Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnomu_day_golovu.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Умному дай голову»
(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7
Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7
Предмет (направленность): интегрированный урок литературы и биологии
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
Анализ педагогической ситуации
Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 9 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 9-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.
Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии при изучении литературного произведения.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.
Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести «шариковщины», раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является углубленное изучение литературы в интеграции с биологией, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Данный урок направлен на решение следующих целей:
- совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом
- формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, связно, грамотно и доказательно формулировать свою позицию
- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок – семинар, который предполагает самостоятельное изучение учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.
Ход урока
«Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем»
М. Волошин о преображении России
За две недели до проведения урока класс делится на группы «историков», «литераторов», «биологов», «медиков». Для каждой группы определяются задачи.
1. Для «историков»
- В чем особенности эпохи, отраженной в повести?
- Как в повести даны приметы эпохи?
- Какие изменения внесла революция в Москву?
- Каким показан «дом на Причистинке»?
- Какова судьба повести?
- Кто такой Л. Б. Каменев?
2. Для «литераторов»
- Каков жанр повести?
- В чем отличие сатиры от сатирической фантастики?
- Имел ли Л. Б. Каменев назвать «Собачье сердце» памфлетом?
- Какова композиция повести?
- От чьего лица ведется повествование? Почему повествователи меняются?
- Сравните Ф. Ф. Преображенского и Шарикова.
- Сравните Шарика и Шарикова. Что в Шарикове от Шарика, а что – от Чугункина?
- Кто и как формирует Шарикова?
- Определите связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.
3. Для «биологов»
- Гуморальная регуляция – эндокринная система (железы) – гипофиз, половые железы. Какова их роль?
- Может ли пересадка гипофиза привести к созданию человека?
- Соберите материал о прототипах профессора Преображенского.
- Дайте оценку профессору Преображенскому как ученому.
4. Для «медиков»
- Найдите материал об истории научных опытов по омоложению организма, в том числе о пересадке гипофиза, в 20-е годы и в наше время.
- Могут ли операции по пересадке превратить животного в человека?
Предварительная работа в группах проходит с консультациями учителей литературы и биологии (каждый из предметников курирует «свои» вопросы)
1. Основной вопрос урока:
Совпадает ли позиция М. А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?
2. Какие проблемы волновали автора в процессе создания повести? Какой показана Москва 20-х годов 20 века? (отвечают «историки»)
3. Чем сатира отличается от сатирической фантастики? (отвечают «литераторы»)
Сатира констатирует, сатирическая фантастика предупреждает.
4. О чем предупреждает сатирическая фантастика М. А. Булгакова? (отвечают «литераторы»)
Автор проводит аналогию:
Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве
Шарик – Шариков – разруха в доме.
5. «Медики» рассказывают о роли в организме эндокринной системы, гуморальной регуляции, роли гормонов гипофиза, половых желез.
6. «Биологи» рассказывают о прототипах профессора Преображенского, о похожих операциях, когда-либо проводимых в нашей стране и за рубежом.
7. Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:
- Взгляды на жизнь.
- Интересы и развлечения.
- Отношение к животным.
- Отношение к людям.
8. Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?
Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.
Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.
9. Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?
Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.
Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.
10. Возвращаясь к основному вопросу урока, к каким выводам приводит нас автор повести?
Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.
Домашнее задание:
Учащимся предлагается написать письмо М. А. Булгакову, в котором они должны высказать свое отношение к повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе
Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:«Истоки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных произведениях». Цели урока.Учащиеся до...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе
Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе. Тема: "Музыка - главный герой басни"....
Интегрированный урок «Право на жизнь» (обществознание – биология) 9 класс
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в у...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
Тема данного урока выбрана неслучайно. Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках работы по теме «Человек и...
«Стучаться в дверь замкнутую природы...» (Интегрированный урок по русской литературе и биологии в 5 классе)
Раскрыть содержание повести «Мещорская сторона» К.Г.Паустовского; учить учащихся умению соединять знание о природе с тонким психическим миром личности; воспитывать внимание, интерес к миру...