Главные вкладки

    План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
    план-конспект занятия по литературе (7 класс)

    Новикова Олеся Григорьевна

    План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-debaty_po_rasskazu_v.g.rasputin_1.docx17.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-дебаты по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

    Тема дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

    Цели урока:

    -обучать самостоятельному поиску и получению информации по теме;

    - отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

    -учиться читать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения;

    -формировать такие нравственные категории, как доброта, порядочность, ответственность

    Оборудование урока: презентация по теме, отрывок из фильма  Е.Ташкова "Уроки французского"

    Вступительное слово учителя:

     Слайд №1Портрет Распутина .Художник И. Глазунов 

    Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

    Цели урока:

    Будем

    -отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

    -учиться  анализировать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения

    Форма урока – дебаты.

    -Вспомните, в чем суть дебатов?

    Слайд №2

    Суть дебатов

    Убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента.

    Слайд №3

    Тема дебатов сформулирована как утверждение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть: 

    Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.

    Слайд №4

    Участники дебатов

    Спикеры.

    Команда утверждающих спикеров               Цель: доказать истинность тезиса.

    Команда отрицающих спикеров                  Цель: доказать ложность тезиса

    Судьи                 Цель: - определить команду спикеров, которая была наиболее убедительна

                                                ( Выступление оценивается по определенным критериям)

                                             -Назвать лучшего спикера в 2-х командах

    Таймкипер                                     Цель: следить за соблюдением регламента дебатов

    Регламент

     1.Спикеры обеих команд выступают по очереди

    2. Спикер выступает 1 раз

    3.Первый и последний спикер выступают не более 3х минут, другие – 2 минуты.

    4.Судьи , спикеры, зрители  имеют право задавать выступающим вопросы.

    Зрители    

     Цель: определить, чья позиция наиболее убедительна и выразить свое  

                                        мнение     в конце       дебатов.

    Тьютор и председатель – учитель.

    Тьютор готовит команды, председатель ведет дебаты.

    Слайд №5

    Правила дебатов

    • Проявление уважения к другим участникам;
    • Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах  на вопросы;
    • Проигравших нет.

      Начало дебатов положит фрагмент из фильма Евг. Ташкова «Уроки французского»

     Слайд №3 – тема.

    -В. Распутин писал:  « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература…это прежде всего воспитание чувств.» Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы Лидии Михайловны, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Опровергнем или подтвердим тезис сегодняшних дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

     Выступление спикеров(10 мин.)

    У1                                О1             Вопросы

    У2                               О2

    У3                               О3

    У4                               О4

    После выступления спикеров.

    Слайд №6

    ? зрителям

    -Позицию какой группы спикеров вы приняли.

    Я ( не)разделяю мнение команды утверждающих спикеров, что поступок учителя  носит непедагогический характер.

    Помните : оценивается не тезис, а аргументы, представленные командами.

    ?судьям.

    -  Какая команду спикеров, которая была наиболее убедительна?

    -назовите лучшего спикера в командах.

    Обсуждение:

    Слайд №7

    -Чье выступление понравилось? Почему?

    -Как справились со своей ролью судьи, таймкипер?

    -Почему некоторые уч-ся были не активны?

    -Оцените сове участие в дебатах( умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции)

    -Достигнута ли главная цель дебатов

    Слайд №8 Молодцы

    Учитель:Игра на деньги с учеником – поступок непедагогический  с точки зрения официальной педагогики. Но что стоит за этим поступком?

    Видя, что мальчик голодает, но отказывается принять помощь. ,Л.М. решается на отчаянный поступок. В.П. Астафьев писал:»Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель».

    Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, тот, кого помнят всю жизнь. И, на мой взгляд, Л.М. – именно такой учитель.

    Дом.зад. Напишите сочинение-миниатюру по теме урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

    Опыт сопоставительного анализа....

    Презентация к уроку литературы В.Г.Распутин "Уроки французского"

    познакомить с жизнью и творчеством писателя и его рассказом "Уроки французского"...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

    Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

    Рассказ В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

    Рассказ В.Распутина "Уроки французского", презентация....