Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar289.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра по рассказам А.П. Чехова

Автор-составитель: Кузнецова И.А.,

учитель русского языка и литературы

Цели:

- обобщить и закрепить  знания по содержанию рассказов А.П.Чехова в игровой форме;

- научить внимательно и осознанно читать произведение;

-  развивать связную речь учащихся, логическое мышление;

-  формировать коммуникативную компетенцию;

-  показать роль межпредметных связей через работу с иллюстрациями к рассказам.

Продолжительность: 2 урока  

Класс: 7 класс

     Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях.

Этап подготовки:

      Ребятам заранее было рекомендовано прочитать рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Мальчики», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Пересолил», «Дочь Альбиона», «Жалобная книга».

    В литературной игре принимали участие 2 команды по 9-10 человек.

Урок-игра по творчеству А.П.Чехова.

Ведущий. Вернувшись из поездки на Сахалин, А. П. Чехов писал А. С. Суворину» Хорош Божий свет. Одно только не хорошо мы… Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира»… Как в кривом зеркале, отразились в произведениях писателя- сатирика общественные пороки и людские слабости. И вот уже более ста лет мы вместе с ним смеемся над человеческими недостатками, печалимся о несовершенстве мира сего, размышляем о «вечных» проблемах бытия.

«Что значит имя»

Ведущий.  То, что молодой Чехов подписывал свои юмористические новеллы именем «Антоша Чехонте»,известно,пожалуй, всем. Однако в арсенале писателя были и другие смешные псевдонимы.Из представленного списка псевдонимов выберите те, которые являются чеховскими.

  1. Казак Луганский;  2) Барон Брамбеус;  3) Антонсон; 4) Человек без селезенки; 5) ОООО; 6) Макар Балдастов; 7) Брат моего брата.

Ведущий. Это была разминка, а теперь приступим к самой игре.

1. Конкурс «Название рассказа А.П.Чехова».

Вопрос 1. Название этого рассказа отражает мысль А.П.Чехова о том, что некоторые люди в некоторых ситуациях способны вести себя, как это пресмыкающееся животное. ("Хамелеон")

Вопрос 2. Какой рассказ Чехова назван прилагательными - антонимами? ("Толстый и тонкий")

Вопрос 3. Название этого рассказа связано с парнокопытным животным. ("Лошадиная фамилия")

Вопрос 4. Название этого рассказа связано с медициной. ("Хирургия")

2.  Конкурс «Кто из персонажей и в каком произведении».

Вопрос 1. ": в течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей"? (полицейский надзиратель Очумелов; "Хамелеон")

Вопрос 2. ": говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что нужно быть на ярмарке"? (Денис Григорьев; "Злоумышленник")

Вопрос 3. ":говорил: "Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать ? Возьмись-ка! Это не то что на колокольню полез да в колокола отбарабанил"? (фельдшер Курятин, "Хирургия")

Вопрос 4. ":говорил: "Васильевичу:Якову Васильевичу:а по фамилии:А фамилию вот забыл!... Васильевичу:Черт:Как же его фамилия?" (приказчик Иван Евсеич, "Лошадиная фамилия")

3. Конкурс «Чей это портрет?».        

Задание для 1 команды.

В приемную входит высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Он ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором. (Дьячок Вонмигласов, «Хирургия»).

Задание для 2 команды.                

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видимые из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос. (Денис Григорьев, «Злоумышленник»).

Вопрос 1. Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни (Толстый)

Вопрос 2. Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние (фельдшер Курятин; "Хирургия")

Вопрос 3. Около самых ворот склада стоит человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец (золотых дел мастер Хрюкин, "Хамелеон")

Вопрос 4. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху (дьячок Вонмигласов; "Хирургия")

 Вопрос 5. Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пёстрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос. (Денис Григорьев, "Злоумышленник")

4. Конкурс «Черный Ящик».

  • В ящике награда, которую никто так и не получил. (Пять рублей – «Лошадиная фамилия»);
  • В ящике то, чем занимается главный герой одного из рассказов. (Земля – «пересолил»).
  • В ящике необычный инструмент для рыбной ловли. (Гайка «Злоумышленник»).

 5. Конкурс капитанов.

Вызываются капитаны команд, которым выдаются листочки с вопросами по биографии Чехова.

1 команда.

  1. В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог)
  2. В какой город приехал учиться после окончания гимназии? (Москва)
  3. Когда в печати появилось первое произведение А.П.Чехова и как оно называется? (1880, «Стрекоза», «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ»)
  4. Профессия Чехова? (Врач)
  5. Как называется дом-музей Чехова? (Дом-комод)

2 команда.

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова. (1860-1904)

2. А.П.Чехов окончил  университет. На каком факультете он учился? (медицинский)

3. Последний дом Чехова в Москве? (дом Фирганг)

4. С какими юмористическими журналами сотрудничал писатель? («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок»)

5. Как называется усадьба под Москвой, которую приобрел Антон

    Павлович и где теперь находится музей писателя? (Мелихово)

Пока капитаны работают с заданием (отвечают на вопросы), другие участники продолжают играть.

Конкурс «Афиша».

 Задание для 1-й команды.

      В афишу, представляющую героев «Хамелеона», включено несколько персонажей из других произведений Чехова. Восстановите подлинную афишу «Хамелеона», внесите в неё недостающие имена персонажей.

  1. Хрюкин.
  2. Елдырин.
  3. Прохор.
  4. Генерал Бризжалов
  5. Уилька Чарльзовна Тфайс.

Задание для 2-й команды.

     В афишу, представляющую героев «Толстый и Тонкий», включено несколько персонажей из других произведений Чехова. Восстановите подлинную афишу «Толстого и Тонкого», внесите в неё недостающие имена персонажей.

  1. Мишаня.
  2. Луиза Ванценбах.
  3. Нафанаил.
  4. Иван Дмитриевич Червяков.
  5. Надзиратель Очумелов.

6. Конкурс карикатуристов.

Вед. «какой-то проказник нарисовал карикатуру. идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись «Влюбленный антропос». Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно»,- читаем в рассказе «Человек в футляре»

Задание командам

Попробуйте создать карикатуры, изобразив персонажей чеховских произведений. Придумайте подписи к карикатурам.

7. Инсценировки.

По окончанию подводятся итоги.

Вед.   « Чехов… был несравненный художник. Художник жизни…»- утверждал Лев Толстой. « он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее», - резюмировал Корней Чуковский. Надеюсь, что соприкосновение с творчеством Чехова в какой- то мере и нас сдлает мудрее, человечнее, счастливее.

Итоги.

     Вот и подошла к концу наша литературная игра. Чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...