«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок литературы в 11 классе  

           учителя МКОУ «СОШ № 17»  п. Солнечнодольска

             Изобильненского района Ставропольского края

                       Батлука Владимира Николаевича.

 Конспект урока:

Тема урока: «Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Класс: 11
Тип урока: Урок-беседа.
Цели урока: 
Образовательная – познакомиться с содержанием романа  В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказа Э. Хэмингуэя «Старик и море», развить понятие литературной традиции.
Развивающая – развивать умение анализировать художественное произведение (выявлять проблематику, заложенную автором), формировать навыки сравнительного анализа.
Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к родной природе, понимание своей причастности ко всему, что происходит на земле и ответственности за свои поступки.
Методы и приемы: работа с текстом (цитирование), беседа, слово учителя, выразительное чтение текста.
Оборудование урока: тексты романа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказа Э. Хэмингуэя «Старик и море».
Ход урока:

  1. Слово учителя. Объявление целей урока.
  2. Опрос. Доклады учащихся о биографии В. П. Астафьева и Э. Хэмингуэя.
  3. Опрос. Характеристики главных героев двух произведений: Игнатьича (роман

В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и Саньтяго (рассказ Э. Хэмингуэя «Старик и море») по плану:

А) портерт,

      Б) социальный статус,

В) черты характера,

Г)  отношения с другими людьми.

Акцентные вопросы к отвечающим:

- Можно ли назвать Игнатьича отрицательным героем? Положительным?  Что вас смущает в характеристике, которую даёт автор своему герою?

- Чем отличаются мотивы рыбной ловли двух героев: Игнатьича и Сантьяго?

4. Выразительное чтение и обсуждение центральных эпизодов произведений- «поединки» с рыбой.

Акцентные вопросы к ученикам:

- Какие детали двух «поединков»  кажутся вам похожими, а какие различными? В чём смысл различий, как вы думаете?

- И Саньтьяго, и Игнатьич «разговаривают» со своими рыбами, Найдите примеры этих монологов и сравните их.  

- Можно ли назвать финал «Старика и море» победой Сантьяго над рыбой?  А финал главы «Царь-рыба» победой Игнатьича? Над кем?

- Как вы думаете, почему Саньтьяго «разрешили»  сохранить свой трофей (пусть и в таком « сокращённом»  виде), а Игнатьич «упустил» рыбу обратно в воду?

- Какую роль в главе романа В. П. Астафьева играла Глаша? Скажите, а у Сантьяго была своя «Глаша»?  Как это может быть связано с финалом рассказа?

- Попробуйте сформулировать идеи обоих произведений. А можно ли «вывести» общую идею? Какова она будет?

- Если мотивы и идеи двух разных произведений схожи, как можно назвать такую литературную ситуацию?

- В чём достоинство существования в мировой классической литературе литературной традиции?

5. Итоги урока. Слово учителя.

Домашнее задание:

-Выполните задания:

В-1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество В. П. Астафьева и принципы которого нашли своё воплощение в «Царь-рыбе».

Ответ: ___________________________.

В-2. К какому жанру относится произведение Э. Хэмингуэя «Старик и море»?

Ответ: ___________________________.

В-3. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании

его внешности («Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи…»)?

Ответ: ___________________________.

В-4, Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данных произведениях, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ/ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Игнатьич

Б) Саньтяго

В) Глаша

1)  выходит с честью в поединке с самим собой

2)  через покаяние обретает прощение

3)  становится для героя воплощением природного начала

4)  благодаря своему умению устанавливает рекорд

В-5. Как называется приём, являющийся средством художественной характеристики, когда животные наделяются человеческими чертами  (например, «…рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом…»)?

Ответ: ___________________________.

В-6  Мотивы героев данных произведений, когда они ловили самую крупную в своей жизни рыбу, совершенно различны.  Как называется приём противопоставления?

Ответ: ___________________________.

В-7. В рассказе Э. Хэмингуэя герой разговаривает с рыбами, птицей.

 Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Ответьте письменно на вопросы:

С-1. Как в данной главе «Царь-рыбы» намечается основная идея произведения?

С-2. В каких произведениях русской и зарубежной классики отображён конфликт между человеком и природой  и в чём эти произведения можно сопоставить с произведениями В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и Э. Хэмингуэя «Старик и море».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба"

Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба" для 11 класса...

"Духовно-нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"

            Кто уж только не говорил, что художник – это его время. И слава Богу, не переводятся на Руси художники, которые несут в себе ...

Урок по книге В.П. Астафьева "Царь-рыба".

Методическая разработка урока в 11 классе...

Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...