Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Павленкова Людмила Александровна

Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу".  Образовательная технология -педагогическая мастерская. В ходе урока дети создают эскиз костюма 17 века в технике коллажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_na_balu.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ИЗО в 5-м классе « Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века »

Конспект рассчитан на 2 урока

Цель уроков: Изучить французский костюм второй половины 17 века, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков одежды той эпохи.

Образовательная технология: педагогическая мастерская

Задачи уроков:

  1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  2. Формирование художественно-творческой активности.
  3. Формирование умений и навыков работы в технике коллаж
  4. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде французского двора второй половины 17 века у людей разных сословий
  5. участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы

Оборудование:

для учеников:  цветная, тонированная и белая бумага, кусочки ткани, клей, ножницы и т.д.

 для учителя: презентация к уроку, музыкальный фон.

Ход мастерской

1 урок

  1. Индуктор

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени, в 17 век прошлого столетия! Представьте себе, что вы спрятались за кулисами и наблюдаете за королевским балом в огромной, шикарной зале.

  1. Самоконструкция

Посмотрите на картинки, как вы думаете, что особенного в костюмах людей той эпохи, как они себя в них чувствовали? (показ слайдов) Как вы думаете, к какому слою общества принадлежали эти люди? Чем они занимались? Какие материалы можно применить для создания эскизов таких костюмов?

  1. Социоконструкция

Давайте разделимся на группы, первая группа будет работать над женским костюмом, вторая – над мужским, третья – над обувью, головными уборами  и аксессуарами. (Дети по группам обсуждают костюмы, задают вопросы, подбирают материалы для исполнения эскизов)

  1. Социализация

Каждая группа высказывает свои предложения, идеи будущих эскизов, задает вопросы

Информация для учителя:

С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, — кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод — «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным — хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.(слайды 2, 3, 4)

Мужской костюм

"От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, 
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли, 
штаны наденут, широкие, все в складках — 
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят 
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер

Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками — «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665—1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Кроме того, костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.

Женский костюм

Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность (слайд5)

Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.(слайд6)

Обувь

В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке (слайд7)

Прически и головные уборы

В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков.
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают — даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.(слайд8)
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа — в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название — «кошка», «мышка» и т.д. (слайд9)

Украшения и косметика

Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами.

Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями — кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.(слайд10)

  1. Разрыв

Творческая работа над созданием эскизов

Сейчас мы с вами создадим эскиз костюма, по мотивам костюмов Франции второй половины 17 века. Не забудьте дополнить образ аксессуарами, украшениями, проработать головной убор и прическу. Но сначала внимательно рассмотрите картинки на слайдах. Выполнять свои работы мы будем в технике коллажа. Вы знаете, что такое коллаж? (ответы учеников)

Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Вам необходимо сначала сделать эскиз будущего костюма, а потом вырезать наклеить на него детали из цветной бумаги, ткани, вырезки из журналов, а также украшения.

Приступайте к работе. (Выполнение работы учащимися.)

2 урок.

Продолжение работы, завершение рисунков.

  1. Рефлексия

Вот такие замечательные работы у нас получились! Какие необычные костюмы!

- Что нового узнали на нашем уроке?
- Чему научились?
- Кто захотел стать дизайнером одежды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...