Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Половинкина Людмила Николаевна

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Половинкина Л.Н.

                                     Филиал Шахунской СОШ №1

 им. Дм.Комарова

 «Туманинская ООШ»

Класс: 5

Тема урока: Юный герой в экстремальной ситуации (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Цели урока для учителя: 

Обучающие:

- создать условия  для подготовки обучающихся  к написанию памятки, для осознания неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь обучающихся, их  творческие способности; развивать наблюдательность, воображение на основе восприятия  образов художественных  произведений, картин, музыкальных произведений;

Воспитательные:

- помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

- воспитывать  бережное отношение к природе;

- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания памятки

Образовательный продукт: памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»

Оборудование: 

Компьютер, проектор,  учебник, тетрадь, толковый словарь

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сегодня  открыл для себя что-то новое.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Откроем тетради, запишем  число, классную работу, оставим место для темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:

- Она величественна и похожа на океан.

- Она щедра и сурова.

- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что это? (Тайга)

-  Действительно, это тайга.

- Вторая часть вопросов:

- Он маленький, как песчинка в океане.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? (Васютка)

- Правильно, это главный герой рассказа Васютка

- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)

-  Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание).

- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

- Как вы можете объяснить, что такое поединок?

- Перед вами  словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С.С. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)

- Были ли тайга и Васютка противниками?

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.

- К уроку я взяла такой эпиграф: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

-Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Юный герой в экстремальной ситуации» ( «Испытание тайгой»)

 - Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока . (Природа – друг или враг? Как вести себя наедине с природой?

Спасение Васютки – чудо или закономерность? Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? Какие уроки дает природа герою и читателю? Выдержал ли Васютка испытание тайгой?

- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать сегодня? ( Узнать, как Васютка выжил в тайге?)

- А для чего нам это надо?  (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)

- Мы должны сделать вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации.

- И сегодня мы с вами попробуем создать памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»

3. Актуализация знаний.

- Посмотрите отрывок из документального фильма «Секреты тайги. Фильм о красотах и величии»

- Какие слова возникают у вас в воображении при слове «тайга»?

- Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя.

-Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

-Как поведем себя, если заблудимся в лесу?

Работа с ассоциограммой.

(Ассоциограмма - это метод “вживания” в художественное произведение, позволяющий детям глубже понять произведение и, в конечном счете, интерпретировать его).

http://festival.1september.ru/articles/500700/img1.gif

- Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с текстом. Фронтальный опрос.

- Послушайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева:

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

- Главный герой  попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

- Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души»

- Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.

 -   А как  же повёл себя Васютка? Попытаемся  понять Васютку.

- Давайте обратимся к тексту:

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.

Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он».

 - Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)

- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)

- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)      

- Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)

5.Самостоятельная работа  Мини-исследование в парах.

- Работать будем в парах.

- Опираясь на текст рассказа, сформулируйте «Законы тайги» и «Тайны тайги»

(1 пара читает, 2 проверяет, оценивает)

«Законы тайги»:

  1.  «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
  3. Надо беречь патроны
  4. «Тайга хлипких не любит!»

(2 пара читает, 1 проверяет, оценивает)

«Тайны тайги»

  1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.
  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  8. У костра заблудившегося скорей заметят.
  9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.
  11. Вызвездило – к холоду.

(Заносят оценки в оценочный лист)

6.Проверка понимания

- Как повёл себя Васютка? ( Развёл костёр, запасся на ночь дровами, сгрёб костёр в сторону, выкопал яму, положил туда птицу, приготовил место для ночлега)

- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)

 - Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, мужество, терпение, упорство)

- Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

«Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая» Б. Паскаль

- Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).

- Какими знаниями и умениями владел Васютка?

Знания:

Как определить стороны  света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра

Умения:

Добывать кедровые орехи

Пользоваться затесями

Развести огонь

Запастись дровами

Подстрелить,  разделать и запечь птицу

Подготовить ночлег

Экономить патроны

7.Закрепление материала.

- Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

- Давайте составим  Памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился» .

Работа в парах (Составление памяток)

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Возьми компас, спички, хлеб.
  3. Оденься потеплее.
  4. Предупреди взрослых.
  5. Умей ориентироваться на местности.

Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение.
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра .
  5. Разожги костер, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Чтение памяток и оценивание (Результаты заносят в оценочный лист)

- Послушайте высказывание китайского мыслителя:

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто 

правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…»

Сюнь-цзы

- Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа? (Природу)

- Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека, определяет его ценности. учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения.

- Как вы думаете, почему так назван рассказ? (Рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх)

- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться? (У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству)

8.Итоги урока

- А теперь давайте подведём итоги   урока.

-  Какова была тема урока?

- Вернёмся к проблемному вопросу( Выдержал ли Васютка испытание тайгой?)

-  Соответствовала ли наша работа теме урока?  (Да, соответствовала)

-  Чему мы сегодня научились? (Как вести себя в экстремальной ситуации)

- Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)

- Я предлагаю каждому  подвести итог своей работы, дописав предложения:

Рефлексия.

 Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

 Своей работой на уроке я…

Мое настроение…

- Подводя итоги урока ,  хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда.

9.Информация о домашнем задании.
Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.

- Письменно ответьте на вопрос: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

- Составьте кроссворд по произведению

- Нарисуйте иллюстрацию к рассказу

Приложение

Оценочный лист проекта

Тема проекта:____________________________________

Ф. И._____________________________________________

Этапы

Название этапа

Оценка

1.

Исследовательский

Сбор информации

2.

Технологический

Работа в паре

3.

Заключительный

Защита проекта

Общая оценка проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...