Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка –  лось» является благодатным материалом, который становится основой урока-диалога, позволяющего задуматься над  «вечными» проблемами, обсудить  сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное  значение, развивают глобальное мышление у  обучающихся.

На протяжении  всего урока обучающиеся работают с  «Листами оценки знаний», в которых  оценивают свою работу на всех  этапах урока и работу своих одноклассников, в конце занятия  на основании этих «Листов…» после  общего обсуждения  выставляется отметка за урок каждому  десятикласснику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя:  Спайкова Ирина Натановна

учитель русского языка и литературы

МОУ  Синичинская средняя  общеобразовательная школа

Технологическая  карта  урока по учебному предмету «Литература»

в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа  В.П. Астафьева «Яшка – лось»).


Тип  урока:

 Урок внеклассного  чтения – «Диалог – клуб»

Авторы  УМК:

УМК  « Литература 10 – 11 классы» под  редакцией Б.А. Ланина

Цель   урока:

 Познакомить обучающихся с рассказом В. Астафьева  «Яшка – лось», создать условия для развития мыслительных способностей учеников;  раскрыть нравственные проблемы , обозначить  их актуальность в современном мире.

Задачи:

 Образовательные:

  • научить  школьников анализировать прозаический текст, следить за мыслью автора;
  • развивать навыки комментированного чтения;
  • отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, в рассуждениях обоснованно высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать  у обучающихся  нравственные принципы  во взаимоотношениях человека и природы;
  • воспитывать у  школьников  добросовестное  отношение к своим обязанностям.

 Развивающие:

  • развивать  речь  обучающихся;
  • формировать  умения  применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Планируемые   образовательные результаты:

Предметные:

Уметь

  • определять проблемы прочитанного текста; 
  • работать с текстом  и дополнительной литературой;
  • анализировать эпизоды  прочитанного текста;
  • высказывать свое мнение о прочитанном;
  • делать  самостоятельные выводы.

Личностные:

Воспитывать

  • чувство сострадания  чужому горю;
  • понимание необходимости бережного отношения человека к природе.

Метапредметные: 

Уметь

  • структурировать знания по теме;
  • осознанно  строить  речевое  высказывание.

Регулятивные:

Уметь

  • контролировать  процесс  своей деятельности;
  • оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные:

Уметь

  • вступать  в   диалог с учителем и одноклассниками;
  • точно выражать свои мысли.

Оборудование:

Тетради для записи выводов  на всех этапах урока, « Листы оценки  знаний».

Образовательные  ресурсы:

 

 Текст рассказа В.П.Астафьева « Яшка-лось»        

 Очерки Д.С.Лихачёва « Письма о  добром и прекрасном».

 

Комментарий:

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка –  лось» является благодатным материалом, который становится основой урока-диалога, позволяющего задуматься над  «вечными» проблемами, обсудить  сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное  значение, развивают глобальное мышление у  обучающихся.

На протяжении  всего урока обучающиеся работают с  «Листами оценки знаний», в которых  оценивают свою работу на всех  этапах урока и работу своих одноклассников, в конце занятия  на основании этих «Листов…» после  общего обсуждения  выставляется отметка за урок каждому  десятикласснику.

Эпиграфы к уроку:                             Боже  правый!  Пусто и  страшно становится в Твоем мире.        

                                                                                                                                              Н.  В.  Гоголь.

 Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет

  не жизнь , а прозябание.                                   Д.С. Лихачёв.

                   

Дидактическая
структура
урока

Ситуативные задачи/  опорные вопросы

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Организацион-ный момент

 

 Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя на откровенный разговор.

 

Определение темы урока

ЭТАПЫ:

вступительное слово учителя

сообщение  обучающегося

вопросы  на ассоциации

предполагаемые  ответы обучающихся

Тему  нашего урока  я предлагаю  сформулировать так: «Когда душу пронзает боль…» Какие ассоциации возникают   у вас?  О чем может пойти речь?

 « Есть произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает  боль...  «Яшка-лось» — один из таких рассказов В. П. Астафьева.

Прежде,  чем мы обратимся к произведению, давайте  познакомимся с его автором.

Самостоятельно  приготовленное сообщение обучающегося  о  В.П. Астафьеве.

 

Называются  ассоциации: духовность, мораль, нравственность и т.д.

Рассуждения  обучающихся.

Постановка учебной проблемы

ЭТАПЫ:

определение идеи урока

предполагаемые  ответы обучающихся

обобщение учителя

постановка проблемного вопроса

выдвижение гипотез учениками

работа с гипотезами и предполагаемые  ответы обучающихся

работа с текстом

предполагаемые ответы обучающихся

Обратите внимание на высказывания великих мыслителей, которые являются  эпиграфами  к нашему уроку.

Что общего в данных высказываниях?

Выделите ключевые слова и попытайтесь определить идею нашего урока.

 

Так ли важно чувствовать, ощущать смысл и цельность своей жизни?

Какой литературный приём использует в рассказе В. Астафьев?

Мы будем говорить о смысле жизни человека, о том, что ведёт его к намеченной цели  или, наоборот, к падению.

 

Выделяются слова: « пусто и страшно - не жизнь, а прозябание».

Рассуждения  обучающихся.

 

Вывод, к которому должны прийти обучающиеся после обсуждения: «Бесцельная и бессмысленная жизнь  ведёт  к духовному  падению, безнравственности и безответственности.  В таком случае страдает не только один человек, а всё живое, что его окружает».

Олицетворение, антитеза, противопоставление образов.

Обучающиеся приводят примеры из текста.

Осмысление содержания рассказа

ЭТАПЫ:

работа с образами рассказа

предполагаемые  ответы обучающихся

работа с композицией рассказа

предполагаемые ответы обучающихся

Кем являются главные герои рассказа В. Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь?

Что можно сказать о композиции рассказа? На сколько частей можно его разделить? Как меняется тональность рассказа?

Герои рассказа (жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна) имеют человеческие имена. Но не только имена, а и характеры, поступки, даже мысли приближают их к миру людей. «Попьет, попьет Марианна, голову поднимет, осмотрится, подумает и, ровно бы сама себе сказавши: „Да пропадите все вы пропадом!“, брыкнет задом, ссыплет с себя ребятишек и ударится бежать неизвестно куда и зачем».

Живут эти «сварливая баба» Марианна и «парень ласковый» Яшка в далеком уральском селе. И мир этот какой-то сказочный, добрый. Этот мир, главными действующими лицами которого являются животные, словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нем обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосенка. Марианна, потеряв сыночка, «раскаялась в своем поведении», начала воспитывать других жеребят. И вновь человеческое в Яшке: «Он уже окреп и напоминал подростка с налившимся телом и мускулами...»
Но потерял и вторую маму Яшка. Второй раз осиротел. Голод выгоняет его к селу, к людям. «Блудный сын» возвращается в мир, вытолкнувший его в детстве.

Рассказ имеет трехчастную композицию.

Первая часть — это  описание детства  Яшки (мама, жизнь со второй мамой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломтик хлеба). В этом мире еще нет людей, только дети — чистые души.
Вторая часть — возвращение к людям. «Тяжелый болотный запах» от лежащего человека (пьяного), узда, «железные удила», которые Яшка «кровенил», пытаясь  их перегрызть. Здесь, в этом мире людей, он уже не «парень  ласковый»,  «жеребенок-несмышленыш»,  а  «бродяга»,  «морда беспачпортная».  Яшку  не  оставляет  жажда свободы. Он сделался верховой лошадью, «голос его летит по горам»; и сам он не скачет, а летит, и кажется ему, что он «все будет лететь и лететь по бескрайней тайге... радуясь раздолью, свободе и живому миру».
Третья часть рассказа — весна. Но вместо обновления в природе и в жизни людей царит уныние.
«...Весна была сама по себе. Она взялась вымещать за осень», солнца нет, но люди клянут «небесную канцелярию» не за плохую погоду, а за отсутствие выпивки, так как они оказались отрезанными от другой стороны Камского моря «неезжалым... льдом».
Страшен трезвый бригадир, который
«пил каждый день, начиная с сорок второго года, с тех самых пор, как отпущен был из госпиталя по ранению». И вот он седлает Яшку, не выдерживая испытания трезвостью. Яшка не идет по льду. Он летит! Может, он представил себя птицей? Может, он думал, что взлетит, оторвется от этой земли, на которой так тяжело и страшно живут люди?! Но нет... не произошло чуда... Яшка «будто руками, хватался копытами за лед...» Он не ржал, услышав жаворонка, он плакал слезами и кричал  «пронзительно и высоко», когда тонул.
«А на берегу с визгом, плачем, с мужицкими матюками били бабы бригадира». А он «взывал, как о милости: „Убейте меня! Убейте меня!“».

Подведение итогов. Выводы

ЭТАПЫ:

вопрос   для обобщения

предполагаемые  ответы обучающихся

вопрос   для обобщения

предполагаемый  ответ обучающихся

слово – размышление учителя

работа со «сквозными  темами» литературы

обобщение учителя

обращение к эпиграфам к уроку

предполагаемые ответы обучающихся

обобщение учителя

Какие выводы мы можем сделать?

В чем спасение человека по Астафьеву?

 

 

В каких  ещё произведениях русской  литературы поднимаются  эти проблемы?

Обратимся к эпиграфу урока — к словам Н. В. Гоголя.

Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир?

Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось» — страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Готовясь к уроку,  я размышляла: « Поймут ли его старшеклассники? Нужно ли читать такие рассказы  или  произведения о Гарри Поттере все-таки предпочтительнее для юных душ?»  (Приглашение  к совместному обсуждению)

Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки:  кто я? зачем я живу? что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева. Мы восхищаемся кремневым упорством Василисы Милентьевны, сопереживаем труженице Пелагее, волнуемся за Альку, потому что дорога, которую она выбрала, очень опасна и извилиста. Нас привлекает символичность повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Туман, окутывающий остров, — это и туман нашего сегодняшнего времени, туман непонимания людьми друг друга, туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем...

Чтение учителем  стихотворения Н.Заболоцкого «Не  позволяй душе лениться».

 Сегодня, как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда.
Автор  рисует в рассказе два  реальных мира: мир Яшки-лося, наделенного  человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, душу свою пропивающих. 
Об этом не говорит, а кричит рассказ В. Астафьева «Яшка-лось».

В. Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого себя пожирающего зверя».
Безбожный бригадир молит Бога о помиловании. Кого — помилуй? Яшку? Не помиловал — утонул Яшка. Бригадира? Спасла его от смерти жена, успела вырвать из рук «освирепевших баб». Но не об этом он молил Бога...
 Бригадир молил о спасении души. Он каялся. А Яшка-лось оказался жертвой пьяной бесцельной жизни. « Пьянство, если переходит в страсть, то порабощает душу, и приводит к погибели души,»- утверждал  Иоанн Маслов. Пропивать душу – значит, терять свой смысл жизни. Это ведёт к пустоте мыслей, чувств, поступков и  в конце концов -  к трагедии. Значит, мы должны задумываться, зачем мы живём на Земле, что останется после нас.

В воскрешении души.


Совместное обсуждение

Учащиеся приводят примеры литературных произведений и обосновывают свою точку зрения.

После рассуждения обучающиеся должны прийти к мысли: «Душа обязана трудиться...»

Рефлексия

ЭТАПЫ:
вопрос для обобщения

предполагаемые ответы обучающихся

обобщение учителя

Какие чувства вы испытываете после  прочтения  рассказа?

 

 И снова обратимся к  словам Дмитрия  Сергеевича Лихачёва:

« Одно правило в жизни должно быть у каждого  человека  в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

 Пусть эти слова будут достойным завершением нашего сегодняшнего разговора.                  

Обиду. Обидно,  что бригадир остался безнаказанным. Его судили бабы - спасла жена. Попал под суд - спасла амнистия. Он так и остался прозябать  и сквернословить. Этот случай не послужил ему уроком.

Покаяния, приводящего душу к желанию измениться, не произошло.

Домашнее задание

Так  что же делать, чтобы духовная пустота не заполнила  наш  мир?

Напишите  сочинение – рассуждение   на эту тему.

Контроль результатов учебной деятельности   обучающихся

Обсуждение  школьниками  результатов работы на уроке  на основании их пометок на «Листах оценки знаний»  и  выставление  отметок  за  занятие  каждому обучающемуся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по учебному предмету "литература". 8 класс.

Рабочая программа по учебному предмету "литература". 8 класс. ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 6 класс

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:·         Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...