Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Харнутова Татьяна Базаровна

 «Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление  по литературе в11классе: «Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

Цель урока:

Обучающая: рассмотреть в сравнении рассказы, формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными

 Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к природе, негативной позиции к потребительскому отношению к природе;

Развивающая: развивать навыки самостоятельности суждений учащихся.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях Александра Костюнина и  Виктора  Астафьева. Наша задача – определить сходство и различие  рассказа  « Жор глубинной щуки» и  новеллы «Царь-рыба» путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым в них. Поставим  проблемные вопросы:

- взаимоотношение природы и человека

-можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?

- какие произведения поднимают такие же проблемные вопросы?

Краткое содержание рассказа «Жор глубинной щуки»

-майор Федор Петрович  поймал огромную глубинную щуку. Но оказалось, что это рыба  поймала его, Петрович  понял, что с этим семязерским чудом ему не совладать – он даже не попытался бороться с ней, щука играчи утащила  Петровича в  свою стихию.

Краткое содержание рассказа “Царь – рыба”.

- Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу – осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

- Что вы можете сказать о героях этих произведений?  Кто они?  Какие они рыбаки? Кто о них рассказывает?

Ответы учащихся по примерному плану:

занятие, социальное положение;

взаимоотношения с окружающими;

качества личности.

Сравнение рассказов:

«Жор глубинной щуки»

«Царь-рыба»

Портрет Строева Федора Петровича

Портрет Игнатьича

Ему лет пятьдесят было. Недавно на пенсию вышел. Заядлый рыбак. Бывший военный. Майор.

Браконьер, этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы

Цель рыбалки

Для внучки старался – рыбкой хотел порадовать.

работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом

Отношение к рыбе ( отношение к природе)

-Как относится герой к рыбе, так и относится он к природе.

 Уважение к рыбе: Щука – противник достойный, тут основательность нужна.

И щука. Огромная щука размером с морёный топляк, для которой озеро – родная стихия.

Он догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина.

Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны.

Такую громадину сачком не возьмёшь. Как грузить её в лодку?

Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох.

 Человек для щуки враг: Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали…

Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила.

Называет рыбу Царь – рыбой.    Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

- “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.

- Уговаривает рыбу скорее умереть:

“Ну что тебе! Все равно околеешь”.

- Отвращение к рыбе:

“Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”

- Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.

- “Иди, рыба, иди!”

Учитель: А как ведут себя герои, когда понимают, что они побеждены природой? Можно ли это назвать борьбой за жизнь?

Он догадался, что произойдет в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить уже ничего нельзя…

Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком.

- Какова идея произведения?

Вмешиваясь в  жизнь природы, человек должен знать законы природы, он  должен гармонично сосуществовать в природе со всеми, кто в ней живет; человек у  Костюнина  подчиняется  законам природы.                                                                

Вон – щука жорится. Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.

Протест против хищничества.   Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.

Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

-Отношение автора к данной проблеме, отношение к своим героям.

Костюнин не осуждает своего героя, только сочувствует ему

 «Не зря говорят, что честный человек не может быть хорошим рыбаком».

Её Величество – Щука!

Именно она держит «большину» и считается полноправной хозяйкой подводного царства Карелии.

Подводный волк вернулся к исполнению ответственной, ненормированной и, как авторитетно заверяют, необходимой всем должности «пахана».

Вот где чудище! Такая и сорвётся, слава Богу! Жалеть не надо.

Мне пришло на память, что щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной».

По народному поверью, «в щучьей голове, что в холопской клети: и пусто, и темно, и злых намерений полно». Недаром «щукой» называют злого, лукавого и пронырливого человека. А карелы подметили: «хауги куолоу, хамбахат яттау» – щука и мёртвая кусает.

Астафьеву  больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.

Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, после этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Подведем итоги: ответим на поставленные в начале урока  вопросы, конечно же, побежденных или победивших в этой вечной борьбе быть не может, мы должны жить в согласии и гармонии с природой.

Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.

Им неведом иной мир.

Они поют – потому что любят мир этот.

Любят таким, какой он есть, и делают своим пением его ещё краше.

. От нас  требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять:  природу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего

Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Драматичен  финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь  идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. От нас  требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

- Можно ли сказать, что герои живут в гармонии с окружающим миром?

( герой Костюнина  погибает, потому что он пренебрег всеми заповедями и смиренно подчиняется природе; гармонию с природой обретает герой Астафьева,  потому что он осознал , что  человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.
    Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, “покорение”.

Рефлексия:

Подведем итоги своим размышлениям при помощи создания маленьких пятистиший – синквейнов.

Учащиеся имеют опыт создания синквейнов. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Синквейн создается по определенным правилам.

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
  2. Во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.
  3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  5. Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Рифма не требуется.

Домашнее задание: прочитать повесть Э. Хэмингуэя « Старик и море».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба"

Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба" для 11 класса...

"Духовно-нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"

            Кто уж только не говорил, что художник – это его время. И слава Богу, не переводятся на Руси художники, которые несут в себе ...

Урок по книге В.П. Астафьева "Царь-рыба".

Методическая разработка урока в 11 классе...

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...

Разработка урока по литературе в 11 классе по повествованию В. П. Астафьева "Царь-рыба"

Разработка урока по литературе, посвящённого проблемам современного экологическогообразования и воспитания школьников. Экологические проблемы рассматриваются на материале повествования В.П. Астафьева ...