Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Титова Татьяна Александровна

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posle_bala.odt31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

Проверка д/з

  • Что нового узнали о Льве Николаевиче Толстом из статьи?
  • Какова основная мысль статьи?
  • Каким человеком показан Толстой?
  • Рассмотрите репродукцию с портрета Толстого, написанного художником Николаем Николаевичем Ге. Что поразило вас во внешности писателя?

Объявление темы урока

  • Давайте мысленно перенесемся в 19 век и отправимся на бал.  Какие чувства эмоции вами овладевают?
  • А что чувствует человек после бала? Особенно если весь вечер он танцевал со своей возлюбленной?
  • О каком рассказе пойдет сегодня речь?
  • Запишите тему урока: Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Слово учителя

  • Мысленно перенесемся в Ясную Поляну, имение Толстого, в тот самый день, который станет одним из самых мучительных и переломных для писателя. Мы застанем его в состоянии сильной тревоги, смятения. Что же стряслось, что вывело Толстого из равновесия?

Дело в том, что до Ясной Поляны донеслись известия о событиях, разыгравшихся в полку, расквартированном неподалеку: солдат ударил офицера! Событие для армии действительно из ряда вон выходящее! Однако не само событие потрясло Толстого, сколько его последствия: по закону, действовавшему в армии, солдата должны были расстрелять.  Но автор «Севастопольских рассказов» не мог дать в обиду солдата , «хранителя» земли Русской, мученика тяжкой рекрутчины... Но как? Как спасти Ивана Шебунина  от позорной смерти – не на поле брани, где он показал бы всю меру своей отваги, а на дворе солдатской гауптвахты, а может быть, и на плацу, на глазах товарищей, где он будет не убит – расстрелян, – ими, товарищами, расстрелян?..

  • И вдруг его осенило: «Смогу!» К барскому дому подлетела коляска: графТолстой приказал «мигом ехать» в соседнюю деревню, в полк... Легко представить смятение офицеров, когда в их полк пожаловал прославленный писатель. «Ради мужика? Помилуйте, Лев Николаевич!» – они пытались отговорить Толстого от его безумного, как им казалось, решения: выступить на суде защитником солдата Шебунина. Представляете, какой резонанс будет иметь «дело солдата Шебунина» с участием в качестве адвоката графа Толстого, едва ли не самого влиятельного в России человека! Кажется, это был единственный в жизни Толстого случай, когда он с благодарностью вспоминал годы учебы, – увы, незавершенной, но не пропавшей даром – на юридическом факультете Казанского университета... «Я бы хотел поговорить со своим подзащитным», – языком юриста-профессионала заявил Толстой. И вот перед ним «возмутитель спокойствия»! Писатель, взглянув на него, не поверил, что этот неказистый, робкий, вмиг растерявшийся не солдат, а действительно «солдатик» мог поднять на кого-нибудь руку, тем более – на офицера. Солдат с трудом связывал слова, пытаясь объяснить «их сиятельству», как «бес его попутал». И как «их благородие» изо дня в день измывался, «бил так, что не приведи Господи».  
  • Толстым овладело состояние, которое он передал в первой же фразе своего памфлета против смертной казни, в заглавии его: «Не могу молчать!»... Наступил день суда. Толстой с непривычной для него ролью адвоката справился блестяще: юридически безупречно доказал виновность отнюдь не солдата Шебунина, а офицера.  Но, увы, обстоятельств этих не признавали армейские законы. И тем не менее члены суда были в замешательстве... Но подчинились-таки они букве закона: Шебунин был приговорен к расстрелу.
  • Толстой, потрясенный, возвращается в Ясную Поляну, вне себя от того, что он бессилен спасти Шебунина. Он настолько в смятении от случившегося, что забыл о неотложных литературных замыслах, о рукописях, которые ждали его пера, – в мыслях его только солдат, дни которого сочтены...
  • И вдруг Толстой вспомнил, что среди высокопоставленных чиновников генерального штаба есть влиятельные лица, упорно добивающиеся знакомства с ним, досаждающие письмами, мечтающие о приглашении в Ясную Поляну. Толстой тут же написал несколько писем, адресовав их тем, кто был в силах спасти Шебунина. Отказать Толстому не посмел никто, и в полк, где вот-вот должен быть приведен в исполнение смертный приговор, летит депеша, отменяющая его. Она, увы, опоздала...
  • Что же Толстой? Толстой, как никогда прежде, не мог молчать. Он прекрасно понимал, сколько еще в России Шебуниных, сколько истязаемых, униженных и оскорбленных, а то и ждущих своего смертного часа! Лев Николаевич не смог спасти беззащитного солдата юридическими доводами, соображениями гуманности и справедливости, взывая к христианскому чувству тех, от кого зависела судьба солдата, но Толстой мог защитить его, пробудить раскаяние в «их благородиях» как писатель. И он создает страницы, занимающие среди его произведений особое место, – даже рядом с «Севастопольскими рассказами» и «Войной и миром».
  • Как вы считаете, стоило ли рассказывать о судьбе безвестного солдата Ивана Шебунина?
  • Помните, как озаглавил Толстой свой рассказ? «После бала». Но началось-то все, несомненно, с БАЛА! Что же могло на нем произойти, если за ним последовала жуткая сцена на плацу – истязание жалкого, беззащитного человека, которого даже «братцы» не пожалеют, не «помилосердствуют», как бы он их ни умолял?

        

  • Работа по теме урока
  • Рассказ «После бала» оказывает на читателей очень глубокое воздействие. Постараемся ответить на вопрос: с помощью чего Толстой добивается такого воздействия на читателя?
  • Кто является повествователем в произведении?
  • Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведет повествование от первого лица – но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), т. е. первый повествователь является лицом как бы собирательным. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич».
  • Второй повествователь, который, собственно и рассказывает главную повесть, – Иван Васильевич. Он ведет повествование об определенном эпизоде своей жизни, от первого лица.
  •  Перед нами –рассказ в рассказе.
  • Как вы думаете, с какой целью обычно автор создает образ повествователя, рассказывающего от первого лица? (Такое повествование усиливает иллюзию достоверности рассказываемого и акцентирует внимание на образе повествователя. Автор словно бы «прячется», но при этом не становится тождественным повествователю)
  • Итак, время, которое находится в центре внимания, – сороковые годы. Что вы знаете об этом времени? Кто тогда царствовал?(Николая I называли Николай Палкин.)
  • Итак, перед нами рассказ в рассказе; художественное время первого рассказа (70-е – 80-е гг.) заключает в себе художественное время второго (40-е гг.), а финал выводит нас на новое время – на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности.
  • Чтобы ответить на вопрос, какова композиция рассказа и какие приемы использует автор, составим таблицу.

На  балу

После бала

Краски, цветовая гамма эпизода

Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки

что-то большое, черное;  что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное

Описание внешности главного героя (Вареньки, солдата)

Сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза; грациозная фигура

оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его;  Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне;  наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.

Звуки, характер музыки

Звуки вальса, мазурочный мотив

звуки флейты и барабана; какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка;     повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта

Психологическое состояние рассказчика

Без вина был пьян любовью; не видал, как прошло время;восторг и благодарность; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

 Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой; а между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом

Описание внешности и поведения полковника

Красивый, статный, высокий и свежий; румяное лицо с белыми усами; радостная улыбка в блестящих глазах и губах; николаевской выправки

шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

Детали

Натянул замшевую перчатку на правую руку, - надо все по закону

он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата

  • Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
  • Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Удалось ли художнику кистью передать то,  что Толстой описал словами?

Записать в тетрадь

Контраст

Зеркальная композиция (сочетание повтора и контраста) — основной композиционный прием рассказа

  • Такая композиция помогла автору передать перелом  в душе героя. В каком произведении мы уже встречались с подобными композиционными особенностями?
  • Есть ли в рассказе конфликт между героями? А внутренний конфликт? Может он в душе Вареньки, полковника?
  • Увидев на плацу кавалера своей дочери, полковник отворачивается. Но стыдно ли ему? (он уверен, что имеет полное право бить солдата)
  • В ком же тогда конфликт? Как рассказчик пытается объяснить поведение полковника?(«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник )

Подведение итогов

 - Вспомните начало рассказа. Может ли человек сам по себе понять, что хорошо, что дурно, или все дело в среде?

Домашнее задание

  1. В чем смысл названия рассказа
  2. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывал изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"

Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу".  Образовательная те...

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....