План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Новикова Олеся Григорьевна

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-debaty_po_rasskazu_v.g.rasputin_1.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дебаты по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Тема дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

Цели урока:

-обучать самостоятельному поиску и получению информации по теме;

- отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

-учиться читать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения;

-формировать такие нравственные категории, как доброта, порядочность, ответственность

Оборудование урока: презентация по теме, отрывок из фильма  Е.Ташкова "Уроки французского"

Вступительное слово учителя:

 Слайд №1Портрет Распутина .Художник И. Глазунов 

Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

Цели урока:

Будем

-отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

-учиться  анализировать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения

Форма урока – дебаты.

-Вспомните, в чем суть дебатов?

Слайд №2

Суть дебатов

Убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента.

Слайд №3

Тема дебатов сформулирована как утверждение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть: 

Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.

Слайд №4

Участники дебатов

Спикеры.

Команда утверждающих спикеров               Цель: доказать истинность тезиса.

Команда отрицающих спикеров                  Цель: доказать ложность тезиса

Судьи                 Цель: - определить команду спикеров, которая была наиболее убедительна

                                            ( Выступление оценивается по определенным критериям)

                                         -Назвать лучшего спикера в 2-х командах

Таймкипер                                     Цель: следить за соблюдением регламента дебатов

Регламент

 1.Спикеры обеих команд выступают по очереди

2. Спикер выступает 1 раз

3.Первый и последний спикер выступают не более 3х минут, другие – 2 минуты.

4.Судьи , спикеры, зрители  имеют право задавать выступающим вопросы.

Зрители    

 Цель: определить, чья позиция наиболее убедительна и выразить свое  

                                    мнение     в конце       дебатов.

Тьютор и председатель – учитель.

Тьютор готовит команды, председатель ведет дебаты.

Слайд №5

Правила дебатов

  • Проявление уважения к другим участникам;
  • Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах  на вопросы;
  • Проигравших нет.

  Начало дебатов положит фрагмент из фильма Евг. Ташкова «Уроки французского»

 Слайд №3 – тема.

-В. Распутин писал:  « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература…это прежде всего воспитание чувств.» Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы Лидии Михайловны, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Опровергнем или подтвердим тезис сегодняшних дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

 Выступление спикеров(10 мин.)

У1                                О1             Вопросы

У2                               О2

У3                               О3

У4                               О4

После выступления спикеров.

Слайд №6

? зрителям

-Позицию какой группы спикеров вы приняли.

Я ( не)разделяю мнение команды утверждающих спикеров, что поступок учителя  носит непедагогический характер.

Помните : оценивается не тезис, а аргументы, представленные командами.

?судьям.

-  Какая команду спикеров, которая была наиболее убедительна?

-назовите лучшего спикера в командах.

Обсуждение:

Слайд №7

-Чье выступление понравилось? Почему?

-Как справились со своей ролью судьи, таймкипер?

-Почему некоторые уч-ся были не активны?

-Оцените сове участие в дебатах( умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции)

-Достигнута ли главная цель дебатов

Слайд №8 Молодцы

Учитель:Игра на деньги с учеником – поступок непедагогический  с точки зрения официальной педагогики. Но что стоит за этим поступком?

Видя, что мальчик голодает, но отказывается принять помощь. ,Л.М. решается на отчаянный поступок. В.П. Астафьев писал:»Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, тот, кого помнят всю жизнь. И, на мой взгляд, Л.М. – именно такой учитель.

Дом.зад. Напишите сочинение-миниатюру по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы В.Г.Распутин "Уроки французского"

познакомить с жизнью и творчеством писателя и его рассказом "Уроки французского"...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Рассказ В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

Рассказ В.Распутина "Уроки французского", презентация....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...