РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Савина Елена Вячеславовна

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

            Концепция рабочей программы  ориентирована на использование  базового учебника литературы   под редакцией  Г.С Меркина.  «Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009., рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по литературе в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.

 Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

        Цель данной программы:  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_7.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Котовская школа»

(МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа»)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

7  класс (базовый уровень)

Савиной Елены Вячеславовны

учителя русского языка и литературы

Старый Оскол

2012


РАЗДЕЛ I.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

                  Концепция рабочей программы  ориентирована на использование  базового учебника литературы   под редакцией  Г.С Меркина.  «Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009., рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по литературе в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.

 Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

        Цель данной программы:  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

          Задачи: освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

          Изучение литературы в 7 классе строится на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых осуществляется:

-понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблематика милосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм)

-знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.

Объём усвоения теоретико-литературных понятий обучающимися 7 класса представлен в таблице :

Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурно-образующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Былина

эпос

Былинный герой

Гипербола

Лирическая народная песня

Поэтическая лексика и синтаксис

Обрядовая поэзия

(Песни колядные, масленичные, свадебные)

Постоянный эпитет

Лироэпическая народная песня

Древнерусская повесть

Символ

Ода

Одический сюжет

Одический персонаж

Тропы и фигуры в оде

Стихотворение как обозначение различных жанровых образований

 Послание

Литературное направление

Классицизм

Эстетическая система

Драма  

Литературные роды

Драматический персонаж

Ремарка

Комедия

Конфликт в комедии

Говорящие комедии

Сарказм

Романтическая поэма

Герой романтической поэмы

Стиль; экспрессия

Повесть

Творческая история

Сатирический рассказ

Фантастический (гиперболизированный) сюжет

Сатирические образы

Гротеск

Легенда

Образ-символ

Анекдот

Сонет

Стихотворная форма

Хокку (хайку)

Поэтическая форма

Преобладающие виды работы:

-различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;

-различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);

-письменные ответы на вопросы;

-классные и домашние сочинения разных жанров.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VII классе – 70 часов (2 часа в неделю). При составлении календарно-тематического планирования для удобства работы были введены следующую дополнительную колонку:

- подготовка к ГИА.

                                                           

                                                            РАЗДЕЛ II

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА

- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

        - выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

        - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;

        - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

        - умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном  произведении;

        - умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

        - умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

        - умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

        - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

        - умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

        - умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

        - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 7 классе

Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители:   Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.:Русское слово, 2009.

 

Количество часов: всего –  70, в неделю –  2. 

        


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к экзаменам

Примечание

I

Введение (1)

1

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).

1

01.09.12

II

Устное народное творчество (5)

2

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин.

1

06.09.12

В3-12

3

«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.

1

08.09.12

4

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

1

13.09.12

С1-5

5

Контрольная работа по теме «Былины» (тест).

1

20.09.12

6

Русские народные песни.

1

22.09.12

III

Древнерусская литература (3)

7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

1

27.09.12

С1,2

8

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

29.09.12

С1,2

9

Вн.чт. Нравственный облик человека в древнерусской литературе. («Житие Сергия Радонежского»).

1

04.10.12

IV

Русская литература XVIII века (7)

10

М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Особенность поэтического языка оды.

1

06.10.12

В9,10

11

Теория М.В. Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории.

1

11.10.12

12

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

1

13.10.12

13

Классицизм как литературное направление (создание первичных представлений). Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе.

1

18.10.12

14

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

1

20.10.12

С1,2

15

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

1

25.10.12

16

Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению

1

27.10.12

С1,2

V

Русская литература XIX века (30)

17

А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»..

1

08.11.12

В1-12


В1-12

18

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина.

1

11.11.12

В1-12

19

Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1

15.11.12

В1-12

20

Р.Р. Подготовка к классному сочинению на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

17.11.12

С1-5

21

Р.р. Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

22.11.12

С1-5

22

М.Ю. Лермонтов. «Родина». Образ Родины в стихотворении.

1

24.11.12

23

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…»

1

29.12.12

В1-12

24

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания.

1

01.12.12

25

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

1

06.12.12

26

Р.р. Написание классного сочинения - рецензии на эпизод из «Песни...»

1

08.12.12

С1-5

27

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести.

1

13.12.12

В8




В8

28

Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.

1

15.12.12

В8

29

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Основные темы рассказов, отношение автора к героям.

1

20.12.12

В8

30

Вн.чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь»

1

22.12.12

31

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

1

27.12.12

32

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.

1

29.12.12

33

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения.

1

17.01.13

В8

34

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения.

1

19.01.13

35

М.Е .Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой. Своеобразие сюжета; проблематика сказки.

1

24.01.13

В8

36

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

26.01.13

В8

37

Вн.чт. Такие разные сказки… (по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина)

1

31.01.13

В8

38

Р.р. Подготовка к классному сочинению. Письменный отзыв на прочитанное произведение.

1

02.02.13

С1-5


С1-5

39

Р.Р. Написание классного сочинения. Письменный отзыв на прочитанное произведение. 

1

07.02.13

С1-5

40

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

1

09.02.13

В8

41

Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

1

14.02.13

В8

42

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести.

1

16.02.13

В2-8

43

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения.

1

21.02.13

44

Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIX-XX вв.

1

23.02.13

В8-12

45

А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Позиция писателя.

1

28.02.13

В8

46

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа.

1

02.03.13

В8

III

Русская литература XX века (19)

47

М. Горький. О писателе. Повесть «Детство», ее автобиографический характер. Знакомство с героями.

1

07.03.13

С1,2

48

Становление характера главного героя повести М. Горького «Детство»

1

09.03.13

В8

49

Проблематика повести М. Горького «Детство».

1

14.03.13

В8

50

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция. Р.Р. Подготовка к классному сочинению

1

16.03.13

С1-5



С1-5

51

Р.р. Сочинение по творчеству М.Горького

1

21.03.13

С1-5

52

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы.

1

23.03.13

В8

53

А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

1

04.04.13

В8

54

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

1

04.04.13

В8-12

55

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1

06.04.13

В8-12

56

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя.

1

11.04.13

С1,2

57

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

1

13.04.13

С1,2

58

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

1

18.04.13

С1,2

59

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

1

20.04.13

В8-12

60

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики А.Т.Твардовского

1

25.04.13

61

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя.

1

04.05.13

62

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

1

06.05.13

С1,2

63

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

1

11.05.13

С1,2

64

Русские поэты о России.

1

14.05.13

В8-12

65

Итоговое тестирование

1

16.05.13

III

Зарубежная литература (4)

66

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.

1

18.05.13

67

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Проблематика стихотворения. «Остров сокровищ»(часть третья). Приемы создания образов.

1

23.05.13

68

Особенности японской поэзии. Мацуо Басё.

1

25.05.13

В8-12

69

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора.

1

29.05.13

70

Итоговый урок (1)

1

31.05.13

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества (5 часов)

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера в речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой, преданием).

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

 Из древнерусской литературы (3 часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Из литературы XVIII  века (7 часов)

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Г.Р. Державин. Биография . Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, его отличие от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, соновной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Из литературы  XIX  века (30 часов)

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение массы и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

 Н.В.Гоголь.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

 И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А.Некрасов.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

 М. Е. Салтыков-Щедрин.

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н.Толстой.

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С.Лесков.

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.А.Фет.

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

А.П.Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Из  литературы  XX  века (19 часов)

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

 И.А.Бунин.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И.Куприн.

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

В.В.Маяковский.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

С.А. Есенин.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С.Шмелев.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М.Пришвин.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г.Паустовский.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А.Заболоцкий.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т.Твардовский.

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л.Васильев.

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М.Шукшин.

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из зарубежной литературы (4 часа).

У. Шекспир.

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. Вечные темы в сонетах: любовь, жизнь, смерть, красота.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубленное и расширенное понятие).

Р.Л.Стивенсон.

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Мацуо Басё.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

А. де Сент-Экзюпери.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Раздел V. Формы и средства контроля

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тестирование

2

1

1

Классные сочинения

4

1

1

1

1

Домашние сочинения

1

1

Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение 1 (домашнее)

Грустный смех Фонвизина.

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Образ Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Образ Митрофанушки в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Сочинение 2

Петра I  и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

 Сочинение 3

Рецензия на эпизод из «Песни про царя Ивана Васильевича….» М.Ю. Лермонтова.  (По выбору.)

Сочинение 4

Отзыв на прочитанное произведение (по произведениям Н.Некрасова или М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Сочинение 5

Бабушка Акулина Ивановна.

Алеша в доме деда.

Что нравилось Алеше в окружающих его людях?

Чем интересен мне образ Данко?

М.Горький и герои его произведений.

Тестирование №1

1. Ответьте на вопросы. При необходимости дайте развернутый ответ.

К какому роду литературы относятся былины?

Каков круг главных идей былин?



Перечислите героев былин.




Что такое гипербола? Какую роль она выполняет в былине?



2. Укажите, из какой былины эти строки:

а)  Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь, прохожий идет впереди; ступою едет, прохожий идет впереди. Проговорил богатырь таковы слова:

  - Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко, не могу тебя догнать на добром коне.

____________________________________________

б) Он приехал-то во славный стольный Киев-град.

А ко славному ко князю на широкий двор.

Ай Владимир-князь он вышел из божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Они сели есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

____________________________________________

в) Душно в Киеве, что в скрине,

       Только киснет кровь!

    Государыне пустыне

      Поклонюся вновь!

______________________________________________

3. Объясните значение выделенных слов:

стольный

прямоезжая

заколодела

лазоревый

величать

в особину

воспеть

4. Выберите правильный ответ:

а) Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? а) Добрыня Никитич, б) Алеша Попович, в) Святогор-богатырь

б) Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? а) Добрыня Никитич, б) Алеша Попович, в) Святогор-богатырь 

5. Прокомментируйте следующие строки. Свой ответ представьте в виде связного текста.

Можете воспользоваться вопросами.

Кто герой отрывка? Из какого он произведения? О чем это произведение? Объясните смысл выделенных слов и выражений. По каким признакам этот текст можно отнести к былине?

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький
дородный добрый молодец.
Он стоял
заутреню во Муроме,
Ай к
обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так
пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.

Итоговое контрольное тестирование

А1. Что называют летописью?

А) рассказ о духовных и светских лицах, канонизированных христианской церковью

Б) обширное повествование в стихах и прозе о выдающихся национально-исторических событиях

В) историческое повествование

Г) легенду

А2. Литературный герой это:

А) Художественный образ;

Б) Реальный человек;

В) Автор.

А3. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,        

Придет желанная пора…

Определите стихотворный размер данного отрывка стихотворения.

А) хорей

Б) ямб

В) дактиль

Г) анапест

А4. С каким призывом обращается Петр 1 к своим войскам перед боем? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава».)

А) «Вперед, за Родину!»

Б) «Ура!»

В) «В атаку!»

Г) «За дело, с Богом!»

А5. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 Кто из поэтов  является автором этих строк?

А) А.А.Блок

Б) В.В.Маяковский

В) С.А.Есенин

Г) И.А. Бунин

А6. Какой финальной сценой заканчивается рассказ А.И.Куприна «Allez!»?

А) выступлением героини

Б) отъездом из города, где выступал цирк

В) уходом из цирка

Г) гибелью героини

В1. Назовите основные жанры классицизма.

_________________________________________________________________________

В2. Кому из героев принадлежат слова «Век живи, век учись, друг мой сердешный»?

______________________________________________________________________

В3. Назовите имена трех друзей А.С.Пушкина.

____________________________________________________________________

В4. Назовите сборник рассказов и очерков И.С.Тургенева.

С1. Какие черты русского национального характера отражены в образах героев «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

С2. Как вы поняли финал рассказа Б.Л.Васильева «Экспонаи №..»?

Ответы:

А1. В

А2. А

А3. Б

А4. Г

А5. В

А6. Г

В1. Высшие жанры – ода, трагедия, эпос;  низшие – комедия, сатира.

В2. Простаковой («Недоросль»)

В3. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер

В4. «Записки охотника»

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

  1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. –М.. 2009.
  2. Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово», 2010
  3. Полухина, В.П. Поурочные планы по литературе. – Волгоград, 2006.
  4. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
  5. Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы.- М., 2011.

      6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008

7.Черных, О.Г. Игровые уроки по литературе. –М., 2008.

Оборудование.

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» (базовый уровень)

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев М.: Русское слово,  2010 г. - «Литература 5,6,7,8 класс»

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркин, для 7 класса в 2-х частях

Иллюстрации // Плакаты

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Портреты поэтов и писателей

Средства ИКТ

Универсальный портативный компьютер

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Экран настенный

Информационные источники

Словари

Энциклопедия

Иллюстрации по литературе

Галерея портретов поэтов и писателей

РАССМОТРЕНА


на заседании МО учителей русского языка и литературы


Протокол № _____


от «___»_________2012 г.

СОГЛАСОВАНА


заместитель директора МБОУ «Котовская ООШ»


___________И.А.Жилина

   


«____»____________2012 г.

РАССМОТРЕНА


на заседании педагогичес-кого совета



Протокол № _____


от «___»_________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА


приказом МБОУ

 «Котовская ООШ»


от «___» ________2012 г.

   

 № _____


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» (базовый уровень) для 5 - 9 классов

Рабочая программа предназначена для учителей английского языка, работающим по УМК  "Английский в фокусе"....

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Рабочая программа Учебного предмета «География» 7класс, базовый уровень

Рабочая  программа Учебного предмета  «География»  7класс, базовый уровень...

Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» Базовый уровень, начальное общее образование, 3А класс, 68 часов

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. &mda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5б класса

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...