Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Себельдина Наталья Николаевна

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chitaya_knigu_prirody_po_rsskazu_astafeva.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»                                                «И читая книгу природы…»

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы                    Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии  Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МБОУ СОШ №7

Предмет: литература и биология

Класс: 5 класс

Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Тип урока: комбинированный урок.

Дидактическая цель:  создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать      познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу  по обучению аналитическому         пересказу и составлению аналитического комментария  художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное                      произведение, развивать навыки индивидуальной  работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.  

Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Оборудование: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер.

Ход урока

Вызов

Эпиграф записывается в тетрадь:

 «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”

                                                                                                        М. Налбандян

2 слайд

Ученикам предлагается подобрать эпитеты к слову «природа», заполняется понятийное колесо

3 слайд

Учащиеся чертят в тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе урока

4 слайд

Какие проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы? Ученикам предлагается     прокомментировать два высказывания о природе:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

                                       В. Федоров

Люди, которые не любят природы, - не любят и жизни, оставаясь равнодушным к солнцу, синему      небу, всей божественной красоте мироздания.

                                                                 Л. Н. Андреев

(ученики заполняют первую графу таблицы «Знаю»)

5 слайд

Какие из этих проблем затрагивает В. П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?

6 слайд

Осмысление

Словарная работа

(ученикам предлагается объяснить значение слов, встреченных ими в рассказе):

  • Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)
  • Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
  • Бурелом – деревья, поваленные бурей.
  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
  • Затесь– зарубки на стволах деревьев.
  • Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
  • Паромы – сети.
  • Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
  • Тягун – подводное течение. 

7 слайд

Вопросы по содержанию текста:

  • В чем необычность ситуации, описанной в рассказе?
  • Попробуйте описать героя.
  • Что произошло с героем и почему?
  • Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?
  • Что ему помогло изменить ситуацию?

8 слайд

Проверка индивидуальных заданий:

1. Один ученик должен был сформулировать правила поведения человека в тайге («Законы             тайги»), опираясь на текст рассказа:

  • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  • Идёшь в лес – бери еду, спички, соль.
  • «Тайга хлипких не любит!»

2. Два ученика должны были сформулировать «Тайны тайги», опираясь на текст рассказа:

  • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  • Заполярная тайга не страшна зверьми.
  • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  • Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  • У костра заблудившегося скорей заметят.
  • С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  • Кровянистое небо – завтра ветер будет.
  • Вызвездило – к холоду.

9 слайд

10 слайд

Что бы вы могли подсказать герою, используя ваши знания о природе?

11 слайд

Рефлексия

Проверка домашнего задания  - «Двухчастный дневник» (Во время прочтения произведения ребята заполняли дневник. Первая графа – Что вызвало вопрос при чтении произведения (цитата)? Вторая графа – Что было непонятно (вопрос)?).

12 слайд

Что мы сегодня узнали о взаимоотношениях человека и природы? Ученики в ходе разговора            заполняют вторую графу таблицы («Узнал»)

Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.

                                                                                                                                             Б. Паскаль

13 слайд

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои        верные поступки, - тот мой друг…»

                                                  Сюнь-цзы

Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа?

14 слайд

Домашнее       задание

Заполните третью графу таблицы («Хочу узнать»)

15 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"

данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...

Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.

   Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».

Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания...) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в ...

Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урокаЗаключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».Тема урока«Человек и природа...

Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою....