Урок литературы "В поисках смыслов. Теория литературы" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9, 10 класс)
Техкарта поможет интересно провести урок по теории литературы, посвящённый понятию интертекстуальность. В ходе урока обучающиеся познакомяться с понятиямии интертекстуальность, цитата, аллюзия, реминисценция, или обобщат представления об этих явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы по теме: Теория литературы. В поисках смыслов
Предмет: Литература
Место урока в изучаемой теме: урок по теории литературы
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Тема | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах. |
Цели | Образовательные: расширение представлений обучающихся о смыслах изучения литературы и средствах обретения этих смыслов / источниках смыслов; познакомить с понятием интертекстуальности и со способами построения интертекстуальных связей, применяя метод ИАТ; развивать умение обобщать и делать выводы, развивать мотивацию к учению и творчеству Воспитательные: воспитывать уважительное и любознательное отношение к литературе и культуре Формировать УУД: личностные: осваивать новые виды деятельности, делать выводы, формировать устойчивую мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию предметные: воспринимать и анализировать текст; сопоставлять тексты, комментированно читать метапредметные: познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь рассуждать, сравнивать, обобщать; регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе и групповой работе, соблюдая правила речевого поведения. |
Основные понятия | Интертекстуальность, аллюзия, реминисценция, цитата |
Межпредметные связи | Русский язык, искусство, музыка |
Ресурсы | Презентация MS PP, коробка, ленты, шар, рабочие листы |
Технологии | Комбинированная |
Организация | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для достижения планируемых результатов | Примечания |
1. Организационный этап | Приветствие, организация работы | Готовятся к работе | ||
2. Определение темы урока | Инициирует обсуждение темы урока: беседа о смыслах изучения литературы (общих и личных), выход на поиск новых смыслов | Отвечают на вопросы учителя | Диалог с учителем и одноклассниками | |
3. Аналитико-творческий этап, открытие нового знания | Задание 1. 1. Работа с картиной И. Шишкина «На Севере диком…» (сюжет, жанр, чувства, вызываемые картиной); 2. Сопоставление картины со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»: обсуждение изменений в восприятии картины; 3. Предложение дополнить художественную реальность картины, нарисовать продолжение; 4. Выход на понятие интертекстуальности (диалог между картиной и стихотворением и т.д.) | Анализируют картину, сопоставляют полотно с текстом стихотворения, рисуют продолжение истории, аргументируют свои идеи | Диалог с учителем и одноклассниками, индивидуальная творческая работа | |
4. Аналитический этап | Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри. Обозначение задачи: добыть символ, выполнив задания (после выполнения задания развязываем одну ленту) Задание 2. Просмотр отрывка музыкального клипа на песню Оксимирона «Кто убил Марка?» и установление источников фраз, используемых исполнителем. | Смотрят и анализируют фрагмент клипа, в парах устанавливают источники цитат, участвуют в беседе | Парная работа | |
5. Аналитический этап, открытие нового знания | Задание 3. Инициирование работы с одой Горация «К Мельпомене» (лирический герой, тема, чувства героя, идея) Инициирование работы со стихотворением Г.Р. Державина «Памятник» Указание на очевидные сходства текстов (аллюзия – ключ 2), а затем на неочевидные сходства (реминисценции – ключ 3) | Анализируют и сопоставляют тексты стихотворений | Индивидуальная работа, фронтальная работа | |
6. Обобщение | Извлечение артефакта – шара из коробки. Вопрос: почему шар – символ интертекстуальности? (Отсутствие граней, начала и конца у фигуры; возможность соединять любые точки) | Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах | Диалог с учителем и одноклассниками | |
7. Рефлексия | Вопрос на рефлексию: как понимание связанности может мотивировать нас изучать литературу? | Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах | Индивидуальная работа | |
8. Подведение итогов, д/з | Подведение итогов урока | Подведение итогов урока | Д/з по усмотрению учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-432216-1397485828.jpg)
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-62181-1447868750.jpg)
Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...
Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "В поисках капитана Гранта"
Урок-путешествие (внеклассное чтение)...
Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"
На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/16/picture-241756-1594916245.jpg)
Урок географии "План местности" (теория). 5 класс
Урок 15 "План местности" (теория). Презентация к уроку и материал для самостоятельной работы в парах при изучении нового материала. Урок составлен по учебнику географии УМК "Сферы"...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-138473-1352521718.jpg)
Урок литературы "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»
Урок по рассказу В.М.Шукшина "Алеша Бесконвойный"в 11 классе. В ходе урока дети анализируют рассаказ, отвечают на вопросы, работают над понятием "шукшинские чудики" , готовятся к д...