Главные вкладки

    Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе
    план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

    Шурыгина Любовь Николаевна

     

    Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:

    «Истоки победы в Сталинградской битве

     в исторических документах и художественных произведениях».

     

    Цели урока.

    Учащиеся должны:

     знать

    • понятийный минимум:  коренной перелом,  операция “Уран”, “Кольцо”, оксюморон, абсурд, антигуманный;
    • истоки победы в Сталинградской битве;
    • итоги битвы под Сталинградом;

    понимать

    • значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;
    • мотивацию боевого подвига советского солдата;

    уметь

    • анализировать  исторические документы и  ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
    • раскрывать причины победы советского народа в битве на Волге;
    • формулировать экономические, политические, нравственные, философские выводы, свидетельствующие об осмыслении историками и писателями разных эпох истоков победы в  Сталинградской битве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury_v_11-m_klasse.docx42.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:

    «Истоки победы в Сталинградской битве

     в исторических документах и художественных произведениях».

    Цели урока.

    Учащиеся должны:

     знать 

    1. понятийный минимум:  коренной перелом,  операция “Уран”, “Кольцо”, оксюморон, абсурд, антигуманный;
    2. истоки победы в Сталинградской битве;
    3. итоги битвы под Сталинградом;

    понимать

    1. значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;
    2. мотивацию боевого подвига советского солдата;

    уметь 

    1. анализировать  исторические документы и  ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
    2. раскрывать причины победы советского народа в битве на Волге;
    3. формулировать экономические, политические, нравственные, философские выводы, свидетельствующие об осмыслении историками и писателями разных эпох истоков победы в  Сталинградской битве.

    Ход урока.

    I Организационный момент

    1. Чтение стихотворения учащимся.   Видео «Руины города Сталинграда».

    Открытые степному ветру,

    Дома разбитые стоят.

    На шестьдесят два километра

    В длину раскинут Сталинград.

    Как будто он по Волге синей

    В цепь развернулся, принял бой,

    Встал фронтом поперек России -

    И всю ее прикрыл собой.

                                  Сергей Орлов

    2.  Работа с эпиграфом к уроку. Определение темы, постановка цели, задач.

    «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!» - писал                                 Василий Гроссман.

    - О ком говорил известный писатель? (О советских солдатах)

    - Почему страх охватывал противника? (Дети говорят о героизме советских солдат и граждан)

    Вывод учителя: Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (предположения обучающихся).

    -  Итак, тема урока «Истоки  победы советского народа в Сталинградской битве». Давайте разберемся,  почему фашисты не дошли до Волги всего 200 км?

    -Итак, задачами нашего урока являются:

    - выяснить  причины победы под Сталинградом,

     - показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить её героев.

    - Исходя из этих задач,  мы ставим проблему урока: «Из чего же складывается победа?»

    Чтобы решить эту проблему - нужны факты и доказательства. Сегодня мы вместе, работая с документами и художественными произведениями, постараемся рассмотреть  поднятые вопросы и выяснить истоки победы  советской армии в Сталинградской битве.

    II Основная часть урока. 

    -  У нас достаточно богатый документальный материал и  много литературных произведений по данной проблеме, поэтому более продуктивной будет работа в группах. На обсуждение выносятся следующие   вопросы:

    - сравнение плана  действий советского командования и гитлеровской армии

    - роль приказов Верховного командования

    - умелое руководство советскими войсками

    - героизм и самоотверженность советского солдата

    1.Хроника событий. Видеоролик «Операция «Уран» (возможна работа с картой)

    - Ребята, в чем состоял план советского командования?

    - Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»? 

    (Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.) 

    2 этап  Сталинградской битвы. Верховное Главнокомандование отдало приказ о наступлении. 19 ноября в 7. 30. 3500 стволов обрушили огонь и сталь на позиции противника, в 8. 50. двинулись войска Юго-Западного фронта генерала Ватутина и Донского – генерала Рокоссовского, а 20 ноября - Сталинградский фронт генерала Еременко.

    - Вы прочитали произведения писателей-фронтовиков Виктора Некрасова и Юрия Бондарева, которые не понаслышке знали, что такое война.  Обратимся теперь к повести Некрасова «В окопах Сталинграда» и роману Бондарева «Горячий снег».

    - Какие этапы Сталинградской битвы описываются в произведениях?

    («В окопах Сталинграда». Начало повести – это картина отступления от Воронежа к Сталинграду. Здесь и описание отступления, и дожди, и женщины с кринками молока и печальными взорами… Это повесть о том, как мы умели и не умели воевать. 19 ноября 1942 года.)

    - Как вы думаете, какая задача стояла перед бойцами повести “ В окопах Сталинграда»?

    (Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” - Мамаев курган.)

    - А в романе «Горячий снег»?

    («Горячий снег». Декабрь 1942 года, т. е. наступление. В основу произведения легла Сталинградская битва, в частности битва батареи лейтенанта Дроздовского в ста километрах от Сталинграда на реке Мышкова, вступившей в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу. Действие романа происходит в течение нескольких суток.)

    - В чем отличие изображения событий в документах и художественных произведениях? Как описывается война в произведениях?  На что обращают внимание писатели?

    (Писатели стремились показать судьбу человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё глазами простого солдата, офицера. В романе Некрасова «В окопах Сталинграда» изображается быт войны, ее будни, поступки героев не рисуются как подвиги, хотя таковыми являются. Стиль автора похож на дневниковые записи. Самое страшное на войне не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели. Бомбежки, жара, нерзбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд от того, что он, командир, “не знает, где его взвод, полк, дивизия”, от того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители “завтра проснуться и увидят немцев”. Война - это не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, гранит. Им приходиться быть и землекопами, и плотниками, и печниками.)

    2. Приказ  переход……….???????

    - Каков итог неудачи в летних сражениях? (Неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!”)

    Работа с документом:

    1.        Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227? (Опасность падения Сталинграда и выхода фашистов за Волгу грозили поражением Советского Союза в войне. И, как всегда, Сталин принимает решение: обеспечить победу любой ценой.)

    2.        Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

    3.        О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

    4.        Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

    5.        Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

    6.        Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите?

    Итог по документу:

    -Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

        Из дневника немецкого солдата, убитого под Сталинградом:

      «Нам надо пройти до Волги еще только один километр, но мы никак его не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы».

       Из воспоминаний немецкого генерала Г. Дёрра:

    «..За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучу развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов.

      Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».

                                                       

       Из воспоминаний В.И. Чуйкова:

      «..Я никогда не забуду 14 сентября. Для Сталинграда оно стало одновременно одним из тяжелых и в то же время счастливых дней. В этот день враг вклинился в город большими силами западнее вокзала. Фашистские головорезы выскакивали из машин, веселились, врывались в жилые квартиры с целью поживиться тем, что еще уцелело от пожара.

      А наши солдаты и офицеры, спрятавшись за углы зданий, в подвалах, на чердаках домов, расстреливали зарвавшихся захватчиков. Врагов наши снайперы заставили бояться их огня.

      Это, на мой взгляд, и явилось началом того долгожданного перелома, который следовало закрепить в дальнейшем успешными боевыми действиями».

    -Что ценится людьми в бою: соблюдение приказов, боевые качества людей или что-то другое? Какими  эпизодами  из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»  вы можете подтвердить  исполнение или неисполнение приказа?

    (В повести В. Некрасова есть «маленькие наполеоны», «маленькие изверги», например, Абросимов.  Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24)

    В портрете капитана автор выделяет "холодные, безжизненные глаза". И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пистолетом, отправляет бойцов в лобовую атаку, хотя Ширяев предлагает план, щадящий человеческие жизни. Для Абросимова это выражение трусости: «Покажу я вам, как свою шкуру спасать: траншеи какие-то придумали себе. Пристрелю как трусов». В итоге батальон потерял 26 человек, почти половину, не считая раненых.)

    - Как отнеслись бойцы к поступку Абросимова? (Эпизод «Суд»)

    - В конце 10 главы I части повести В.Некрасова читаем: «На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный!» 

    - Что мы видим сквозь "лакмусовую бумажку" в романе Бондарева «Горячий снег»?

     (1. Сцена отсутствия Уханова. Гл. 2,3.

      2. Сцена встречи генерала Бессонова с лейтенантом Ажермачевым.  Гл. 5)

    - Как характеризует генерала Бессонова  сцена с лейтенантом Ажермачевым, покинувшим поле боя (гл. 5)? 

    (В эпизоде с лейтенантом Аржемачевым прекрасно проявляется та черта характера Бессонова, за которую он снискал славу  человека предельно жёсткого. Однако тот факт, что Веснин сумел переубедить Бессонова, характеризует последнего как человека достаточно гибкого, способного принимать взвешенные решения, тем более что, судя по мыслям командарма, он сам не вполне доволен своей жёсткостью.)

    - Кто виноват в гибели Сергуненкова?

    (3. Гибель Сергуненкова (Гл. 13)

    - Какова роль метафоры “горячий снег” в общей концепции романа?

    (Следует отметить, что это не только метафора, но и оксюморон, сочетание несочетаемых понятий. В романе дважды употребляется словосочетание «горячий снег»: когда Кузнецов, потрясённый смертью Зои, «…вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слёз» (гл. 23) и когда допрашиваемый немец жалуется Бессонову: «Франция – это солнце, юг, радость… А в России горит снег» (гл. 25). Таким образом, оксюморонное словосочетание «горячий снег» приобретает многозначность: снег горит под ногами оккупантов, он горяч от слёз потерь и боли, сам образ «горячего снега» своей парадоксальностью передаёт абсурдность войны.)

    - Почему роман Бондарева заканчивается гибелью героев накануне победы в битве под Сталинградом? Какова цена победы?

    (В Сталинграде все слилось в нечто неистово-неудержимое, огромное, “где уже не было отдельного человека, с его бессилием и усталостью. И, упиваясь этой поглощающей растворенностью во всем, лейтенант Кузнецов повторил команду:

    Держать, держать!. . Все к орудиям!”

    …Вручая награды оставшимся в живых артиллеристам, генерал Бессонов взволнован, обычные суровость и сдержанность изменяют ему: “Спасибо вам! Спасибо от меня! Все, что могу. Сполна заслужили героев, но все, что могу…За этот бой сердечное мое спасибо. Теперь легче будет, теперь наступать будем”.)

    - Заставляет задуматься и цена победы под Сталинградом. По последним данным, потери военного и гражданского населения составили свыше миллиона ста тысяч человек. Некоторые усомнятся: да победа ли это? Конечно, победа, причем впервые достигнутая при примерном равенстве сил. Но за все расплатился народ: за тоталитарный режим, обходящийся людям всегда очень дорого, за просчеты Ставки Верховного Главнокомандования в определении направления главного удара противника, за приказ № 227 ("Ни шагу назад!"), превращавший наши войска в неподвижную мишень для бомбовых и артиллерийских ударов, за указание Сталина о "необходимости решительно покончить с эвакуационными настроениями" в городе, что привело к многочисленным жертвам среди мирных жителей.

    Вывод: причина -  огромные человеческие жертвы.

    3.  Умелое руководство

    - Прочтите информацию Франца Гальдера – начальника генерального штаба германских сухопутных войск о военном руководстве СССР): «… русское военное руководство, потерпевшее крушение со своим принципом жесткой обороны в 1941 г., развивалось до гибкого оперативного руководства и провело под командованием маршалов ряд операций, которые по немецким масштабам заслуживают высокой оценки, в то время как немецкое командование под влиянием полководца Гитлера, отказалось от оперативного искусства и закончило его жесткой обороной, в конечном итоге приведшей к полному поражению».

    - Используя документы и знания по истории Сталинградской битвы, дайте оценку действиям командующих армий по организации контрнаступления и уничтожения противника. (С точки зрения самостоятельности и свободы действий)

    - Почему советское командование сумело подготовить наступление под Сталинградом? (Мужество и героизм советских воинов, оборонявших Сталинград, позволили разработать и подготовить план наступления “Уран”). 

    - Сообщение ученика “План “Уран”.

    - Сообщения о полководцах.  ??????????

    - Как изображается командный состав в произведениях Бондарева и Некрасова?  Попытайтесь определить, имели ли место самостоятельность и свобода в действиях командного состава?

    (В повести Некрасова герои – солдаты и офицеры, нет ни генерала, ни политработника. Керженцев как командир, испытывает стыд оттого, что он «не знает, где его взвод, полк, дивизия», оттого, что чувствует свою вину за отступление. Он считает себя в ответе за все, что делается в наших войсках, на нашей земле.)

    - Как изображён в романе Бондарева  генерал Бессонов? Что мешает генералу найти общий язык с подчинёнными?

    (Генерал Бессонов стал наибольшей удачей среди образов военачальников. Он строг с подчинёнными, сух в обращении с окружающими. Такое представление о нём подчёркивают уже первые портретные штрихи. Он знал, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем всё более отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью. Ему далеко не безразлична цена, какой будет достигнута победа. Бессонов не прощает слабостей, не приемлет жестокость. Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине. И особенно при встрече с оставшимися в живых батарейцами лейтенанта Дроздовского.)

    - Какова роль в романе члена Военного Совета Веснина?

    ( Веснин – человек скорее штатский. Он словно бы смягчает суровость Бессонова, становится мостиком между ним и генеральским окружением.)

    Вывод:  причины победы -  созданное превосходство в военной технике и живой силе, советское военное искусство.

    4.Героизм простых солдат. Абсурдность войны и ее антигуманность.

    -Мы продолжаем работать с документами, выделяя ключевые фразы,  характеризующие причины победы Советской армии в Сталинградской битве.

    1.  Памятка Советского бойца.

    За наших матерей, жен и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! … Не давайте фашистам покоя ни днем, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.

    Документ №2. Письма с фронта.

    Письмо неизвестного солдата.

    Дорогой отец, Мария и Таня!

    Не знаю, когда будет возможность связаться с вами. Сегодня уезжаю на фронт воевать.

    Иду защищать Родину, освобождать Россию родное Подгорье. Кто знает, что будет со

    мною…

    Сентябрь, 1942г.

    Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

    Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистами и буду до последней

    капли крови уничтожить этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет,

    то всегда помни, что я погиб, как подобает воину -командиру нашей красной армии,

    как подобает погибать.

    Декабрь 1942г.

    Добавить документы.

    Самоотверженность советских людей вызывала уважение во всем мире. В ноябре

    1943 г. на конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании У. Черчилль

    передал советской делегации почетный меч – дар короля Георга 6 гражданам

    Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих

    сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам

    Сталинграда – крепким как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».

    За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы 125 солдат и офицеров

    были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тыс. человек были

    награждены медалью « За оборону Сталинграда» (учрежденную 22 декабря 1942 г.)

    - Какие примеры самоотверженности вы нашли на страницах художественных произведений? Что вы можете сказать о главных героях – Керженцеве и Кузнецове?

    (В обоих произведениях конфликт заключается в противостоянии между краснобаями, прикрывающимися красивыми фразами, и людьми, которые без лишних слов делают своё дело, воюют за родную землю, не щадя своей жизни.

    (Юрий Керженцев  и Кузнецов – люди чести, они умны, смелы, имеют собственное мнение и не боятся его высказать. Они доброжелательны и внимательны к людям, умеют видеть в них хорошее. Они сдержанны и немногословны. Они проявляют мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героями, они не могут иначе. В любых обстоятельствах они остается людьми.

    Керженцев, Валега, Фарбер  смелы и надежны в бою. Но и на войне они продолжают писать стихи, как Карнаухов, слушать музыку и разбираться в ней, как Фарбер, хорошо рисовать, как Игорь Свидерский.)

    -Сопоставьте образы Кузнецова и Дроздовского. Как характеризует героев их отношение с бойцами; с начальством; их отношение к Зое; друг к другу? Проанализируйте поведение Дроздовского во время налета на состав (гл.2). Можно ли его поведение назвать смелым?

    (Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. В Дроздвском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие истеричность, неумение воевать. С Зоей Елагиной он обращается, как с рядовым подчиненным. Он боится открыть перед товарищами, что они любят друг друга.  После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.)

    - Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

    - А как вы понимаете, что такое героизм?

    Вывод: причины - психологическая готовность людей к борьбе, мужество, героизм, самоотверженность народа, его патриотизм.

    III. Итоги Сталинградской битвы - экономические, политические, нравственные, философские аспекты победы.

    (В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р.Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Остатки немецких войск отступили к Ростову.

    После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна окружённая немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.)???????????

    - Теперь, мы должны с вами выяснить, в чем же истоки победы в  Сталинградской битве?

    Учитель совместно с учащимися систематизирует итоги и значение Сталинградской битвы:

    1. Сорваны план молниеносной войны по  разгрому СССР.

    2. Нанесен огромный урон военной мощи Германии (потеря более четверти всех сил,

    действовавших на советско-германском фронте).

    3. Гибель под Сталинградом 6-й армии тяжело отразилась на моральном состоянии населения Германии. Гитлер объявил трехдневный траур. Была подорвана вера в победу.

    4. Упал престиж Германии на мировой арене. После поражения под Сталинградом из 40 государств, с которыми Германия поддерживала дипломатические отношения, остались 22.

    5. Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию. Руководство Германии вынуждено отказаться от наступательных операций. Это означает, что наступил коренной перелом в ходе войны. Впервые понятие коренной перелом появился в зарубежных СМИ в то время, когда советские войска перешли под Сталинградом в контрнаступление. Американская газета « Нью- Йорк Херальд Трибьюн» 30 ноября 1942г. писала: « 19 ноября 1942 года под ударами Красной

    Армии под Сталинградом рухнуло все здание германской стратегии». Газета называла контрнаступление поворотным пунктом в войне.

    6. Возрос международный авторитет Красной Армии. 

    7. Победа подняла престиж Советского государства, что способствовало укреплению антифашистских сил во всем мире и расширению рядов антигитлеровской коалиции.

    8. Что же касается рядовых бойцов, мирных граждан, то можно привести много свидетельств гуманного отношения к поверженному противнику. Например, в "Директиве Военного Совета Донского фронта... о недостатках в отношении к военнопленным и спецконтингенту  и мерах по их устранению" с возмущением отмечалось, что встречаются случаи, когда конвоиры поддерживают ослабевших пленных, вместо того чтобы заставить это делать других немцев.

    Вопреки всему люди оставались людьми. И это главный урок великой битвы.

    - А теперь скажите, какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве? На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему?

    (Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.)

    - Каковы ваши впечатления о прочитанных романах? Какие сцены наиболее запомнились, запали в душу?

    VII.Домашнее задание:

    2 группы пишут небольшое сочинение-эссе “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о Сталинградской битве”.

    2 группы историков работает с документами из книг(“Мемуары адъютанта Ф. Паулюса”, “Судьба моя, Сталинград”) и отвечают на предложенные вопросы. Или ????????????

    №1 Сталинградское сражение.

    С 17 июля по 18 ноября 1942 г. ( ________ месяца) продолжалась ____________ Сталинграда. Контрнаступление было осуществлено силами _______ фронтов под командованием генералов ____________, ___________________, ________________. В итоге под Сталинградом начался ____________ в войне, так как советские войска _______________ очень крупную группировку противника (около 330 тысяч человек)  и перехватили _______________ _________________ по всему фронту: ___февраля 194__г. был освобождён Краснодар, ___февраля 194__г. был освобождён Ростов. Началось ______________ ______________ захватчиков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

    Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

    Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: "Русская культура XIV - XVIIвв."

    Мультимедийная презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Русская культура XIV-XVII вв." позволяет в более интересной форме показать учащимся культуру нашей страны этого пе...

    Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе

    Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе. Тема: "Музыка - главный герой басни"....

    Интегрированный урок истории и литературы в 6 классе «Помните ушедших в битву за Москву».

    Интегрированный урок истории и литературы в 6 классеПомните ушедших в битву за Москву! Гордеева С.С., учительистории и обществознания МОУ СОШ №4 г. ЖуковскийВерина Н.А., зам. дирек...

    Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»

    Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы....