Урок по рассказу В.П.Астафьева "Царь-рыба"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бокова Наталья Владимировна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tsar-ryba.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Цель урока:

          выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Тип урока:

          урок - беседа

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».

 (Природа – все существующее во Вселенной, органический и  неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. )

Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа -  единое целое.

Но кто же мы: враги  или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно  уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

 Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

 Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»

Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…

Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.

Индивидуальное задание: рассказ о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»(см. приложение 1)

Учитель: В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.

  1. Беседа:

---- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.
  • Рассказ заинтересовал нравственными проблемами, которые затрагивает автор.
  • Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.

---- Каков сюжет рассказа?

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

---- Кто его герой?

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

---- Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)

  ---- Чем он выделяется среди односельчан?

--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?( При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность  односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)

--- Почему не может наладить отношения с братом? ( О причинах конфликта Командора и Игнатьича  нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Мне кажется, что причина   ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне,  и в семье мир и лад, и в поселке его  уважают,                                              и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.

--- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)                                                        

--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны? Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.

Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.

--- Почему Игнатьич браконьерствует?

Уитель: Образы браконьеров очень часто появляются на страницах первой части «Царь - рыбы».

Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).

--- Почему так много внимания уделил им Астафьев? Браконьерство – страшное зло, потому что

 превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок.

Учитель: И автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.

--- Что происходит с  Игнатьичем на рыбалке?(на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)

--- Какой увидел рыбу Игнатьич? (Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил, стр. 161»)

Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.

 А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)                                                          

--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

(жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) (Зачитать  отрывок на стр. 163)                                                                         

 Учитель : Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
  • Самоконтроль человека
  • Стеснение, стыд, неловкость

Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

---А зачем совесть нужна человеку?

  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)                                                                          

--- О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас!  Не по рукам она мне!»)                          

--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)                                                        

--- В чём их смысл? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу)                                                                                                                                                                                  

Индивидуальное задание ученика «Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 3)

--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?

                                                                  (зачитать отрывок на стр. 166)

Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

--- Что понимает Игнатьич?

  • Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
  • Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
  • Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

                                                                                (Зачитать отрывок на стр. 170)

--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?

  • Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.174)
  • Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.

Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем  заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

                                                                                  (Зачитать отрывок на стр. 175)

--- Какова авторская позиция по отношению  к браконьерству? Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.

 «Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и  из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»

--- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам? За бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «мы».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?

Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.

Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста…

                                                                                                    Чтение отрывка

--- В чём смысл конца книги?

Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

Приложение 1

Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное  перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».

Образы браконьеров

В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.

Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.

История появления слова «Царь- рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...