Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_5_klass.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

города Бийска Алтайского края

Открытый урок по литературе

«Васютка в зеркале природы.

Уроки мудрости и доброты»

(по рассказу

В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Составитель: учитель русского языка и литературы

                         Максименко Лариса Михайловна     

Тема урока: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Оборудование: 

  • компьютер
  • проектор
  • рейбуки
  •  учебник
  • Рабочая тетрадь, ч.II

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что САМ искал,

Вовек не позабудется!

-О чем это стихотворение? На что оно двигает?

Я желаю всем вам активно работать на уроке, чтобы собственные выводы помогли найти дорогу к знаниям.

В течение урока каждый из вас будет заполнять собственный оценочный лист по заданным критериям, и уже первый этап вы можете оценить.

Этапы урока

Критерии оценки

Количество баллов

1. Мотивация. Рассказ о своей дороге.

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

2. Целеполагание.

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

3.Знакомство с биографией В.П.Астафьева.

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

4. Работа в группе. Термин АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ рассказ.

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

5. Характеристика литературного героя

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

6. Самостоятельная работа. Тест.

Я  не  сделал  ни  одной  ошибки – 2 б.

Я допустил  1-3 ошибки – 1 б.

Я допустил больше 4  ошибок – 0 б.

7. Рефлексия

Я ответил полно, грамотно – 2 б.

Я ответил кратко – 1 б.

Я не ответил – 0 б.

За урок я ставлю себе оценку _________, потому что

II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Гаснет свет.

- Ой, что это? Куда это мы попали?

Учитель называет признаки русской тайги, ученики отвечают.

- О чем идет речь?  (Действительно, это тайга).

Демонстрация документального фильма «Секреты тайги. Фильм о красотах и величии» 0,34 сек.-1,35 сек.

Далее краткая характеристика главного героя, противопоставленная сильному и величественному образу тайги.

Кто это? (Васютка)

-Какой прием положен в основу?  (АНТИТЕЗА)

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Обратимся к лексическому значению слова ПОЕДИНОК. Найдите его. Дети работают с рейбуками, находят в словарях слово ПОЕДИНОК,

(Поединок – это борьба двух соперников)

Были ли тайга и Васютка противниками? Какой тогда возникает проблемный вопрос?

Природа – друг или враг?

- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать сегодня?

- А для чего нам это надо?  (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)

Сформулируем тему урока: В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗАПОЛНЯТЬ ТАБЛИЦУ.

III. Знакомство с автором.

Прежде чем мы будем говорить о произведении, давайте познакомимся с его автором.

 -  В.П.Астафьев (1924-2001

- А что вы о нем знаете?

- Что вы считаете нужным узнать о нем?

(запись на доске:

1. биография (какие трудности перенес Астафьев в детстве и юности;

2. какие испытания он преодолел в жизни;

3. характеристика творчества)

Работа с рейбуками, дети находят в интернете информацию об авторе.

- Расскажите, что вы узнали об авторе, что показалось особенно интересным?

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОЦЕНКИ

-Вы знаете: ведь рассказ, о котором мы будем говорить сегодня, АВТОБИОГРАФИЧЕН? (термин на доске)

Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка?

-Какие элементы мы видим в этом слове? (авто – автор; био – жизнь; графо – пишу)

Каково значение этого термина? АВТОБИОГРАФИЯ – описание своей жизни.

- Докажите. А поможет вам статья учебника «Судьба рассказа «Васюткино озеро», стр. 114

- Попробуйте совместно в парах вывести определение автобиографичного произведения.

Закончите предложение.

Автобиографичное произведение – это…

Что же у нас получилось?

(свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора).

произведение, содержащее элементы АВТОБИОГРАФИИ.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

- Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (Ответы детей).

Итак, главным героем рассказа является Васютка.

Когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- Что же нужно ещё, чтобы лучше узнать незнакомца? (Поступки, отношение к окружающим людям…)

КЛАСТЕР

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
 
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы сполна.

Опираясь на схему, расскажите о герое.

Портрет (13-летн. мальчик, похожий на коренастого, маленького мужичка, с ружьем на плече и с патронташем на поясе)

Внутренний мир (склонность к пространственным рассуждениям, разговаривает с кедровкой, пнем, белкой, глухарем, сам с собой, чтобы не бояться; сожалеет, что не позвал Дружка; прислушивается к звукам)

Поступки (погнался за глухарем, не хотел брать краюшку). 

Назовите таежные приметы, которыми пользовался мальчик, выбираясь из тайги.

Отношение других к герою (мать, дед, отец, старшина Коляда)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

- Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение, упорство) Дети составляют кластер, в центре которого буква К

                     

К

- Достиг ли Васютка своей цели?

- Давайте сделаем вывод, над чем нужно работать каждому из нас, чтобы найти СВОЮ дорогу и добиться в жизни чего-нибудь? Какие качества помогут?

- А что природа? Какова её роль в становлении этих качеств?

-А вы, ребята, чему научились? Где пригодится?

IV. Оцените свою работу.

V. Самостоятельная работа

-  Рабочая тетрадь, ч.II, стр. 44.

Проверка.

А1 – в

А2 – а

А3 – в

А4 – в

А5 – а

А6 – в

А7 – а

А8 – б

А9 – в

А10- а

А11 –а

А12 – б

А13- б

А14-в

А15-в

А16-б

Оцените  свою  работу:

 Кто сделал так? Кто ошибся? Довольны ли вы своим результатом?

Оцените  свою  работу.

VI. Рефлексия.

Оценки за урок.

12-14 – 5

10 -11 – 4

7 – 9 - 3

VII. Домашнее задание.

- Напишите сочинение – рассуждение: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"

Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"

Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...