Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»
план-конспект урока по истории (11 класс)

Форманенко  Тамара Ивановна

Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_urok_istorii_i_literatury_11_klass.docx80.88 КБ

Предварительный просмотр:

Буянский Дмитрий Борисович,

кандидат педагогических наук;

учитель истории и обществознания,

 МБОУ СОШ г.Пионерского,

Форманенко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ г.Пионерского

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе

«В огне гражданской войны…»

Задача:

Способствовать формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин (истории и литературы)

Цели:
Обучающие:
1. Обобщить знания учащихся о событиях гражданской войны в России  (1918-1920)

2. Дать представление об освещении темы гражданской войны в произведениях писателей 20-х годов ХХ века

Развивающие:

  1. Формировать  понимание античеловеческой сущности гражданской войны, о трагичности судьбы человека в переломные моменты истории;
  2. Развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале;
  3. Развивать самостоятельность мысли, используя предварительные самостоятельные домашние задания, наблюдения над  текстом.
  4. Развивать коммуникативные умения учащихся, монологическую и диалогическую речь

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к отечественной истории
  2. Вызвать личностный отклик на прочитанные  произведения, побудить  учащихся задумываться о своей позиции в жизни;
  3. Дать возможность убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях, увериться в необходимости национального согласия.

Оборудование:

  1. ПрезентацияMicrosoft Power Point
  2. Видеофрагмент:  песня из к/ф «Неуловимые мстители»
  3. Выставка художественных произведений  о гражданской войне
  4. Портреты писателей А.Фадеева  и  И.Бабеля
  5. Фрагменты текстов произведений
  6. Карточки с заданиями для групп


Эпиграфы урока

История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я.Смеляков

                                                                            Все рядком лежат,

                                                                            Не развесть межой.

                                                                           Поглядеть солдат:

                                                                          Где свой, где чужой?

                                                                          Белый был – красным стал:

                                                                         Кровь обагрила.

                                                                        Красный был – белым стал:

                                                                       Смерть побелила.

                                                                                          М.Цветаева

А я стою один меж них

В ревущем пламени  и дыме

И всеми силами   своими

 Молюсь за тех и за  других

                  М.Волошин

Ход урока

I. Организационный момент. Присоединение к теме.

Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Неуловимые мстители», где звучит песня о Гражданской войне «Бьют свинцовые ливни…»

Подготовленный учащийся читает  наизусть отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина “Гражданская война” (цикл “Усобица”).см.ПРИЛОЖЕНИЕ

II. Постановка учебной задачи.

Учитель истории.

Современное телевидение продолжает показ лучших советских фильмов.Те из них, что посвящены Гражданской войне (от чёрно-белого «Чапаева» до «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Белое солнце пустыни»), создают однозначные образы участников войны. Красные – хорошие, смелые, честные герои, борющиеся за правое дело, которое оправдывает вынужденную жестокость по отношению к врагу, которые рисуются коварными, злыми, жестокими людьми. Фильмы, снятые уже в современной России (например, «Адмирал» про А.В. Колчака), зачастую тоже рисуют однозначные, но зеркальные образы участников Гражданской войны. Белые – благородные, честные герои, а красные – отрицательные, грубые, жестокие.

При этом – все участники этого противостояния совершают поступки, за которые потомкам должно быть стыдно, но жестокость почти всегда оправдывается благородством целей.

Каков основной проблемный вопрос урока?

 (учащиеся с помощью учителя  формулируют проблему): (СЛАЙД)

Чьи цели были по настоящему благородными, на чьей стороне правда?

Можно ли оправдать жестокость гражданской войны благородством целей?

Можно ли было в тех условиях сохранить нравственную чистоту?

Что мы должны будем узнать или вспомнить, чтобы ответить на эти вопросы?

  • Цели и задачи противоборствующих сторон;
  • Действия участников конфликта;
  • Оценить нравственные мотивы поступков людей той эпохи.

Но если на первые вопросы мы ответим при помощи знаний истории, то оценить нравственные мотивы я предлагаю при помощи искусства – литературы. Для этого нам необходимо будет:

  • получить представление о личности  писателей, которым революция «дала» биографию, яркую и драматичную
  • работая с текстом, анализируя фрагменты произведений, выявить взгляд писателей   на события  революции и гражданской войны: «это очистительный огонь» или «осквернение святынь»?
  • попытаться разобраться в том, как решается в произведениях  вечная для русской литературы нравственная проблема – проблема гуманизма .

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель истории:

  • Проанализируйте состав противоборствующих сил. Сделайте вывод: на чьей стороне была правда в  гражданской войне?
  • Оцените действия белых и сделайте свой вывод по проблеме урока: «На чьей стороне была правда в гражданской войне?».
  • Определите причины массового террора сторон. Сделайте вывод по проблеме урока: «На чьей стороне была правда в гражданской войне?».

IV. Анализ литературных произведений.

  1. Слово учителя литературы. Составление кластера.

Литература (искусство слова) в не меньшей (а подчас и в большей) степени, чем историческая наука, формирует представление об истории. Создав немало мифов о революции, о Гражданской войне литература, тем не менее, еще в 20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах художников переменах. (Б. Пильняк назвал их «перепряжкой истории»).В стихотворении М. Волошина, которым начался наш урок, чувство лирического героя поэта глубоко патриотично, поэт  рисует ситуацию трагического раскола в русском обществе в послереволюционные годы(учитель обращает внимание на эпиграф на доске):

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

  Долгие годы образ Октября 1917 года был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. К сожалению, целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса.

Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Платонова, В. Вересаева, книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина,  более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века.

Сейчас становится ясным: литература 20-х годов была явлением неоднородным и подчас не вписывающимся в общие рамки. По сути своей это была литература молодых, в своем творчестве пытавшихся не только поставить, но и разрешить самые жгучие вопросы современности. Это была литература сегодняшнего дня и литература “для будущего”.

         Составим кластер, вспомнив, как характеризовали события революции и гражданской войны различные писатели и поэты.  Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».

(На доске составляется кластер, отражающий разные подходы к оценке Октябрьской революции 1917 года)

(Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг о революции и гражданской войне , называет две группы произведений, по-разному отразивших революцию 1917 года и события гражданской войны).СЛАЙД  

Д. Фурманов «Чапаев» (1923)

 А. Серафимович «Железный поток» (1924)

А. Фадеев «Разгром» (1927)

В. Иванов «Партизанские повести» (1923)

Б. Лавренёв «Сорок первый» (1924)

М. Шолохов «Донские рассказы» (1926)

И. Бабель «Конармия» (1925-1926)

И. Бунин «Окаянные дни» (1918)

М. Булгаков «Белая гвардия”(1925-1927)

Б. Пильняк «Голый год» (1021)

«Повесть непогашенной луны» (1926)

И. Шмелёв «Солнце мёртвых» (1923)

В то время как многие наследники опыта Серебряного века – на родине и в эмиграции-  с глубокой печалью говорили, что революция отняла у них биографию, в 20-е годы ХХ века в литературу приходило  поколение , которому революция как раз дала  биографию. Нередко – очень яркую и драматичную.

 Александр Фадеев, вспоминая писательскую молодость поколения рождённых революцией, в 1949 году напишет в одной из анкет: «Мы входили в литературу волна за волной. Нас соединяло ощущение нового мира, как своего, и любовь к нему.»(СЛАЙД)

        Писатели и поэты 20-х годов не были простыми хроникерами событий, значение их произведений не сводится лишь к правдивому изображению событий тех лет. Шел активный поиск «идеи времени», поиск правды,  смысла истории.Читая произведения этого периода, мы задаёмся вопросами:

- Что принесли  России революция и гражданская война? Это был праздник трудящихся и угнетенных или то время можно было назвать по-бунински: «окаянные дни»? Кто он, настоящий герой гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий на своем пути все, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?

  1. Анализ произведений20-х годов. Работа в группах.

  Обратимся к ярким фрагментам текстов художественных произведений: лирических и прозаических.

(учащимся предлагаются отрывки из произведений поэтов и писателей 20-х годов и вопросы для обсуждения в группе)

1 группаОтражение эпохи в лирике

Прочитайте лирические отрывки, представляющие собой яркий эмоциональный  отклик на революционную стихию, захватившую страну в 10-20 годы  ХХ века и составьте кластер, отражающий разные точки зрения на события тех лет.

(стихи см. в ПРИЛОЖЕНИИ)

2 группа А.Фадеев «Разгром» (гл.11 Страда)

Эпизод вынесения приговора раненому Фролову

  1. Каким предстаёт перед читателем Левинсон в этом эпизоде? Ответ подтвердите текстом, обратите внимание на детали. Назовите психологические детали, подчёркивающие, сколь мучителен выбор, который делает герой (Левинсон). А каковы его доводы? Это сила или слабость героя?
  2. Можно ли считать Мечика выразителем авторской идеи?
  3. Гуманисты утверждают, что любовь к человеку есть мера всего. Большевики нашли выход: дали определение слова гуманизм — советский (или пролетарский). Левинсон в этом эпизоде руководствовался идеями пролетарского гуманизма. Прав ли он?В каких ещё эпизодах главы 11 Левинсон оказывается в ситуации выбора? Прав ли он в своём решении?
  4. В чём современность произведения А. Фадеева?

Перед обсуждением звучит краткое сообщение подготовленного учащегося о жизни и творчестве А.Фадеева. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)СЛАЙД

3 группа И. Бабель «Смерть Долгушова»

  1. Чей поступок гуманнее: Лютова, следующего заповеди «Не убий!», или Афоньки, убивающего Долгушова, чтобы спасти его от страданий?
  2. Есть ли в рассказе ответ на этот вопрос? Подтвердите текстом.

Слово учителя перед обсуждением. Сегодня приходиться говорить о новой жизни репрессированных, полузабытых, часто неизвестных многим людям писателях 20-х -30-х годов. Их книги стараниями критиков упрощались, их представления о мире были сознательно искажены. Такая судьба постигла  Исаака Бабеля.

Трагизм творческой судьбы И.Э. Бабеля могут проиллюстрировать слова А. Лежнёва: «…..с Бабелем повторилась та же история, что происходит у нас почти с каждым более и менее выдающимся писателем: сначала его объявляют чуть ли не гением, месяца через два начинают кричать, что он ступил на ложный путь, что он не оправдал  возлагавшихся на него надежд, а через года полтора готов и окончательный приговор: зачислить по ведомству разложившихся писателей. Над вчерашним несравненным мастерством ставят крест».

(Краткий рассказ подготовленного учащегося о И.Бабеле, см. ПРИЛОЖЕНИЕ)(СЛАЙД)

  1. Организация дискуссии

Учащиеся работают по группам, после предварительной подготовки, цитируя текст, отвечают на поставленные вопросы).

Комментарий учителя литературы.

Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Всем тоном повествования автор подчеркивает значительность и трагизм описываемых событий, оттеняет при этом идею победы «революционного гуманизма».

Однако не надо, видимо, называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.Как соотносятся «революционный гуманизм»  и раскольниковская «арифметика»?  Ведь истинная цель Левинсона м его соратников – служение делу, идее (вспомним теорию Раскольникова), а не человеку, служение будущему, в жертву которому можно принести день сегодняшний.

Не станет ли его мечта о «новом, прекрасном, сильном и добром человеке», которого можно воспитать в революции, еще одной иллюзией, заблуждением?

Морально-нравственная позиция Мечика вряд ли может вызвать симпатии читателя: человек, предавший друзей, идею товарищества (вспомним гоголевского Тараса Бульбу: «Нет уз святее товарищества!») заслуживает осуждения.

Можно ли говорить о разрыве А.Фадеева с гуманистической традицией русской литературы?Видимо, нет.Внимание автора к человеческой душе, романтизация положительного героя, оптимизм  – все это характерно для романа «Разгром». О войне как о трагедии делает вывод проницательный читатель, независимо от того, как сам автор относится к событиям, поскольку объективное изображение всеобщего озлобления и многолетнего кровопролития говорит само за себя.

В чём современность произведения А.Фадеева? В ситуации нравственного выбора может оказаться каждый, важно в любой жизненной ситуации оставаться Человеком, прекрасным, сильным и добрым, таким, о каком  мечтал Левинсон.

        Жестокость гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только Долгушов, страдают и Лютов, и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель.

Обогатившись опытом реальной жизни, Бабель увидел в революции не только силу, но и “слезы и кровь”. Поэтому трагическая оценка событий в его книге преобладает над героической.

В противовес смерти и разрушению Бабель объявлял самой высокой ценностью жизнь. Рассказчик считает, что у него и у других людей нет права убивать, лишать жизни своих братьев. Бабель создал образ человека, который не принял и не может принять жестокости войны. Автор показал, что никакие условия не способны повлиять на личность, чья душа живет с убеждением конечного торжества доброты и правды. Бабель  считает, что в братоубийственной, бесчеловечной бойне только гуманистическое мировоззрение способно хоть как-то противостоять жестокости и насилию.

Попирая нравственные ценности, разрушая и сея вокруг себя смерть, нельзя построить ничего прекрасного.

Эта тема найдёт свой продолжение в эпопее М.Шолохова «Тихий Дон», герой которой казак Григорий Мелехов также окажется в огне гражданской войны перед нравственным выбором.Через кровь и библейское "не убий" не могут переступить ни Турбины в булгаковской "Белой гвардии", ни Юрий Живаго в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго".

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель истории.

Нравственный потенциал литературных произведений о "смутном времени" русской истории - как нельзя лучше созвучен нашим дням.

В национальных регионах гремят войны, страну захлестнул разгул преступности, черствеют людские души, и, "как колокол на башне вечевой", звучит призыв М. Горького: "Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!" Нельзя не согласиться со словами современного писателя Бориса Васильева: "В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия... Трагическая катастрофа рождает только потери".

Для многих писателей гражданская война – национальная трагедия. В своих произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция сегодня нам очень близка. Эти публицистические, прозаические и поэтические произведения звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе.

Это касается не только России, но и всех бывших республик страны. Мы обязаны осознать бесценность человеческой жизни, отказаться от жестокости и насилия, помнить о вечных нравственных ценностях.

Пусть этот опыт истории пригодится нам, ведь была уже одна гражданская война, унесшая десятки миллионов жертв. Мы перечитываем сегодня произведения о ней и стараемся вникнуть, найти ответы на сегодняшние вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторить все сначала.

Дай Бог, чтоб на Руси не вспыхнула новая большая гражданская война. Хватит нам разгромов без кавычек и с ними. Хочется, чтобы драматические события тех лет послужили уроком нам, живущим в ХХI веке. Пусть брат никогда не пойдёт войной на брата.  

Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращённых в прах,

Из мук казнённых поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь.

Я за неё одну молюсь…

Максимилиан Волошин

В стихотворении "Нобелевская премия" Б. Пастернак выражает надежду:

…Верю я, придет пора:

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

VI. Домашнее задание

 Написать сочинение-рассуждение, отразив свои впечатления  от  прочитанного и услышанногона уроке на  тему:

1.Человек  в  огне  Гражданской войны

    2. Есть ли такие цели, ради которых «разрешено» проливать кровь?

    3.  Можно ли оправдать бесчеловечность, жестокость, даже если они совершаются во имя «великой идеи»?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Максимилиан Волошин

Гражданская война

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула…

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

22 ноября 1919

Коктебель

Александр  Александрович  Фадеев   (1901-1956)

1901 - родился в старинном городке Кимры Тверской губернии.  Отец писателя — народный учитель из крестьян, мать — фельдшер

1908   – детство и юность на Дальнем  Востоке

1912- 1918  - учёба во Владивостокском Коммерческом училище, начало революционной деятельности

1918-1920  -  вступление в Коммунистическую партию

1919 -  вступление  в Особый Коммунистический отряд красных партизан., активное участие  в боевых действиях партизан, комиссар одной из партизанских бригад  в Народно-революционной армии

«Как писатель, — говорил Фадеев, — своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ним я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка...»

1921- 1922 -  учёба в Горной академии в Москве, совмещение  учебы  с партийной работой

1923  -  повесть «Разлив», рассказ «Против течения».

1927  -  роман «Разгром»  принес автору широкую известность, писатель становится лидером РАПП

1929 – 1941 - роман  «Последний из Удэге»  

1939  -  член ЦК Коммунистической партии

1941- 1945  -   военный  корреспондент, поездки  на фронт и в осажденный Ленинград

1944 – роман «Молодая гвардия»

последние годы жизни  — председатель правления Союза писателей СССР, депутат  Верховного Совета,  дважды награждён орденом Ленина, лауреат  Государственной премии.

(Информация на СЛАЙДЕ)«Широкая, правдивая и талантливейшая картина гражданской войны». (М.Горький)

  • светлое романтическое мировосприятие
  • лирический голос автора
  • достойнейший продолжатель толстовской эпической традиции:

               -   сходство интонаций, приемов раскрытия характеров

               -   пристальное внимание к деталям

               -   психологизм, поток чувств и решений («диалектика

 души»)

Бабель Исаак Эммануилович
(1894 - 1940)

1 июля 1894 года - родился в Одессе в семье торговца-еврея.

Первые рассказы опубликовал в журнале «Летопись». Затем, по совету М. Горького, «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

С  октября 1917 года - начальствование в советских органах, работа в ЧК (чрезвычайной комиссии) 
1920 год- боец и политработник Конной армии С. Будённого. 
1926 год – сборник рассказов "Конармия" о бойцах и командирах Конной армии   (СЛАЙД)

  • Короткие рассказы, насыщенные содержанием
  • «летопись будничных злодеяний»
  • рисует рядом с подлинными защитниками революции анархически настроенную казачью вольницу
  • герой-рассказчик – интеллигентный юноша Кирилл Лютов , хранитель нравственных ценностей,  выглядит чужеродным
  • фактическое изложение событий без излишних описаний
  • сказовая манера повествования
  • цветистый, перегруженный метафорами язык
  • стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием

          
1931 год – "Одесские рассказы"

1935 год – пишет пьесы, сценарии

1930-е годы - стал одним из самых популярных за рубежом советских авторов.

15-го мая 1939 года- арест, обвинение в «антисоветской заговорщической террористической деятельности

январь 1940 года – был расстрелян как “враг народа”

1954 год - посмертно реабилитирован

1957 год - произошло его возвращение в литературу, был издан сборник "Избранное"

Русская революция

Во имя грозного закона

Братоубийственной войны,

И воспаленны и красны

Пылают гневные знамена.

Но жизнь и русская судьба

Смешали клички, стерли грани:

Наш пролетарий — голытьба,

А наши «буржуа» — мещане.

А грозный демон — «Капитал» —

Властитель фабрик, Князь заботы,

Сущность отстоенной работы,

Преображенная в кристалл, —

Был нам неведом:

                              нерадивы

И нищи средь богатств земли,

Мы чрез столетья пронесли,

Сохою ковыряя нивы,

К земле нежадную любовь...

России душу омрачая,

Враждуют призраки, но кровь

Из ран ее течет живая.

                           М Волошин        

Какая истина в твоей неправде есть?

Пустыня странствия нам суждена какая?

Сквозь мёртвые песни, сквозь Голод, Славу, Месть

Придём ли, наконец, к вратам небесным рая?

Е.Полонская (20-е годы)

КАРТОЧКА   1 группа     Отражение эпохи в лирике

Кровью плюём зазорно
Богу в юродивый взор.
Вот на красном чёрным:
– Массовый террор.
Мётлами ветру будет
Говядину чью подместь.
В этой черепов груде
Наша красная месть.

По тысяче голов сразу
С плахи к пречистой тайне.
Боженька, сам Ты за пазухой
Выносил Каина,

Сам попригрел периной
Мужицкий топор, – 
Молимся Тебе матерщиной
За рабьих годов позор.
1918       Анатолий Мариенгоф

Пустынный шар в пустой пустыне,  
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
         Безумие! Безумие!  

Единый миг застыл — и длится,  
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
         Отчаянье! Отчаянье!  

               1910             Зинаида Гиппиус

Из закоулков,

Из переулков,

Темных, размытых, разрытых, извилистых,

Гневно взметнув свои тысячи жилистых,

Черных, корявых, мозолистых рук,

Тысячелетьями связанный, скованный,

Бурным порывом прорвав заколдованный

Каторжный круг,

Из закоптелых фабричных окраин

Вышел на Улицу Новый Хозяин,

Вышел - и все изменилось вокруг…

1917-1922     Демьян Бедный

Гремят мятежные раскаты,

Гудит набата красный звон,

Мир угнетенья, мир проклятый

До основанья потрясен…

И близок день: вернется воин

С полей войны под мирный кров,

И будет Новый Мир построен -

Мир без тиранов и рабов,

 И разноликие народы,

           Разрушив сети злобных пут,

           Под сенью Братства и Свободы

Легко и радостно вздохнут.

                         1918 Владимир Кириллов

Есть дни величавей столетий...

Играй, моя песня, гори!

Этот день осенний светит

Светом неумирающей зари.

Каждый был на голову выше,

          Каждый был окрылен и силен.

Верю: даже созвездия слышат:

          Этих дней полыхающий звон.

1922   Владимир Кириллов

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

…И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив…

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

1919 Максимилиан Волошин

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

       Была ли ты? есть или нет?

Омут... стремнина... головокруженье...

       Бездна... безумие... бред...

Все неразумно, необычайно:

       Взмахи побед и разрух...

Мысль замирает пред вещею тайной

       И ужасается дух….

Мы — зараженные совестью: в каждом

       Стеньке — святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и жаждам,

       Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,

       Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

       Неопалимая Купина!

1919   Максимилиан Волошин

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. .

Неопалимая купина. (в библейской мифологии) - куст, который горит и чудесным образом не сгорает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...