Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме

Себельдина Наталья Николаевна

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnomu_day_golovu.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

«Умному дай голову»

(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Воротникова О.Г.,  учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

 Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7

Предмет (направленность): интегрированный урок литературы и биологии

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: класс

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 9 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 9-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.

 Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести «шариковщины», раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести.

Выбор цели и задач урока

    Целью данного урока является углубленное изучение литературы в интеграции с биологией, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Данный урок направлен на решение следующих целей:

- совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом

- формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, связно, грамотно и доказательно формулировать свою позицию

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

   В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок – семинар, который предполагает самостоятельное изучение учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.

Ход урока

«Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем»

М. Волошин о преображении России

За две недели до проведения урока класс делится на группы «историков», «литераторов», «биологов», «медиков». Для каждой группы определяются задачи. 

1. Для «историков»

- В чем особенности эпохи, отраженной в повести?

- Как в повести даны приметы эпохи?

- Какие изменения внесла революция в Москву?

- Каким показан «дом на Причистинке»?

- Какова судьба повести?

- Кто такой Л. Б. Каменев?

 2. Для «литераторов»

- Каков жанр повести?

- В чем отличие сатиры от сатирической фантастики?

- Имел ли Л. Б. Каменев назвать «Собачье сердце» памфлетом?

- Какова композиция повести?

- От чьего лица ведется повествование? Почему повествователи меняются?

- Сравните Ф. Ф. Преображенского и Шарикова.

- Сравните Шарика и Шарикова. Что в Шарикове от Шарика, а что – от Чугункина?

- Кто и как формирует Шарикова?

- Определите связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.

 3. Для «биологов»

- Гуморальная регуляция – эндокринная система (железы) – гипофиз, половые железы. Какова их роль?

- Может ли пересадка гипофиза привести к созданию человека?

- Соберите материал о прототипах профессора Преображенского.

- Дайте оценку профессору Преображенскому как ученому.

 4. Для «медиков»

- Найдите материал  об истории научных опытов по омоложению организма, в том числе о пересадке гипофиза, в 20-е годы и в наше время.

- Могут ли операции по пересадке превратить животного в человека?

Предварительная работа в группах  проходит с консультациями учителей литературы и биологии (каждый из предметников курирует «свои» вопросы)

1. Основной вопрос урока:

Совпадает ли позиция М. А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?

2. Какие проблемы волновали автора в процессе создания повести? Какой показана Москва 20-х годов 20 века? (отвечают «историки»)

3. Чем сатира отличается от сатирической фантастики? (отвечают «литераторы»)

 Сатира констатирует, сатирическая фантастика предупреждает.

4. О чем предупреждает сатирическая фантастика М. А. Булгакова? (отвечают «литераторы»)

 Автор проводит аналогию:

Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве

Шарик – Шариков – разруха в доме.

5. «Медики» рассказывают о роли в организме эндокринной системы, гуморальной регуляции, роли гормонов гипофиза, половых желез.

6. «Биологи» рассказывают о прототипах профессора Преображенского, о похожих операциях, когда-либо проводимых в нашей стране и за рубежом.

7. Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:

- Взгляды на жизнь.

- Интересы и развлечения.

- Отношение к животным.

- Отношение к людям.

8. Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?

Пес–дворняга Шарик  милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

9. Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?

Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.

10. Возвращаясь к основному вопросу урока, к каким выводам приводит нас автор повести?

Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

Домашнее задание:

Учащимся предлагается написать письмо М. А. Булгакову, в котором они должны высказать свое отношение к повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе

Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:«Истоки победы в Сталинградской битве  в исторических документах и художественных произведениях». Цели урока.Учащиеся до...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе

Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе. Тема: "Музыка - главный герой басни"....

Интегрированный урок «Право на жизнь» (обществознание – биология) 9 класс

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в у...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

«Стучаться в дверь замкнутую природы...» (Интегрированный урок по русской литературе и биологии в 5 классе)

Раскрыть содержание повести «Мещорская сторона» К.Г.Паустовского; учить учащихся умению соединять знание о природе с тонким психическим миром личности; воспитывать внимание, интерес к миру...