Урок географии 6 класс по теме "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_ozera.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: Озёра

Цели урока:

      1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;

2.Создать условия для развития умения выделять главное при работе с текстом учебника географии, умений составлять план описания ГП объекта и описывать его .                        

 3.Развивать коммуникативные способности учащихся и  их интерес к предмету через использование информационных технологий

 4.Воспитывать любовь к малой Родине.

 Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

 Оборудование:  физическая карта полушарий, карта России, карта Надымского района,   атласы для 6 класса, мультимедийный комплекс, презентации

 Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний (проверка домашнего задания).

У каждого на парте тесты, задание «Соотнесение» основных понятий темы Река  с их местоположением, а также задание «установи соответствие» между рекой и её характеристикой. На выполнение работы вам дается 5 мин.

2.1. Тест

1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:

а) прилив

б) отлив

в) половодье

             2.Речная система

а) главная река со своими притоками.

б)  площадь, с которой река собирает воду.

в) место впадения реки.

3.Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:

а) водоупорными

б) водопроницаемыми

4.Укажите условия, при которых образуются подземные воды.

а) осадки

б)  водопроницаемые  породы

в) все ответы верны

             5.Река

а) поток воды, текущий в углублении.

б) место постоянного течения реки.

в) начало реки.

1.в

2.а

3.а

4.в

5.а

Установите соответствие:

1.б,г

2.в

3.е

4.а, ж

5.д


1.ВОЛГА                              

                                           

2.ЕНИСЕЙ      

                     

3.АМАЗОНКА    

                 

4.ОБЬ                                    

               

5.НИЛ                                  

а. Река начинается на  Алтае

б. Самая длинная река в Европе

в. Граница Западно-Сибирской равнины

и Среднесибирского плоскогорья

г. Начинается с Валдайской возвышенности

д. Самая длинная река в мире

е. Имеет наибольший в мире водосборный бассейн

ж. Течет по Западно-Сибирской равнине                          

Проверка теста. Смотрим ключ. Исправляем, если есть недостатки. А теперь соединим правильные ответы красным фломастером. Что получилось? Задание «Соотнесение» проверяется на компьютере

3.Мотивационный этап.

Побуждение к активной деятельности.

Слайд     Загадка:        Посреди поля

                     Лежит зеркало,

                     Стекло голубое,

                           Рама зеленая.

Слайд   ОЗЕРО

Фронтальная  беседа.

-Вы посмотрели иллюстрации

-какие  у вас возникли ассоциации?

 

Целевая установка выход на тему

Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работ.

- проверка домашнего задания  

- основные понятия новой темы

-самостоятельное заполнение  таблицы  

-работа  с  картой

-практическая работа  «Описание ГП одного из озер мира»

Просмотр иллюстраций по теме «Озеро»

(высказывают свои впечатления, называют ассоциации)

4.Операционно-познавательный этап.

4.1.На доске высвечивается тема «Озера» и эпиграф слайд

 О, Русь, малиновое поле

 И синь, упавшая в реку.

 Люблю до радости и боли

 Твою озерную тоску…

                         С.Есенин

И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием озеро, озерная котловина, с видами озер

- слайд

 Чем озеро отличается от реки? (река течет по руслу, озеро – замкнутый водоем)

          Что такое река?

          Попробуйте сформулировать: что такое озеро?

Формирование понятия  «Озеро»


 Озеро – замкнутый водоем в природном углублении на суше.


4.2. Знакомство с самым большим и самым глубоким озерами мира

Ребята, а какое самое глубокое озеро мира7 Покажите его на карте.

  Слайд  видео ролик о Байкале

  Озер Байкал содержит 1-10 запасов пресной воды Земли.

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал.

                         А.И. Полежаев

Байкал – одно из неповторимых чудес планеты. Он включен в «Список всемирного наследия».

«Посмотрел господь: неласковая вышла Земля… Как бы не стала на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног , а саму меру щедрот своих» Такова легенда  о происхождении Байкала.

Слайд  – Каспийское море

А известно ли вам самое большое озеро в мире.

А самое большое в мире озеро — Каспийское море.

Покажите его на карте. В прошлом соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую и его часто называют морем. Одна-

ко это неправильно. Море должно соединяться с Мировым океаном, а Каспийское изолировано от него. Найдите на карте Каспийское озеро - море. Какие реки впадают в него? Чему равна его самая большая глубина ?

4.3. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы

 

 Природное углубление озера  называется озерной котловиной. Все ли они одинаковы? Чем могут отличаться озерные котловины? Действительно они очень разнообразны. Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озер, озерных котловин.

 Изучение причин их появления позволяет выяснить происхождение озер.

               


Происхождение озерных котловин


          Примеры

Тектонические  

Байкал

Титикака

Каспийское

Аральское

 Ледниковые

Ладожское

Онежское

  Запрудные

Сарезское

Вулканические

Кроноцкое

Курильское

Карстовые


Старицы


4.4. Работа с картой в парах.

Найти озера из вашей таблицы и  показать озера на большой карте.

Как показываем озера?

4.5. Питание озер.  Виды озер.  А сейчас познакомимся с видами питания озер.

Проблемная ситуация 1

Все озера делят на сточные и бессточные. Какое здесь изображено? Почему вы так  

решили? Какие же озера называют сточными? Бессточными?

            Озеро Байкал является сточным или бессточным? Какая река вытекает из озера ? Покажите.

Проблемная ситуация 2

 Найдите на карте   озеро Таймыр и озеро Убсу - Нур.   Почему они изображены по - разному? (посмотреть условные знаки). Одно озеро соленое , другое – пресное. Каковы могут быть причины солености озер.

- Бессточное озеро – минеральные вещества приносятся реками , но не выносятся , а постепенно накапливаются.

-озеро находится в легкорастворимых породах

-озеро является остатком отступившего моря.

4.6. Озера ЯНАО слайд

Какие озера вы видите на карте

4.7. Значение озер. Слайд

Для чего нужны озера?

4.8. Болота – ознакомление

4.9. Практическая работа «Описание ГП одного из озер мира»

  1.  Разработайте план описания ГП озера
  2.  Проверка и корректировка планов

            3.    Выполнение работы

5. Рефлексия

       С какими понятиями мы познакомились на уроке? Какие  виды озер вы узнали?     

     Понравился ли вам урок, понравилась ли вам ваша работа на уроке?

      Ощутили ли вы трудности в работе? Хватило ли вам времени урока?

6. Д\ з  параграф 32 , зад.4,6

Творческое задание  

1) Подготовить сообщение об одном из озёр (1-1,5мин.)     2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) 3) Составить презентацию об озёрах  или кроссворд  

Тесты

1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:

а) половодье

б) отлив

г) прилив

             2.Речная система

а) площадь, с которой река собирает воду.

б)  главная река со своими притоками.

в) место впадения реки.

3.Укажите условия, при которых

образуются подземные воды.

а) атмосферные осадки

б)  водопроницаемые  породы

в) все ответы верны

4.Пласты горных пород, которые

не пропускают воду, называются:

а) водопроницаемыми

б) водоупорными

             5.Река

а) поток воды, текущий в углублении.

б) место постоянного течения реки.

в) начало реки.

  1. Установите соответствие:


1.ВОЛГА


2.ЕНИСЕЙ


3.АМАЗОНКА


4.ОБЬ


5.НИЛ

а. Река начинается на  Алтае


б. Самая длинная река в Европе


в. Граница Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья


г. Начинается с Валдайской возвышенности


д. Самая длинная река в мире


е. Имеет наибольший в мире водосборный бассейн


ж. Течет по Западно-Сибирской равнине                          

3.

Происхождение озерных котловин

          Примеры

   




4.

Озеро

Материк

Сточное или бессточное

Соленое или пресное

Каспийское

Виктория

Эйр

Верхнее

             

            Русло

            Пойма

    Речная долина

    Правый приток

    Левый приток

           Исток

           Устье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....