Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пиняева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Порецкая СОШ»

Урок в 11 классе «Страшно на этом свете, господа!» ( на примере рассказа В. Астафьева «Заматерелое зло»).

  Цели: 

1) сделать идейно-художественный анализ рассказа В.Астафьева;

2) формировать навыки работы с текстом, языком писателя;

3) совершенствовать умение находить средства художественной выразительности и  синтаксические фигуры, играющие важную роль в построении текста;

4) подготовить к написанию творческой работы (ЭССЕ);

 Методические задачи: формировать навыки индивидуальной и совместной работы, умения быть внимательными и выделять главное для черновика будущего сочинения.

Оборудование: тексты рассказа, песня В. Высоцкого «Спасите наши  души…», презентация.

   Ход урока.

Эпиграф к уроку:                                                                 «Против подлости и сильный бессилен.»

 (В. Астафьев.)

I. Вызов интереса.  (Учитель читает  стихотворение Сергея Живого «Почему в мире много зла?)

 Почему в мире так много зла?

 И отчего жестоки люди стали,

 И с каждым днем грязней вода,

 Страшней жить стало и опасней,

 И катастрофы на планете

 Сжирают тысячи людей.

 Почему в мире так много зла?

 И из-за денег убивают,

 Друзья друг друга предают.

 Люди- волки в овечьих шкурах

 Делят добычу на куски,

 А ночью воют на луну.

 Кровавый след деяний темных

 Не замолить им никогда.

 

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

     Мы сегодня не случайно будем говорить на тему зла и жестокости в нашем мире. В настоящее время эта тема очень актуальна. Ежедневно в средствах массовой информации, на улице  мы слышим и видим, сколько совершается преступлений в мире. Сегодня стало нормой унизить, оскорбить, ограбить и даже убить. Эту тему освещают и писатели в своих произведениях.  Среди них известный писатель В.П.Астафьев.

               

 II. Слово о писателе:

          Современный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.

         Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе. Его волнуют наболевшие вопросы времени.

         Сегодня мы познакомимся с его небольшим произведением «Заматерелое зло». Этот рассказ входит в цикл «Затеси», состоящий из лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они похожи на дневниковые записи, если бы автор вел личный дневник.

     

  - Вспомните, с какими произведениями Астафьева вы знакомы? («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Людочка»).

 - О чем они?

   На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем проанализировать его другой рассказ и ответить на вопрос: «Над чем заставляет задуматься нас автор?» Рассказ очень актуален в наши дни, так как поднимает проблемы, которые волнуют нас сегодня. А какие проблемы, мы выясним в конце урока.

 III.      Анализ рассказа «Заматерелое зло».

1) Чтение текста.

2) Какое впечатление вызвал рассказ?

3)  Какова основная тема произведения?

3) - Какие слова из текста, выражающие его основную мысль, можно взять эпиграфом к уроку? («Против подлости и сильный бессилен».)

     - Как слова Н.В Гоголя звучат на языке В. Астафьева? («Страшно на этом свете, господа!»)

     - Всё, о чём пишет автор, какие случаи из жизни приводит и свидетелем чего он был сам, можно назвать одним словом. Каким? (Равнодушие).

      - С какими словами ассоциируется это слово?

IV. Составление кластера.

         

                                                                    зло

                            ненависть             жестокость

                               бездушие                     равнодушие               варварство

                                         

                   

        бесчувственность    хладнокровие           пагуба

   V. Словарная работа

Лексическое значение многих этих слов несёт отрицательный смысл, отрицание, от них веет холодом.

   А слово пагуба  (устар.), конечно, образовано от слова «губить» и обозначает «погибель, большой вред».

   Солдаты-дезертиры в рассказе В. Астафьева совершили пагубный поступок.

- Каков смысл слова «заматерелый»?

Способ образования:   заматерелый                   заматереть – суффиксальный способ.

Заматерелый – закостеневший (очень давнее зло, идущее от предков).

Матёрый (волк, зверь) – достигший полной  зрелости, крепкий.

(Это зло, как чирий, на государстве.)

  VI. Анализ художественных средств.

  -  Какой основной приём использует автор при построении текста? (Антитезу, иронию).

1) Начало «Жил да был» – доброе, как в сказке.

     Конец - «живые завидуют мёртвым».

2) Дача – хороший по достатку домик со столом, с  печкой, с лежанкой-топчаном.

3) Два солдата (защитники) – два дезертира, беглеца, два убийцы.

4) Милиция бдит – на дороге вольно и безнадзорно.

5) «Жигулёнок» – иномарка, «Хонда», «Фольксваген».  

6) Славный, талантливый писатель, добрый человек – быдло, обглодыш, обалдевшие люди.

   - Какую лексику и в связи с чем использует автор? (Просторечную. Чтобы воздействовать на читателя, показать грубость и жестокость этого мира.)

   - Что передаёт такой приём, как «ни на суде, ни до суда ни в чём они не раскаялись, ничего особенно не переживали, угрызений совести не испытывали»?

(Это нисходящая градация. Этот приём говорит о том, как деградировали молодые люди, как они перестали осознавать свои поступки, разучились стыдиться, сознаваться в совершённом.)

VII. Главный герой - писатель Евгений Куренной.

 - Каким он предстаёт перед нами?

а) ответственным работником  («бился за сохранение организации»);

б) неравнодушным («помогал чем мог своей организации»);

в) добрым;

г) заядлым рыбаком;

д) «чистый лицом», в расцвете сил, с яблочным румянцем, телом плотным, «с крепкими руками, способными не только писать, но и тяжёлую работу делать, за себя постоять», славным талантливым мужиком, умным руководителем, талантливым писателем, т.е. сильным, крепким мужчиной.

   - А против чего он оказался бессильным?  (Против подлости, против преступлений  изощрённо-эстетического порядка.)

    Изощрённый – «утонченный» в прямом значении, в переносном – «мучительный, издевательский».

    Эстетический – относящийся к чувству прекрасного, к красоте, в переносном значении – страшный.

  До такого надо додуматься:

а) отрубить голову матери и прийти с ней на дискотеку;

б) сделать из черепа любимой девушки пепельницу;

в) облить серной кислотой, выжечь глаза Мисс России.

VIII. Определение стиля.

    - Какой стиль использует автор, чтобы выразить отношение к происходящему? С какой целью?

(Художественно-публицистический, чтобы затронуть наболевшую проблему, чтобы люди задумались над тем, что они творят.)

IX. Вывод.

- Над чем же заставляет задуматься автор рассказа? Какой нравственный урок содержит произведение?

          (Задуматься над происходящим, не озвереть, соблюдать заповедь Божью «не убий!», иначе жить на Земле будет невозможно, опасно.)

                -Какие проблемы поднимает автор в данном произведении? (Проблемы душевной черствости, равнодушия, проблемы спада общих нравственных ценностей.)

                - С какими произведениями перекликается этот рассказ?

   («Людочка» этого же писателя. В.Астафьев рассказывает в нем о жестокости пахана Стрекача, унизившего молодую девушку. Он, как и многие, о ком рассказал нам автор, не задумывался о последствиях, а жил одним днем.)

 (В.Распутин в повести  «Дочь Ивана, мать Ивана» рассказывает  об изнасиловании кавказцем невинной девушки, «благодаря» которому разрушается мир и спокойствие семьи.)

             Рассказ Астафьева никого не оставляет равнодушным. Мы с вами живем в 21 веке, пока не ощущаем ни голода, ни бедствий, ни потрясений, но в настоящее время остро стоит проблема дефицита душевной теплоты, взаимопонимания. Люди всякими путями, даже через преступления, стремятся к собственному благополучию. Плохо, когда люди забывают о том, что существуют, живут они в мире не одни, что кругом тоже есть другие живые существа, о которых надо думать, с которыми нужно считаться. И ни один человек не имеет права лишать жизни другого.

             Звучит песня В.Высоцкого «Спасите души наши…»

  1. Творческая работа учащихся. ( написание эссе  на черновиках)

             ХII.  Домашнее задание: написать эссе.

             Литература: 1.В.П. Астафьев. Затеси. – М.,1983

                                    2.Никифорова В Н. Духовно – нравственное воспитание личности подростка    

                                   средствами произведений Виктора Астафьева. Учебно-методическое пособие.

                                   –Чебоксары, 2010

                                    3. Сурожская С.В. Приемы «погружения» в текст при изучении

                                     художественного произведения. Литература в школе. - №6.-2009


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка урока по физике "Дисперсия света"

Урок проводится у учащихся 2 курса, обучающихся по профессии продавец, контроллер, кассир. Урок способствует формированию у учащихся знаний по теме "Дисперсия света", показывает широкое использование ...

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Я русский-спасибо,Господи"!

«Россия – самобытный, великий мир, полный силы неисчерпаемой, созданный медленною работой веков, упорной борьбой, счастливой или бедственной, под громом древних междоусобиц, под шумом половецких...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...