Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ланкина Наталья Александровна

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты главного героя в условиях выживания в тайге; раскрывают поступки через анализ художественного текста, также совершенствуют   навыки групповой и проектной работы,  умение высказывать своё мнение о прочитанном. Урок  поможет учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_razrabotka_uroka_vasyutkino_ozero.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по литературе в 5 классе

 «Уроки  выживания»

 (по  рассказу В.П.Астафьева  « Васюткино озеро»)

Ланкина Наталья Александровна,

 учитель русского языка и литературы

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Цель урока: выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

УУД:

Предметные: охарактеризовать черты главного героя в условиях выживания в тайге; раскрыть поступки через анализ художественного текста

Метапредметные: совершенствовать речевые умения развивать навыки групповой работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Личностные:  помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока:

1. Мотивационный этап

-Добрый день. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут  знания,  находчивость,  внимание, смекалка.

2. Актуализация знаний

-Человек попал в беду, случился пожар, землетрясение, наводнение  или остался без помощи в лесу… Что объединяет эти обстоятельства?

- Все это опасные ситуации. Их еще называют экстремальными, потому что они требуют напряжения всех сил, что есть у человека.

- Кто приходит на помощь человеку в экстремальных ситуациях?

-В таких случаях на помощь приходят сильные, бесстрашные, самоотверженные  и, конечно, добрые люди – спасатели. Все они составляют единую службу спасения – МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям

27 декабря 1990 года  был образован Российский корпус спасателей. Эта дата считается основанием МЧС России.

- Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

-А  может ли человек сам себе помочь? Что для этого надо?

- Встречаемся ли мы с экстремальной ситуацией в произведении Астафьева «Васюткино озеро»?

3. Целеполагание

Главный  герой    попадает  в  экстремальную  ситуацию,  которая  требует  от человека  не  только  самообладания,  смелости  и  силы  воли,  но  и  многих  практических знаний и умений для выживания.

- О чём мы с вами будем сегодня говорить? Сформулируем тему нашего урока (Уроки выживания)

- На какой главный вопрос нам надо ответить (Почему Васютка смог выжить в тайге?)

- Какова цель нашего урока? (Узнать, как удалось герою выжить в тайге)

- Для чего нам необходимо разобраться в этом?  (Нам необходимо знать, как человеку, попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)

- Мы должны сделать вывод, как нужно вести себя в подобной экстремальной ситуации.

- А также у вас будет возможность побыть в роли юных спасателей.

4. Проверка домашней работы

- Дома вы приготовили рисунки на тему «Тайга». Какой вы её изобразили? (демонстрация рисунков, ответы учащихся)

- Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Что вы чувствуете?

5. Анализ текста (поведение и поступки героя)

- Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». Как вы понимаете эти слова?

- Давайте вспомним, как автор описывает тайгу в своём произведении

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака».

 -   А как  же повёл себя Васютка? Попытаемся  понять Васютку.

- Давайте обратимся к тексту:

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.

Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он».

 - Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)

- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)

- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)      

- Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)

Самостоятельная работа  с текстом. Мини-исследование в группах.

- Какие умения требуются спасателям для поиска человека в лесу?

- Предлагаю теперь  поработать в роли спасателей (работа в группах)

- Опираясь на текст рассказа, сформулируйте «Законы тайги» и «Тайны тайги» (в каждой группе лист с таблицей «Законы тайги», «Тайны тайги», учащиеся заполняют колонки)

«Законы тайги»

«Тайны тайги»

«От затесей далеко не отходи – сгинешь».

Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.

«Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

Надо беречь патроны

Заполярная тайга не страшна зверьми.

«Тайга хлипких не любит!»

Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

У костра заблудившегося скорей заметят.

С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

Кровянистое небо – завтра ветер будет.

Вызвездило – к холоду.

Можно предложить данные цитаты (и другие, не из произведения) для распределения их в нужную колонку.

- Давайте вспомним, как повёл себя Васютка в тайге, когда заблудился? ( Развёл костёр, запасся на ночь дровами, сгрёб костёр в сторону, выкопал яму, положил туда птицу, приготовил место для ночлега)

- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)

 - Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, мужество, терпение, упорство)

- Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).

- Какими знаниями и умениями владел Васютка?

Работа в группах (см. Приложение 2)

Как определить стороны  света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра

Добывать кедровые орехи

Пользоваться затесями

Развести огонь

Запастись дровами

Подстрелить,  разделать и запечь птицу

Подготовить ночлег

Экономить патроны

-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

6. Проектная деятельность

Мини-проект

- А теперь я предлагаю юным спасателям составить памятки «Если ты заблудился в лесу».

Учащиеся в группе составляют на отдельном листе мини-проект, используя разные заготовки (номера служб спасения, картинки и т.п. ).

Защита проектов.

7. Итоги урока

- Давайте подведём итоги   урока.

-  Какова была тема урока?

- Удалось ли нам ответить на наш главный вопрос: Почему Васютка смог выжить в тайге?

- Смогли ли мы достигнуть цели урока?

-  Чему мы сегодня научились? (Как вести себя в экстремальной ситуации)

- Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Автор в своём произведении показывает нам связь природы с человеком.

- Я предлагаю каждому  подвести итог своей работы, дописав предложения:

8. Рефлексия.

 Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

 Своей работой на уроке я…

- Подводя итоги урока ,  хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда. И помните: природа – это мудрый наставник, друг, учитель. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежением законами. Она же прощает, помогает людям, указывает верный путь.

-Если вы оказались в экстремальной ситуации, то всегда на помощь придёт служба МЧС. Но до её приезда вы можете  сами себе помочь, зная определённые правила поведения.

9. Домашнее задание

По ссылке , используя онлайн доску Padlet (учитель отправляет ссылку), выполнить задание: составить памятку «Что делать при пожаре», «Правила поведения при землетрясении», «Памятка при антитеррористической безопасности» (по выбору учащихся)

Литература:

1. Литература.5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 частях. В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 3-е изд.- М. : Просвещение

2. [интернет ресурс] : https://resh.edu.ru/

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она

наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и

традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги,

указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники

добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить

сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином

природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить

своих близких. 

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она

наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и

традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги,

указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники

добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить

сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином

природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить

своих близких. 

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она

наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и

традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги,

указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники

добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить

сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином

природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить

своих близких. 

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она

наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и

традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги,

указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники

добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить

сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином

природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить

своих близких. 

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она

наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и

традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги,

указывает человеку верный путь.

Приложение 1

«Законы тайги»

«Тайны тайги»

Приложение 2

Как определить ____________________

Найти по типу леса ___________________

Понять проточный характер ____________

Выбрать направление выхода из ______________

Предсказать ______________________________

Добывать ______________________________

Пользоваться ___________________

Развести _________________

Запастись ___________________

Подстрелить,  разделать и запечь ______________

Подготовить ____________________

Экономить _________________________

Приложение 3

Оценочный лист

Ф. И._____________________________________________

Этапы

Название этапа

Оценка

1.

Анализ текста

2.

Исследовательский

Работа в группе

3.

Заключительный

Защита проекта

Общая оценка

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

 Своей работой на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Внедрение в повседневную практику школы ФГОСов требует от учителей некоторой переориентации, изменения подхода к проведению уроков.Данный материал является попыткой разработки одного из уроков согласн...

Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"...