.Основная мысль произведения - протест против насилия, деспотизма, угнетения человека человеком. Толстой  разоблачает объективные  социальные условия, искажающие человеческую натуру, прививающие ему ложные понятия о долге.)  Согласны ли вы с писателем?

7. Рефлексия. Слайд № 18

- Над чем задумались вы, проанализировав произведение?

-Какие  практические  навыки получили на уроке?

8.Домашнее задание:

  Перечитать вступление и заключение. Попробуйте доказать, что они внутренне полемичны.     Выпишите проблемы, которые могут вызвать у нас  и наших современников дискуссию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Презентация к открытому уроку литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 8 классе...

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...