Открытый урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Зевайкина Нина Михайловна

Открытый урок проведён в рамках "Недели русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posle_bala.doc625.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская общеобразовательная школа»

Провела: Зевайкина Н.М.

2015 год

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

  • Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация
  • Ход урока:
  • 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)
  • - Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву  первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником  Николаем Ге

"Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника"

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой  создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и  ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец  ее распоряжался прогнанием сквозь  строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя.  В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника.  Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

 Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? 
(
Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
На фоне мелодии 
учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

- На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

- Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой мспользует приём «рассказ в рассказе» с плмлщию этого

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детейторжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала. 
У
читель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с  концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Таким образом, в реплике  героя как будто определена тема: «А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет. 

- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? 
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

- Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? 
 (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый). 
Весь рассказ построен на  контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 
                                                   
ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот прием? 
- Что помог передать контраст? 
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 
– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 
– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?
(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какойцвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? 
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
– Что они ему несут?
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами? 
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. 
- За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?
– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд). 
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? 
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? 
(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? 
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе? 
(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша¬ется в мире)
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы. 

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест.

6. Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

                Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"

Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х  классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.Цель работы:  убедить детей в необ...

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Открытый урок по рассказу А. Еники "Бала"

Открытый урок по рассказу А. Еники "Бала"...

Открытый урок по рассказу А. Еники "Бала"

Открытый урок по рассказу А. Еники "Бала"...