Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
урок литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_posle_bala.doc | 31 КБ |
kontrast_kak_osnova_kompozitsii.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Цель урока:
- познакомить учащихся с композицией рассказа, с писательским замыслом, особенностями рассказа;
- работать над понятиями контраст, антитеза как композиционными приемами;
- воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.
Оборудование: компьютерная презентация
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о писателе. Слайд 1.
- Тема урока. Слайд 2.
- Варианты заглавия рассказа. Слайд 3.
- Почему автор остановился на названии рассказа «После бала»?
- Оправдан ли такой выбор?
4. Сообщение ученика о Николае Первом и его эпохе. Порядки в армии времен Николая Первого. Слайды 4-6
5. Работа над композицией рассказа.
- Что такое композиция произведения?
- Из каких частей обычно состоит композиция?
- Как построен рассказ «После бала»? Слайд 7.
- Как можно назвать такую композицию? (Рассказ в рассказе)
6. Работа с текстом (детали, изобразительные средства)
- Назовите день, когда происходило событие. (Последний день Масленицы) Слайд 8.
- Что вы знаете об этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним? (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник)
- Найдите в тексте описание бала. Слайд 9.
- Определите смысловой рисунок бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные средства, при помощи которых автор создает этот смысловой рисунок. Слайд 10.
- Найдите описание Вареники и её отца. Слайд 11.
- Определите хронотоп (время и пространство рассказа) Слайд 12.
- Описание танца генерала с дочерью. Прослушайте эпизод в записи («Школа Кирилла и Мефодия». Литература 7-8 класс). Как ведут себя герои эпизода? Слайд 13.
- Как меняется настроение рассказа утром?
- Найдите ключевые слова эпизода. Слайд 15.
- Как меняется полковник утром?
- Работа над понятием «антитеза». Слайд 16.
- Найдите в эпизоде описание полковника и наказываемого татарина.
Как помогает антитеза предать характер и настроение героев рассказа? Слайд 17.
- Найдите речевые характеристики героев.
- Что нарушает толстовскую структуру текста? «Братцы, помилосердуйте!»
- В рассказе показаны два закона: Божий (начинается Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий. Какой закон главный? (Божий. Он вечен). Слайд 18.
7. Домашнее задание. Письменная работа «Утро, которое изменило жизнь»
Источники:
1.Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».
2. Картинки из Интернета.
3. Камедина Л.В. ЗабГГПУ «Проблема духовного смысла литературного творчества».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого познакомить с его взглядами на ближайшую историю Задачи: рассмотреть сюжет и композицию рассказа дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ
21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) Перекличка эпох в рассказе «После бала»
Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в описаниях
В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика вступление на балу после бала заключение
Наблюдение над языковыми средствами На балу: бал бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,
Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Характеристики На балу После бала Чувства Влюблён, весёлый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий. Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный.
Цвет Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Чёрное, красное, пёстрое, белые. Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан. Визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал. Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера, «домодельные» сапоги полковника. Оттопыренная губа, замшевая перчатка.
Контраст - выразительный художественный приём, основанный на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? Полковник Контраст в системе образов
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить? Иван Васильевич
Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"
Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин) Значение рассказа «После бала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Урок по рассказу "После бала" (с использованием ИКТ)
Урок построен на основе презентации. Анализ рассказа "После бала". Урок итоговый....
Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Открытый урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Открытый урок проведён в рамках "Недели русского языка"...
Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Данная презентация составлена к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...
Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала
ТЕМА: Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...