Методическая разработка урока по литературе на экологическую тему по повествованию В. П. Астафьева "Царь-рыба"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_astafev_tsar-ryba.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе, посвящённого проблемам современного экологического образования и воспитания учащихся.

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселенную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

В XXI веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нрав

Задачи уроков на экологическую  тему следующие:

  1. Научить учащихся бережному отношению к природе, воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев. Формирование ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.
  2. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
  3. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды.
  4. Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
  5. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
  6. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», представлен благодатный материал для развития в учащихся не просто чуткого отношения к слову, а  способности удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.

В основе курса  школьной программы по литературе  мы находим  немало произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них повести и рассказы В.П. Астафьева,   В. Распутина, Васильева, Абрамова и других. Эти произведения побуждают юных  читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление. Сейчас много говорят и о таком понятии, как экология души.

Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке,  что особенно ярко отображено в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое, как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Ведь  экология –  не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

В.П. Астафьев не выступает против цивилизации, но настойчиво твердит о том, что человеческая жизнь должна быть органична и разумна. Но если человек забывает об этом, если потерялась связь между ним и природой, то результат может быть очень плачевный.

В качестве примера урока по произведению литературы, в котором поднимаются злободневные экологические проблемы, можно предложить урок по литературе, проведённый 11.04.2019г. в 11Б классе МАОУ СОШ №6 ЩМР МО в рамках Единого Методического дня «Экология. Безопасность. Здоровье» на тему: «Взаимодействие человека и природы в повествовании В.П. Астафьева «Царь-рыба».



Урок

по литературе в 11 классе по повествованию В.П. Астафьева «Царь-рыба.

Тема урока: Взаимоотношения человека и природы в повествовании В. П. Астафьева «Царь - рыба» 

Цели урока:

образовательная:

  • раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»; 

развивающая:

  • развитие речи учащихся;
  • совершенствование навыков выразительного чтения;
  • развитие навыков анализа художественного произведения;
  • развитие познавательных интересов; 

воспитательная:

выявление нравственных законов, определяющих отношения человека и мира, в котором он живет, законов, обеспечивающих жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития». 

Задачи урока:

  • Приобщить учащихся к творческому миру самобытного писателя.
  • Совершенствовать умение анализировать ключевые сцены.
  • Понять позицию автора в произведении.
  • Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

Тип урока. Комбинированный урок: урок – беседа, урок-размышление.

Оборудование: проектор, доска, тексты повествования В.П. Астафьева «Царь-рыба» (Астафьев, Виктор Петрович. Царь-рыба (роман) / Астафьев Виктор Петрович. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 544с. – (Эксклюзив: Русская классика)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Сообщение о теме и цели урока.

Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

 Основная цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»

(Записан на доске)

III.Определение лексического значения слов «природа», «человек», «экология»

Зачитываются заранее приготовленные выписки словарных статей из разных типов словарей

(Природа – все существующее во Вселенной, органический и  неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. Экология – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. ) Сопоставляя словарные статьи, ученики приходят к выводу, что  человек и природа -  единое целое 

Слово учителя . В последнее время часто говорят также об экологии мысли и экологии души. Как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой позволит сохранить её, не нанести ущерб.

  1. Но кто же мы: враги  или части целого?
  2. Как нам жить дальше: бороться , медленно  уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

IV. Знакомство с биографией писателя и с композицией повести «Царь-рыба»

Индивидуальное задание  1

1) Краткий рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева, сопровождаемый показом соответствующих слайдов. (Сообщение и презентация подготовлены 2 учениками, работающими в паре): (5 минут)

2) Индивидуальное задание 2:  сообщение о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»

 Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное  перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Боганиде» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».

V. Работа по содержанию произведения.

1. Беседа по содержанию повествования.

- Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).

- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.

Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.

При чтении описания поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой. 

Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..» (стр.139)

- Назовите героев повествования.

Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка

.

-Чем занимается подавляющее большинство жителей?

(Браконьерствуют) 

-Кто такие браконьеры? Чем они опасны?

Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.

Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.

Чтение отрывка , где дана картина хищнического истребления природы: конец главы «Дамка» (стр. 163, последний абзац)

2.Сообщения по содержанию рассказа

Задания по группам. «Образы браконьеров»

Краткий рассказ о браконьерах:

о Дамке

о Грохотало

о Командоре 

Образы браконьеров

В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой Дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков, занимается браконьерской ловлей рыбы.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился, река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.

Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.

3.Продолжение беседы по содержанию.

Вопрос.

-Что их объединяет?

( Бездуховность, жажда наживы, чёрствость)

- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

По мнению Астафьева, браконьерство  -  страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.

Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.

Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П. Астафьева. 

Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

 - Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам?

 За бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «мы».

Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.

4.Чтение отрывка из главы «Летит чёрное перо» (стр.265) :

 «Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и  из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»

5. Анализ рассказа «Царь-рыба», давшего название всему сборнику, ставшего средоточием всех философско – нравственных мыслей автора:

А). Беседа по рассказу:

-Каков сюжет рассказа?

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

-Кто является его героем?

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

-Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)

-Чем он выделяется среди односельчан?( Аккуратен, чистоплотен, не пьёт)

Как жители поселка относятся к Игнатьичу? (При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность  односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)

-Почему не может наладить отношения с братом? ( О причинах конфликта Командора и Игнатьича  нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Возможно, что причина   ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне,  и в семье мир и лад, и в поселке его  уважают, и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.)

- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)

- Что происходит с  Игнатьичем на рыбалке?(На крючок попалась огромная рыбина.)

- Какой увидел рыбу Игнатьич?

Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил…» , стр.227)

Учитель. Важно, что именно ему, человеку неординарному, попалась эта рыба. Прослушайте сообщение о значении этого символа.

Индивидуальное задание ученика (задание №3):

История появления слова «Царь- рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.

А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)

- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

(жадность, настырность, самолюбие не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) 

 Обращается внимание в связи с этим на фамилию Игнатьича – Утробин, от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке. От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления?

-А что такое совесть?

  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
  • Самоконтроль человека
  • Стеснение, стыд, неловкость

 Уточняется значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

-А зачем совесть нужна человеку?

  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)

- О чём просит Игнатьич?

(«Господи! Да разведи ты нас!  Не по рукам она мне!»)

- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)

- В чём смысл слов деда? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу)

Прочитать отрывок на стр. 231

«Дедушка говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её…»

- Подумайте, а каков символический смысл этого противоречивого высказывания?

(Это не просто осётр, это символ человеческой мечты о чём-то небывалом, величественном, но, чтоб идти к своей мечте, надо очиститься от своих пороков и грехов)

- Как ведут себя рыба и человек, оказавшись в одной ловушке?

(зачитать соответствующий отрывок из текста рассказа на стр.233 от слов: «И рыба, и человек слабели, истекая кровью… до слов: Рыба отдавит его внутрь,затреплет, истычет удами, поможет ему…»)

Находясь между жизнью и смертью, человек часто переосмысливает свою жизнь.

- Что начинает понимать Игнатьич про себя?

  • Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
  • Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
  • Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

Зачитать соответствующий отрывок (если остаётся время)

За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?

  • Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок  на стр.242)
  • Смерть настигает человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.

VI. Размышления по теме урока. Аналитическая беседа.

Учитель: Так и получается, что всё взаимосвязано: начинается ли с человека, с рыбы – а чем  заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыбы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.

- Какую нравственную проблему поднимает автор? 

Долг, ответственность, совесть. 

– Что спасает Игнатьича? (Глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

«Прощайте и прощены будете» ,-гласит евангельская заповедь.

– Что испытывает Игнатьич после покаяния?

(Освобождение)

Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»

Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и Царь-рыбы.

Учитель. История с Игнатьичем символизирует будущее человечества (оно попадёт в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение к ней.

- Какую нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода?

 Проблему взаимоотношений человека и природы. -  Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

 «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев

VII. Обсуждение идейного содержания.

- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции .

- Что можно сказать об идее произведения?

Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

VIII. Рефлексия.

1.В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста

Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником (стр.541-542)

-В чём смысл конца книги?

-Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

-Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

-Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?

 Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Природа и духовное здоровье народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

Экологические проблемы в книге В.П. Астафьева «Царь-рыба» в аналогии с региональным аспектом

Экологические проблемы в книге В.П. Астафьева «Царь-рыба» в аналогии с региональным аспектом...

Разработка урока по литературе в 11 классе по повествованию В. П. Астафьева "Царь-рыба"

Разработка урока по литературе, посвящённого проблемам современного экологическогообразования и воспитания школьников. Экологические проблемы рассматриваются на материале повествования В.П. Астафьева ...