Урок литературы в 8 классе "Скрытые смыслы рассказа Л. Н. Толстого "После бала"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Семенова Ирина Ивановна

Конспект урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Скрытые смыслы рассказа Л. Н. Толстого «После  бала»

Цели урока: 

1) познакомить ребят с историей создания рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и фактами из биографии писателя, необходимыми для анализа произведения;

2) при помощи созданных ребятами палитр найти скрытые смыслы рассказа «После бала»: идею нравственных ценностей даже самых мелких поступков человека; идею единства семьи; идею доброты как наиболее ценного качества; идею несоответствия наказания преступлению; идею творчества Л. Н. Толстого, выраженную словом «совесть»;

3) продолжить формирование читательских умений (определить значение композиции, изобразительно-выразительных средств языка: антитезы, характеристики героев произведения);

4) развивать речь учащихся и художественное мышление.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого, палитры учеников.

Оформление доски: I часть – палитры, отражающие общее восприятие рассказа;

II часть – палитры, подчеркивающие отношение ребят к Вареньке;

III часть – палитры, выражающие отношение ребят к полковнику;

IV часть – палитры, которые помогли ребятам выразить своё мнение об Иване Васильевиче.

Палитры приготовлены учащимися дома. Класс на предыдущем уроке был поделен на 4 группы. Палитры ребята могли нарисовать на листе бумаги или

создать в электронном виде.

Ход урока

I. Слово учителя.

«После бала» – одно из самых интересных произведений Л. Н. Толстого.

Рассказ написан в 1903 году, когда писателю исполнилось 75 лет. Обратите внимание на портрет Л. Н. Толстого. Что вы можете рассказать об этом человеке? (Перед нами мудрый человек, проживший долгую жизнь.)

Всю  жизнь   писатель   искал   истину,   справедливость.  В  чём  же  видел  Л. Н. Толстой высшую жизненную правду в период позднего творчества?

В рассказе описано действительное событие, о котором Л. Н. Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Сергей Николаевич, его брат, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды он увидел, как на плацу бравый полковник хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач, мучитель, « спокойно засекал этого солдата до смерти  и возвращался обедать в семью». Накануне вечером полковник танцевал с дочерью мазурку на балу. Почему это воспоминание Л. Н. Толстой пронёс через всю жизнь?

Почему такая интересная композиция рассказа?

Вопросы, вопросы… Ответить на них мы сможем только тогда, когда поймём скрытые смыслы рассказа.

Цель нашего урока: вместе с Л. Н. Толстым продолжить поиск истины. Мы попытаемся ответить на вопросы: О чём болела душа писателя? Что не давало ему покоя до конца его дней?

II. Работа с палитрами.

Учитель.    Рассмотрим палитры, которые отражают общее восприятие рассказа после самостоятельного прочтения.                  

1. Выступление учеников 1 группы (рассказы о палитрах).

2. Вопросы учителя:

  • Почему палитра в образе бабочки?
  • Что обозначает тот или иной цвет палитры?
  • Почему в палитре использованы восклицательные знаки, вопросительные знаки, многоточие?

3. Учитель.   Присмотримся к палитрам. В цветовой гамме присутствуют светлые и тёмные тона. Так и в рассказе Л. Н. Толстого. Как называется художественный приём в литературе, когда что-либо вступает в контраст, противопоставление? (Антитеза). Значит, в основе построения рассказа – антитеза. Антитеза всегда ведёт к раскрытию в произведении  каких-либо противоречий.

- Какое время представлено в рассказе «После бала»? (40-ые годы XIX века и 900-ые годы.)

- Но в рассказе есть ещё одно указание на время. Когда состоялся бал? Когда наказывают провинившегося солдата? Найдите ответы на вопросы в тексте. (В Прощёное воскресенье и в Чистый понедельник.)

- Что вы знаете о Прощёном воскресенье и о Чистом понедельнике? (Ответы учеников.)

- Что хотел подчеркнуть Толстой, упоминая эти дни? (Обязательно прочитать на уроке слова наказываемого татарина: «Братцы, помилосердствуйте…»)

- Соответствует ли наказание преступлению? (Наказание становится преступлением.)

4.  Учитель.  Рассмотрим палитры, где вы вслед за автором отражаете своё отношение к Вареньке и полковнику. Работают 2 и 3 группы.

- Чем отличаются палитры, посвящённые Вареньке, от палитр, выражающих ваше отношение к полковнику? (В палитрах, посвящённых Вареньке, нет тёмных тонов.)

- Какие поступки полковника позволяют Ивану Васильевичу и читателю составить своё представление об этом герое? (Ответы учащихся.)

- Что перечеркнуло счастье Вареньки и Ивана Васильевича? (Как совместить счастье и жестокость в одной семье?!)

5.  Беседа о палитрах, посвящённых образу Ивана Васильевича.

Выступают ребята 4 группы.

Учитель.  «После бала» - это не только явный рассказ о полковнике, но ещё и скрытый рассказ об Иване Васильевиче. Что мы узнали о нём?

Рассказы учеников о палитрах.

- Какие нравственные качества человека Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» показывает как наиболее ценные? (Доброта. Любовь. Совесть.)

III. Заключительное слово учителя.

Что же хотел сказать Л. Н. Толстой в 1903 году историей о николаевской армии?

В то время у писателя были конфликты с властью, церковью. Главная мысль рассказа в том, что за государственные грехи может судить сама жизнь. Такой суд неотвратим. Иван Васильевич ни словом не осуждает полковника Б., однако жестокость того к солдату перечеркнула счастье его дочери по какому- то великому закону связи всего и всех в этом мире. И даже если Варенька оказалась счастливой в браке, это была уже не та яркая первая любовь…

Все надежды Л. Н. Толстой возлагает на внутреннее совершенствование, на совесть каждого человека. В течение жизни писатель в своих дневниках ежедневно отмечал свои промахи и слабости, обозначая даже число грехов.

Л. Н. Толстой осуждал праздную жизнь светского общества. Сын писа - теля вспоминал: «В Москве он стал рано вставать, сам убирал свою комнату, пилил и колол дрова, качал воду из колодца, бывшего во дворе дома, и подвозил эту воду в большой кадке на салазках». Л. Н. Толстой учился сапожному мастерству и сам шил сапоги.

Дневниковая запись 1908 года: «Да, работать надо над собой – теперь, в 80 лет, делать то самое, что я делал с особенной энергией, когда мне было 14-15 лет: совершенствоваться». И ещё запись того же года, обращённая к себе: «Учись жить».

Этот постоянный поиск истины, шедший до последних мгновений жизни Л. Н. Толстого, поражает каждого, кто знакомится с его биографией и творчеством.

Вопросы ученикам:

        - Интересно ли было работать с палитрами?

        - Помогли ли палитры лучше понять рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?

IV. Домашнее задание.

Выполнить задания 5, 7 на странице 40 учебника.

Литература

  1. Вейсоло Ю. Ф. О нравственном выборе, определяющем судьбу человека. Анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала». 8 класс / Ю. Ф. Вейсоло // Литература в школе.- 2012.- № 2 -  с. 33 - 37
  2. Харченко В. К. «После бала»: скрытые смыслы / В. К. Харченко // Литература в школе. - 2008. - № 9 – с. 23 – 24
  3. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1829 – 1890. М., 1958. То же. 1891 – 1910. М., 1960

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Презентация к уроку литературы на тему: "Смысл теории Раскольникава"

Презентация к уроку литературы на тему: "Смысл теории Раскольникава"...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Урок литературы "В поисках смыслов. Теория литературы" 9 класс

Техкарта поможет интересно провести урок по теории литературы, посвящённый понятию интертекстуальность. В ходе урока обучающиеся познакомяться с понятиямии интертекстуальность, цитата, аллюзия, ремини...